Новосибирск 11.9 °C

Управлению нужны перемены

24.01.2006 00:00:00



Но семнадцатого января ни о каких успехах и итогах губернатор не говорил нарочито. О них пойдет речь позднее. Его заботило другое. Он сосредоточился на системных задачах и проблемах, на переменах, которые необходимы в управлении областью, на перспективах развития и на новых формах работы. Подчеркнув при этом, что он говорит о своем видении проблем и задач. Такие выступления он готовит сам, никого не привлекая к работе над докладом.

Взаимодействие с обществом
— А что бы вы, Виктор Александрович, — спросили мы у него, — поставили впереди всех задач на новый год?

— Взаимодействие с обществом. Это приоритетная задача в условиях формирования политической системы. Нас ждут большие изменения. Они связаны с новым законодательством о выборах и с возрастающей ролью политических партий. То есть надо взаимодействовать в своей работе с политической системой и, если хотите, быть во многом определенной частью этой системы. Поэтому в структуре администрации, в организации планов нашей работы будет много нового, вытекающего из необходимости укрепления и повышения эффективности этого взаимодействия и новых форм работы с депутатами областного Совета, с его политическими фракциями, комитетами и комиссиями.

Второе, что необходимо, — это усиление работы коллегиальных органов. Важно, чтобы все управленческие органы области опирались на работу специалистов и представителей общественности, ассоциативных организаций профессионалов, таких, как Союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация руководителей предприятий, Совет агропромышленного комплекса, Совет по содействию инновационному развитию и т. п. Должен уточнить, что уже сейчас выполняются мои поручения по пересмотру всей системы координационных органов взаимодействия администрации с обществом. Подписанный регламент организации их работы очень жесткий. Полагаю, что создадим мы и Высший экономический совет. Он возьмет на себя задачи и функции, которые сегодня решают многие координационные органы по развитию производительных сил области.

Важно также активизировать социальный потенциал области, усилить роль всех общественных организаций и устранить в этой работе казенный подход, формализм, не боясь передавать общественным организациям многие функции, которыми сейчас управляют органы исполнительной власти.

— Виктор Александрович! Какую задачу бы вы назвали ближайшей в работе по взаимодействию с обществом?

— Принятие закона об общественной палате области. Надо отбросить ложное представление, что политическая система и депутатский корпус могут в своей работе реализовать весь общественный социальный потенциал. Он огромен. Общественная палата активизирует этот потенциал. В ближайшее время внесем закон об общественной палате в областной Совет и, как полагаю, он будет принят.

Хочу подчеркнуть еще один момент: авторитет власти — это не только разумная в глазах общества социально-экономическая политика. Не только повышение качества жизни граждан. Это и нравственная позиция, открытость власти, преодоление бюрократизма, коррупции, злоупотреблений, всего негативного. По поведению и позиции власти общество во многом оценивает уровень, эффективность работы, а значит, и авторитет власти.

Уровни власти
— Большая группа задач определяется взаимодействием с государственными органами и органами местного самоуправления. Конкретное распределение функций, полномочий между разными уровнями власти в значительной мере произошло. Но, несмотря на это, проблемы взаимодействия между ними наверняка становятся более важными и сложными?

— Все чаще слышу: «Закон все расписал. Каждый отвечает за свое». Или: «Это не наше. Это забота федерального уровня, а вот та — местной власти». Очевидно, что проблемы взаимодействия усложняются, а решаются они далеко не всегда эффективно.

Существенно меняется, расширяется по-новому взаимодействие со структурами федеральных органов власти в регионе. У нас есть с ними совместные интересы, задачи и проблемы. Мы, с одной стороны, должны незамедлительно сформировать иную систему взаимодействия, чтобы было полное взаимопроникновение в проблематику и способы работы со всеми федеральными структурами, расположенными в Сибирском округе или регионе. А с другой стороны, должны проявить максимальную заинтересованность в эффективной работе федеральных структур. Надо не конкурировать с ними, а поддерживать и помогать им, поскольку очень многие вопросы, которыми сейчас заняты эти органы, будут постепенно передаваться в управленческое ведение области. И мы должны быть к этому готовы.

Огромный блок задач стоит перед нами в сфере взаимодействия с органами местного самоуправления. Новосибирская область одной из первых в России осуществила в прошлом году реформу местного самоуправления, и мы уже накопили значительный опыт. Что-то уже научились преодолевать и правильно регулировать. А в чем-то появились дополнительные сложности и проблемы, которые нам предстоит решать. Ключевая проблема во взаимодействии с местной властью — уточнение управленческих полномочий, формирование типовых структур управления. Мы должны понять необходимость всех полномочий и функций, которые закрепляются за местным самоуправлением, за местными органами власти. И помочь им эти функции и полномочия использовать эффективно и максимально единообразно на территории области. При этом никак не препятствовать самостоятельности и творчеству в органах местной власти, но постоянно давать им типовой «фундамент», основу, позволяющую эффективно воспользоваться полученными полномочиями. Скорее всего нам придется перейти просто от координации и кураторства, когда отдельные работники аппарата всегда в курсе дел, происходящих в районах и городах области, к созданию групп специалистов, квалифицированно сопровождающих управленческую деятельность по основным направлениям и полномочиям, которые переданы местной власти.

Ключ к решению многих проблем во взаимодействии с местной властью — правильное построение межбюджетных отношений. Мы здесь в самом начале пути. Сейчас сформированы скорее не межбюджетные отношения, а бюджет, который выполняет субъект Федерации, и бюджеты, переданные на уровень местной власти. А я хочу, чтобы у нас была система межбюджетных отношений. Система, которая ставит всех в ответственное положение за свою работу и стимулирует активность органов власти.

Во всех районах области важно развитие форм местного самоуправления. Таких, как территориальное самоуправление граждан по месту жительства, родительские комитеты в образовательных учреждениях, попечительские советы и т.д. Без развития форм самоуправления многие полномочия различных уровней власти реализовать невозможно.

Стратегия развития
— Виктор Александрович! Уже не первый год провозглашается социальная политика государства. В газетных заголовках это звучит примерно так: главная ценность страны — человек. В этой формуле некий отзвук того, что мы слышали давно: человек — это звучит гордо. Но какая в действительности реализуется стратегия и политика области на новый год? Что для этого планируется?

— Политика остается такой же — социально-экономической. Но в политике и планировании будут свои особенности.

Представляется важным, чтобы у нас был стратегический план развития лет на 20 — 25. В стране такого «стратегического» опыта крайне мало. Тем не менее эту задачу ставлю как обязательную. Каким должен быть этот план — надо думать. Но что мы должны по всем направлениям в нашей работе иметь стратегические цели и ориентиры, иметь планируемые и достигаемые результаты — для меня очевидно.

Стратегический долгосрочный план должен конкретизироваться пятилетним перспективным планом развития области. Если стратегический план — это скорее построение цели, обозначение главных результатов в перспективе, формулировка основных способов и форм реализации поставленных целей и задач, то пятилетний план — уже и отраслевой, и территориальный, и содержащий множество конкретных мероприятий, инвестиционных и инновационных проектов. Наконец, пятилетний план конкретизируется в текущих планах, которые должны, на мой взгляд, разрабатываться на год и обязательно на два года. Планы на год и на два года — не изолированные, а очень связанные между собой документы. Это постоянно существующий в единстве плановый документ.

Важно обеспечить единство планового процесса и в муниципальных образованиях. Хотя надо понимать, что мы не можем за муниципальные органы и органы местной власти разрабатывать планы. Но план, который не привязан к конкретной территории, планом считаться не может. Следовательно, надо точно расписать в плановой системе наши функции, полномочия и задачи. Я их вижу главным образом в построении методологии и обеспечении единообразия планового процесса и плановых документов. Пора сделать обязательным планирование управленческих функций для всех органов местной власти: в районах, городских округах и поселениях. Пришло время точно определять результативные показатели и стимулировать их достижение. К таким показателям отношу удовлетворенность общественных потребностей, эффективность работы научно-образовательного комплекса, доступность и уровень медицинской помощи, развитие транспортной инфраструктуры, уровень правопорядка и безопасности граждан, удовлетворение культурных и духовных потребностей, демографические и миграционные показатели и еще целый ряд других.

Эффективность работы еще слабая
— Виктор Александрович! Когда-то ни один доклад, особенно по перспективам развития, не обходился без пространной главы «производительность и эффективность труда». Сейчас об этом говорят как-то глухо...

— Потому, возможно, что работаем мы недостаточно эффективно и слабо стимулируем рост производительности и эффективности труда. Мало управленческих усилий направляем на оптимизацию занятости, на то, чтобы у нас в области за счет трудового ресурса создавали бы больше новых производств и рабочих мест, а на действующих предприятиях и в других организациях росла эффективность, росла зарплата, росли доходы.

Мы остаемся крайне консервативными при решении задач по росту минимальной заработной платы. Находимся в плену каких-то устаревших нормативов, стереотипов и правил. Вместо того, чтобы поставить простую и точную задачу, как обеспечить необходимый доход за один час и за месяц работы как в бюджетной, так и в небюджетной сфере. Эту задачу тоже отношу к приоритетным.
Совершенно не устраивают нас доходы сельского населения. Сельхозпредприятия не платят людям достойную зарплату, порой не платят ее совсем, а наши усилия по стимулированию личного хозяйства, повышению его товарности не дают пока должных результатов. Доходы сельского населения остаются предельно низкими.

Мы не умеем грамотно регулировать доходы частных предпринимателей, неэффективны в преодолении теневых доходов. Надо признать, кое-что мы делаем за счет совершенствования налогового законодательства и некоторых стимулов и способов администрирования и вроде бы выводим какие-то доходы из тени. В прошлом году, например, эта цифра составила более 200 миллионов рублей. Но развитие, прежде всего Новосибирска, как крупного инфраструктурного сервисного центра, постоянно эту проблему возрождает и усиливает.

Если же говорить в целом о росте доходов, то механизмы их повышения понятны: увеличивать занятость населения, создавать новые предприятия, наращивать строительство, реализовывать инновационные проекты, повышать эффективность экономики. Мы все должны понимать, что территория и коммунальные условия позволяют нам увеличивать экономический потенциал, и этим надо умело воспользоваться.

«Сколько меня не убеждают...»
— Недавно мы все прочли, что в минувшем году приток капитала в нашу страну превысил отток. Казалось бы, к нам тоже потоком пошли инвестиции. Так ли это, Виктор Александрович?

— Развитие инвестиционной деятельности — большая системная задача. За последние шесть лет объем инвестиций в нашей области увеличился почти в 2,5 раза, что существенно выше среднероссийских показателей. Тем не менее инвестиционный процесс у нас должен быть более активным.

Он обязательно предполагает наличие хорошо проработанных проектов, которых недостаточно.

Нужно инициировать разработку и сформировать постоянно обновляемый каталог, реестр таких проектов с минимальным объемом инвестиций порядка пятидесяти миллионов долларов. Нам надо иметь хорошо отлаженный организационный механизм рассмотрения инвестиционных предложений и подбора территорий для их размещения с набором выгодных технических условий.

Мы не станем больше ждать инвестиционных предложений, а будем исходить из стратегического плана развития области, понимания точек роста и приоритетов при разработке инвестиционных проектов. И разрабатывать их сами, выступая заказчиком. Очевидно, что к нам будет поступать много инвестиционных предложений. Но нужен порядок их разработки и регламент рассмотрения таких проектов. Не говоря уже детально о привязке их к определенным территориям и площадкам.

Нам нужны новые инструменты и стимулы инвестиционного развития. Например, предстоит разработать новую редакцию закона о поддержке инвестиционного процесса на территории области, инновационной деятельности, предусмотрев в нем более эффективные механизмы бюджетной поддержки и налоговых льгот. Сделать все это для того, чтобы повысить инвестиционную активность в целом, так же как эффективность использования бюджетных средств. Мы намерены создать государственный областной банк инвестиционного развития, обладающий большим уставным фондом и имеющий возможность привлекать крупные кредитные ресурсы.

Особое направление инвестиционной деятельности связано с развитием науки, высоких технологий и созданием условий для быстрого развития технико-внедренческого процесса.

Не видим большой проблемы в том, что на территории Новосибирской области не создана особая экономическая зона. Работа по подготовке соответствующих документов сама по себе принесла значительную пользу. Мы не только определились в стратегии развития целого ряда научно-технологических направлений, но и разработали механизмы, позволяющие сформировать аналогичную зону, опираясь на собственные административные, налоговые, финансовые и производственные ресурсы.

Кроме того, уже начали создавать мощный технопарк в сфере информационных технологий, который предполагает строительство современной инфраструктуры, привлечение самых высококвалифицированных кадров и в конечном счете выпуск информационного продукта не только российского, но и мирового уровня. Проект технопарка получил поддержку Федерального правительства.

Конечно, главная задача областной администрации — правильно организовать процесс, создать условия и определить стимулы для инвесторов. Но в определенных случаях мы будем сами реализовывать инвестиционные проекты и ставить на ноги новый бизнес, добиваться необходимой эффективности, а потом его продавать в частные руки. Без такого подхода нам не воплотить в жизнь целый ряд экономических и социальных программ стратегического значения.

Перспективный подход
— Как изменилось время, Виктор Александрович... Раньше программные доклады никогда не начинали с таких тем, как взаимодействие власти и общества, уровни власти, инвестиции. Начинали, как правило, с промышленности и сельского хозяйства.

— Вот и мы сейчас начнем... Несмотря на более высокую, чем в среднем по России, динамику роста промышленного производства, которая составила 8,5 процента, считаю, что мы не провели еще достаточно полноценных структурных и инвестиционных преобразований в промышленности. Нам нужно усилить перспективный подход к развитию промышленных отраслей. Мы легко удовлетворяемся статистическими показателями. А нам надо иметь точное видение длительной перспективы. То есть знать, как наши предприятия и весь промышленный комплекс работают на рынках, насколько эти рынки перспективны, насколько эффективны заказчики и корпорационные партнеры промышленных предприятий. Пока что нам трудно конкурировать не только на мировых рынках, но даже на российских. Не надо закрывать на это глаза. Россия имеет открытую экономику. Поэтому не усиливать плановую организацию нашей работы и наше воздействие на промышленные предприятия невозможно. Недооценка дорого обойдется.

Считаю необходимым провести системное рассмотрение перспективных бизнес-планов всех промышленных предприятий области, имеющих годовые объемы производства не менее 100 миллионов рублей. И при рассмотрении согласовать, подтвердить динамику основных социально-экономических показателей, с которыми выходят предприятия: размер инвестиций, освоение новых видов продукции и ряд других показателей. Но главное —определить конкретное участие администрации, областных и местных органов власти по поддержке реализации этих планов и созданию благоприятных условий для решения поставленных задач. Эти документы с горизонтом планирования не менее пяти лет должны быть максимально конкретизированы в текущих планах, и иметь эффективное организационное сопровождение. Специальные усилия предстоит направить на развитие производства подакцизных товаров, высокорентабельной продукции, импортозамещающей и продукции, ориентированной на экспорт. Эти направления в меньшей степени связаны с нынешней конъюнктурой и требуют организационной поддержки, поскольку дают возможность быстрого прироста.

Нужна и более эффективная поддержка малого предпринимательства в производственной сфере. Мы создали малый бизнес. Но наши формы поддержки его носили больше политический, психологический характер. Мол, мы, власть, не против. Сейчас я требую эффективности малого бизнеса, нормальных инструментов государственной поддержки, минимума формализма в работе с этим бизнесом.

Одновременно считаю важным повышение эффективности налогового регулирования малого предпринимательства. Нельзя дальше допускать абсурдную ситуацию, когда, поддерживая малый бизнес, мы разрушаем налоговый потенциал, нормальную конкуренцию, систему регулирования доходов и плодим теневые финансовые потоки, а в конечном счете — криминал. Многие даже не понимают того, что делают. В одно и то же время, в одном и том же месте рассказывают о том, что сделали и развили, и тут же сообщают, что налогов теперь никаких не стало. Раньше потребсоюз мало, но хоть что-то платил, а теперь многие частные торговцы вообще ничего не платят. Так дальше не будет. Нам в меньшей степени, чем для другой рыночной страны, нужно малое предпринимательство как форма «самозанятости». У нас потребности в занятости будут. Но нам крайне важно, чтобы система малого предпринимательства, с одной стороны, добавляла, развивала, укрепляла экономику, а с другой стороны, люди, занятые в малом предпринимательстве, должны формировать полноценный средний класс. А это класс граждан, максимально независимый от государства при решении своих социальных задач. Кроме того, малый бизнес во многих сферах работает эффективнее, чем другие. Именно налоговые нормативы должны стать основными регуляторами экономической деятельности малого бизнеса, а не бюрократия, которая часто занимается согласованием и контролем, контролем и согласованием.

Не выживать, а зарабатывать
— Ваши претензии, Виктор Александрович, к развитию промышленности и предпринимательства, как представляется, вполне применимы во многом и к агропромышленному комплексу... Если вспомнить, например, о той же недостаточной или просто низкой эффективности сельскохозяйственного производства.

— Едва ли одну ситуацию можно наложить на другую... Хотя трудностей развития на селе еще больше. Здесь необходим рост организованной занятости сельского населения. Иначе нам ни сохранить, ни поддержать сельский образ жизни. Вот почему все наши производственные и социальные планы ориентированы на решение задачи по росту организованной занятости. Важнейший инструмент по решению этой задачи — системная заготовка и заказ сельскому населению на сельскохозяйственную продукцию. Предстоит сформировать балансы производства сельхозпродукции, подтвержденные спросом и заказом.

Вторая задача — формирование эффективного землепользования и собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Как ни странно, сегодня весьма сложно найти заинтересованных субъектов развития сельскохозяйственного производства. Самое популярное слово в этой отрасли — «выжить». А я хотел бы, чтобы в обиходе были слова «заработать», «повысить эффективность производства», «освоить новые технологии», «выпускать новую продукцию».

Невозможно решить никакие проблемы агропромышленного комплекса без технического перевооружения. Техника у нас устарела и стала непосильным бременем для экономики сельскохозяйственного производства. Очевидно, что нужно использовать все возможности эффективного кредитования для приобретения новой техники, применяя для этого разные формы. Например, всячески стимулировать сильные хозяйства для приобретения новой техники. Тем более что государство уже предусмотрело такой механизм. Практически все кредиты на приобретение новой сельхозтехники дееспособными предприятиями компенсируются по процентной ставке банка. Фактически любой производитель сельскохозяйственной продукции может сегодня получить новую технику с рассрочкой на восемь лет и без процента, то есть под нулевой процент.

Одновременно можно рассмотреть и такой вариант: какую-то часть физически пригодной, еще хорошей техники, но уже не устраивающей сильные хозяйства, передать кооперативам, более слабым хозяйствам по небольшим ценам, используя для этого систему господдержки, специальные государственные субсидии на приобретение техники.

Пришло время рассмотреть в каких-то случаях возможность создания государственных или муниципальных МТС, чтобы сконцентрировать новую технику в одном технологическом звене под контролем государства или местной власти, и оказывать в нем технологические и технические услуги. Это, как представляется, потребуется в небольших районах, где очень мало сильных хозяйств. Тогда мы сможем в них меньшими средствами и меньшим количеством техники решать больше задач. И, конечно, в маленьких районах, где главная форма — сельхозкооперативы, в которые и объединяются сельчане, неправильно будет сразу «нагружать» их скромный баланс, бюджет оплатами за приобретение дорогостоящей и сложной техники.

Нам не обойтись без роста товарности сельскохозяйственного производства, включения личных хозяйств, сельских жителей в программу экономической деятельности агропромышленного комплекса. Сейчас это носит случайный, а не систематический характер. Кое-что, конечно, делается по поддержке личных хозяйств, но все это учитывается отдельно. Иногда мы неэффективно конкурируем: организованные предприятия и население. Вместо того, чтобы дополнять друг друга, понимая, что сама технология предполагает освоение каких-то технологических операций, производственных процессов только на крупном, хорошо организованном предприятии с использованием дорогостоящей, энергонасыщенной техники. А какие-то можно и нужно делать в маленьком, личном хозяйстве, где требуется тщательный уход и внимание. Чего нельзя ожидать на крупном производстве и предприятии.

Нужны и новые подходы государственной поддержки современных технологий. Ориентир на базовые хозяйства, к сожалению, мало оправдался. Они оказались не способными распространять передовой технологический опыт. Да и наши научные организации тоже не в состоянии продвигать даже очевидные прогрессивные высокие технологии. Поэтому от нас требуется максимум внимания к обновлению технологий, поголовья, работе с семенами, ко всему тому, что дает большую эффективность.

Нельзя умолчать о подготовке кадров и особых социальных приоритетах на селе. Не скроешь, что в подавляющем большинстве сфер жизнедеятельности у нас будет обостряться проблема занятости. В сельском хозяйстве нам объективно не хватает сегодня квалифицированных молодых специалистов. Задачу эту приходится решать с использованием специальных бюджетных, стимулирующих ресурсов. Это и гранты на образование, и особые жилищные субсидии при кредитовании жилья, и приоритетные задачи по бюджетному финансированию материальной базы социальной сферы на селе. Сельских специалистов нужно подготовить, но этого еще мало. Их еще нужно закрепить там, где они приступили к работе. Социальные инвестиции должны быть не только увеличены по объему. Их еще надо умело сконцентрировать, точно увязать с перспективами роста экономики и развития занятости. Выделять средства не всем поровну, а туда, где действительно видны приметы экономического роста. И в зависимости от этого укреплять социальный потенциал сельской территории.

Несколько конкретных задач... или Как строить дороги
— В нашей области транспорт словно самостоятельная империя, от которой все зависят. Улучшая его работу, мы ослабляем эту зависимость. Какие, на ваш взгляд, транспорту, Виктор Александрович, требуются перемены?

— Назову несколько конкретных задач. Нам требуется качественное развитие грузового транспорта. Как железнодорожного, так и авиационного. Нужны дополнительные усилия для таможенного оформления импортных и экспортных грузов. Увы, но огромный поток грузового транзита идет сегодня в обход области. А при этом мы имеем уникальные железнодорожные и авиационные коммуникации для того, чтобы этот транзит шел через нашу область. Эта вполне конкретная задача будет рассмотрена, и нам надо найти способы ее решения.

Далее. Нужно более активно строить так называемые логистические складские комплексы. Первые из них уже вводятся в эксплуатацию. Эти комплексы не только стимулируют развитие экономики. Здесь достаточно большое число новых рабочих мест. Это трудоемкая сфера. И, думаю, что можно было бы в ряде проектов по строительству логистических складов предусмотреть и производственные объекты. Иначе говоря, в одной территориальной среде сразу подготовить площади для производства продукции, например, товаров массового потребления. В большинстве случаев это будет как дополнительно добавленная стоимость: что-то привезут на склад, а что-то к нему дополнят или будут фасовать здесь продукцию. Словом, дополнительная работа усилит значение этих логистических комплексов.

Нужна и другая «дополнительность». Речь веду о формировании дополнительной финансовой базы дорожного строительства. Дороги и раньше, и сейчас, а тем более завтра будут сдерживающим фактором в развитии нашего региона. Ясно, что без увеличения финансирования этой сферы нам не обойтись. Очень многое здесь зависит от политики федерального правительства. И правительство, безусловно, понимает это. Будут определенные изменения в том, что связано с дорожным строительством. Но я хочу, чтобы мы, не дожидаясь правительственных решений, приняли целый ряд решений своих. Во-первых, должны быть незамедлительно внесены, а может быть, и пересмотрены по содержанию проекты закона о налоговых ставках по транспортному налогу. Просто безобразие, что мы уже три года не меняем ставки вообще, а еще хуже то, что, когда мы принимали этот закон в первый раз, то подошли к нему не с самых сильных управленческих позиций. Словом, транспортное налогообложение совершенно неэффективно. А предполагаемые изменения могут дать прирост целевых финансовых ресурсов на дорожное строительство в сумме одного миллиарда рублей в год.

Хотел бы также, чтобы были разработаны предложения по направлению на цели дорожного строительства обязательной части абсолютного прироста налоговых доходов от прибыли в бюджете области и от использования земли в бюджетах муниципальных образований. То есть надо создать систему, когда часть приростного показателя гарантированно и обязательно идет на этот особый, дорожный, приоритет. Механизмы надо искать, но задача такая: уже в 2007 году существенно увеличить финансовые ассигнования на дорожное строительство.

Не сбросишь со счетов и необходимость оптимизации расходов бюджета области на поддержку внутригородских и районных перевозок. Это касается всех видов транспорта. Но и в этой «теме» мы находимся все еще в плену устаревших и технологических, и управленческих, и социальных подходов. Частный транспортный сервис будет развиваться и дальше. И перевозчики будут, и автобусы они купят, и даже электрички, но дорог никто строить не станет. Строить дороги предстоит государству, понимая, что, кроме бюджета, других серьезных инвестиционных источников нет. Во всех сферах есть, а здесь нет. Это болевая точка нашего развития.

В строительстве у нас много и других проблем. Важнейшей целью в этом комплексе считаю реконструкцию жилого фонда, за счет которой можно наращивать объемы строительства. Обозначенную задачу сразу готов подкрепить пониманием необходимости увеличения расходов бюджета на жилищные субсидии граждан на кредитование жилья. Надо увеличивать лимиты кредитов, дифференцировать нормативы для сельской местности, малых городов и пригородов Новосибирска. Дифференция будет учитывать особую приоритетность сельской жизнедеятельности. Мы будем формировать государственный заказ на строительство социального жилья.

Администрация готова на эти цели открыть кредитную линию на 300 — 350 миллионов сразу дополнительно к бюджетным ассигнованиям. С учетом оборота денег и быстрых темпов строительства, когда финансами все обеспечено, это достаточно большие ресурсы, позволяющие качественно увеличить объемы строительства жилья. Весь объем земельной ренты должен быть направлен на жилищные субсидии при кредитовании жилья именно в те муниципальные образования, на территории которых и предстоит реализовывать государственный заказ. Уже формируются большие территориальные земельные участки, определяются основные элементы проектного планировочного задания, будут проводиться конкурсы и отбираться крупные подрядные организации, способные быстро и с хорошим качеством выполнить работу.

Мы, безусловно, найдем способы увеличить объемы жилья. Уже на этот год поставили непростую задачу: на четверть увеличить объем жилищного строительства. Убежден, что эту цель мы достигнем. И будем иметь возможность наращивать и дальше объемы строительства жилья. Но у нас много жилья устаревшего, даже ветхого и аварийного. Что с ним делать? Не сомневаюсь, что чем дальше мы откладываем задачу по реконструкции старого жилья, тем сложнее нам ее будет решать завтра. Поэтому параллельно со строительством нового жилья будем активно заниматься реконструкцией и сносом жилья устаревшего.

Уже в этом году и в самое ближайшее время я должен буду подписать нормативные документы о регламенте, нормативах государственной помощи при расселении. На основе нового Жилищного кодекса нужно очень точно и правильно регламентировать этот процесс. Сегодня он тоже скорее индивидуальный, чем системный. А нужен точный типовой системный регламент, чтобы можно было все это эффективно проводить.

Еще одна приоритетная задача — ускоренное наращивание производства строительных материалов и конструкций. Для этого нужна специальная, отдельная программа. Причем выделенная из всех других программ инвестиционного развития производственной сферы. Здесь крайне важен территориальный аспект. В строительстве очень заметно влияют на себестоимость транспортные издержки. Мы уже сегодня стоим перед тяжелейшей проблемой, когда отсутствие мощностей по производству строительных материалов на территории области делает неэффективным строительство новых объектов. За счет транспортной составляющей себестоимость просто колоссальная. Поэтому и новые предприятия, и новые производства, и правильная транспортная развязка должны быть, с одной стороны, как можно ближе к Новосибирску, где в основном и идет строительный процесс, а с другой — учитывать потребности других территорий.

Игнорировать уже нельзя
— Так утверждали вы в своем выступлении, когда речь зашла о капитальном ремонте...

— Конечно, капремонты проводятся каждый год. Но этому процессу не хватает системности. В 2006 году, как и в прошлом, потребуется выдача бюджетных ссуд муниципальным районам и городским округам, поскольку капремонты теперь находятся в их ведении.

Нигде не должна быть проигнорирована задача капитального ремонта, и в любых финансовых нормативах будет выделена доля, которая должна пойти на капремонт обязательно.

Нельзя игнорировать и такой момент: работа всех учреждений социальной сферы должна быть ориентирована на результат и оцениваться по результатам. Нередко учреждения у нас работают сами на себя, не получая достойной востребованности от общества. Сложившуюся ситуацию необходимо переломить. Для всех без исключения типов учреждений предстоит сформулировать результативные задачи и критерии и так называемый социальный заказ. И научиться оценивать результаты работы, выполнение заказа. Задача крайне трудная, но иначе нельзя.

Хочу сказать всем социальным учреждениям и отраслям. Пришло время точно определять: что в социальной поддержке, обслуживании граждан есть государственная гарантия, социальная политика и точно должно финансироваться из бюджета. И что есть социальная услуга, которая имеет рыночный спрос и цену. Важно правильно разграничить, что является государственными гарантиями и по определенным нормам защищено и финансируется из бюджета. А что относится к некой дополнительной услуге. Часть цены этой услуги государственный бюджет может оплачивать, принимая во внимание, например, ее социальное значение и невысокий уровень доходов отдельных граждан. Особенно неработающих.

Проблемам просторно, словам тесно
...Многое губернатором в своем выступлении было сказано тезисно, только обозначено. Среди многих проблем словам было тесновато. Но и о них умолчать совсем нельзя...

В образовании: повышенное внимание к начальной школе. К предусмотренному в рамках национального проекта добавить серьезные программы, включающие в себя и меры государственной поддержки, и государственный спрос, и повышение ответственности самих педагогов за свою работу.

Равные условия и гарантии общесреднего образования. Постоянный курс на развитие уникальных способностей и возможностей детей. Хочу, чтобы все имели равные возможности, равные технологии в школах и в то же время, чтобы вся система образования всячески пестовала таланты и создавала условия для их проявления. Задачи трудно совмещаемые, но наше экономика и общество могут быть конкурентоспособными только в том случае, если у нас будет уникальный уровень науки и образования. А все начинается в школе.

Культура. Повышение требовательности к качеству работы государственных учреждений культуры. Особенно в творческом, художественном отношении. Забота о кадрах культуры. Много лет мы стыдливо умалчивали о необходимости реконструкции и ремонта учреждений культуры. Сейчас это еще одна приоритетная задача. Должна идти масштабная реконструкция и ремонт театров, дворцов и домов культуры, всех учебных заведений, где обучаются будущие музыканты, артисты, художники и т.д.

Здравоохранение. Изменение системы организации работы поликлиник и участковых врачей. Развитие в рамках национального проекта высокотехнологических медицинских центров. Увеличение бюджетных расходов на лечение, не входящее в

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: