Новосибирск 3.3 °C

Образование: тот самый шанс

09.02.2006 00:00:00



Из 180 миллиардов рублей, выделенных на национальные проекты, на образование в 2006 году федеральным бюджетом предусмотрено 21,68 миллиарда. Сумма довольно быстро распадается на привычные тысячи, если ее сначала разделить на количество субъектов Федерации, далее — на муниципалитеты и так — вплоть до окошечка кассы конкретного образовательного учреждения (ОУ). Кроме того, миллиардный поток параллельно дробится и по основным направлениям проекта: поддержка и развитие высшего и общего образования, внедрение современных образовательных технологий, повышение уровня воспитательной работы в школе и развитие системы профессиональной подготовки военнослужащих.

Работа, по словам заместителя руководителя департамента образования Новосибирской области — начальника управления ресурсного обеспечения Александра Флека, идет, что называется, «с колес». Многие документы пока существуют лишь номинально, без развернутой сопроводительной документации, по принципу «один пишем, три в уме». А учитывая, что уже в феврале пойдут федеральные средства на реализацию проекта, работа идет более чем интенсивная. Для решения всех встающих на пути вопросов на областном уровне создан экспертный совет, а на городском — рабочая группа. Среди важнейших задач — подготовка первоочередных нормативно-правовых актов, призванных обеспечить адекватную реализацию проекта на территории нашего субъекта. Плюс к этому совет и рабочая группа будут фактически в режиме нон-стоп решать все текущие вопросы и задачи, коих предвидится немало. Связано это, как было откровенно признано на недавнем «круглом столе», за которым собрались руководители департамента образования области, городского управления образования, районных отделов и директора школ, с непроработкой многих аспектов проекта, их «сыростью».

Надбавка за классность
Предусмотренное в рамках национального проекта «Образование» вознаграждение за классное руководство составляет 1 тысячу рублей. При этом необходимо соблюдение количественного норматива полнокомплектности: 25 учеников в городской и 14 — в сельской школе. В классах с меньшей наполняемостью пропорционально будет и уменьшение выплат.

И здесь первое недовольство звучит со стороны руководителей коррекционных классов. При средней их наполняемости в девять человек и предусмотренной простой арифмитической выплате по сорок рублей за ученика такие «классные дамы» получат совершенно незначительные суммы. Хотя именно в подобных классах на счету прежде всего не количественные показатели, а несравнимые эмоциональные траты. Попросту говоря, детей меньше, а работы — больше.

Кроме того, финансовый разрыв возникает и когда речь идет о нормативной разбивке на полнокомплектные классы. Предварительно специалисты насчитали по области 16 тысяч 723 класса-комплекта. Но за счет того, что деление не всегда корректно (в сельских школах число учеников на класс нередко превышает 14 предусмотренных проектом), количество комплектов увеличилось. Отсюда денежные нестыковки, которые предстоит решать уже в рабочем порядке.

Несмотря на присутствующий «коэффициент трения», вал данного направления нацпроекта имеет все возможности все-таки успешно повернуться. Обнадеживает в том числе и то, что принято постановление Правительства «О порядке предоставления субсидий бюджетам РФ на вознаграждение учителей за классное руководство в общеобразовательных учреждениях». По разработанному в нем механизму почти 70 млн рублей уже поступили в областной бюджет. Цифра эта — 50% от запланированных на 2006 год для нашего субъекта РФ.

При таком форсировании событий есть основания полагать, что руки педагогов вскоре «во плоти» ощутят эту тысячу, которая все-таки станет подспорьем к ежемесячной зарплате учителя. Именно подспорьем, потому что согласно проекту эта выплата будет осуществляться с сохранением всех уже существующих в субъекте на 30 декабря 2005 года. Да, «не до жиру», да, всего тысяча. Но «на дороге» ее не найдешь, и главное — чтобы дошла до кошелька.

Миллион в одни руки. Рук много
Школа — как огромный муравейник в лесу. Все, что съестного падает на него, моментально рассекается на множество кусочков и раскладывается усердными обитателями по различным кладовочкам на различные же цели — что-то послужит пищей уже сегодня вечером, что-то останется на зиму, а кожурой вот этого можно, пожалуй, заделать дырку, оставшуюся от палочки грибника.

В школе нужд не меньше: то же поддувающее окно хочется поменять, журчащую батарею отремонтировать, а может, и просто упавший «кусок» рассечь на премию «себе любимым»?!.. Не получится.


Наталия ЮСУПОВА, заместитель руководителя департамента образования Новосибирской области:

— На наш взгляд, на взгляд департамента: да, жестко, но реально. Ведь к тому же речь идет сплошь о вещах, с которыми мы все давно работаем. Например, о тех же попечительских советах мы говорим уже минимум десять лет. «Программа развития»? Должна быть у каждого уважающего себя образовательного учреждения. И раз уж на то пошло, этот конкурс — хорошая возможность подтянуться, встряхнуться и, если что-то «не на уровне», — доделать.


Поддержка в размере одного миллиона рублей, полученного каждой школой, прошедшей «Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» (о нем чуть позже), пойдет строго на фиксированные, определенные в масштабах национальных, потребности. На него можно будет закупить лабораторное оборудование, программное обеспечение для образовательного процесса, модернизировать учебные кабинеты. Можно потратить часть денег и на профессиональную подготовку преподавателей. Сама собой разумеющаяся и трата на дальнейшее инновационное развитие школы.

Естественно, получить заветный миллион даже на эти строго фиксированные цели для любого ОУ было бы замечательно. Но что надо иметь уже «в багаже», чтобы быть этим самым «любым ОУ»?

Критерии первоначального отбора, когда рабочей группой идет простая стартовая раскладка пакетов документов из школ на две группы с незамысловатыми условными названиями «отказать» и «дальше», весьма жесткие.

Школа должна иметь статус самостоятельного юридического лица со своим счетом и, соответственно, прочими сопутствующими лицензиями-аккредитациями. В ОУ должен функционировать орган общественно-государственного управления. В любом случае, будь то попечительский, управленческий или совет школы, он должен существовать в зарегистрированном виде, а не просто как регулярные и не очень встречи «лиц по интересам». Кроме того, должна быть разработанная и утвержденная (например, тем же попечительским советом) программа развития ОУ.

Необходима также полная укомплектованность педагогическими кадрами, наряду с составленным коллективным договором. Исходя из этого вполне логичным смотрится и конкурсное требование об отсутствии в течение трех лет нарушений трудового и образовательного законодательства.

Помимо всего перечисленного, школа должна являться либо опорной, либо ресурсным центром для других общеобразовательных учреждений. Можно также быть и методическим или социокультурным центром, или представлять собой экспериментальную площадку муниципального, областного или федерального уровня. Вполне последовательным в данном ключе выглядит требование иметь не просто несколько компьютеров, а полноценный компьютерный класс и собственный сайт.

Луч света на темные места
Конечно, список критериев, выставленный для получения заветной для многих денежной поддержки своей родной школе, на первый взгляд кажется не то что жестким, но просто неадекватным!.. На том же «круглом столе» высказывались опасения, что при таких условиях по миллиону получат не простые-обычные школы, а статусные ОУ (лицеи, экспериментальные площадки и т. д.), которые, по мнению многих директоров школ, и так имеют дополнительное финансирование по сравнению с «простыми смертными».

Однако опасения не имеют прямой логической связи с самой формулировкой конкурса для школ, «внедряющих инновационные образовательные программы». Ведь один, пусть такой масштабный, пусть даже несущий гордое звание «национального», проект не может раздать «всем сестрам по серьгам». Сама цель, заложенная в основание — двигать образование вперед и помогать тем, кто этим уже самостоятельно занимается.

К тому же не все так однозначно. Например, порою ОУ, на которые соседи смотрят, с завистью добавляя «статусное», в рамки конкурса попросту не вписываются. Хотя бы потому, что нет утвержденной образовательной программы!.. Парадокс, не так уж редко встречающийся.

Так что проблема соскальзывает в плоскость иного — неожиданного — характера: набрать бы те 54 ОУ, которые наш субъект может выдвинуть. И здесь разумным видится мнение департамента образования, который надеется, что жесткого квотирования по параметру «городское — сельское ОУ» не будет. Иначе есть опасения, что областных школ столько не наберется.

Как бы то ни было, работа под названием «Национальный проект «Образование» идет. И здесь, как бы парадоксально это ни прозвучало, действия «с колес» видятся мне даже в положительном свете. Да, очень много не проработано. Да, не хватает нормативно-правовой базы, которая буквально «на ходу» стругается под уже текущую работу. Но иначе... Иначе бы мы так никогда и не собрались.

P. S. Мы, безусловно, будем не раз возвращаться к разговору о национальном проекте «Образование», освещая его продвижение в Новосибирской области, более подробно останавливаясь на тех или иных вопросах, представляя, как и сегодня, различные мнения на текущую работу в этом направлении.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: