Новосибирск -0.6 °C

Вызовы времени

15.02.2006 00:00:00



Она должна кардинально изменить построение деятельности в муниципальных сельских районах, коснется параметров бюджета области на 2006 год. Несомненно, будут изменения еще в целом ряде нормативных актов, которые регулируют деятельность в сфере агропромышленного комплекса.

Мало кто сомневается в том, что прямое товарное авансирование сельхозтоваропроизводителей — мера не очень эффективная. Просто вкладывать средства, ничего не меняя в системе производства и сбыта сельхозпродукции, — дело неперспективное. Вот почему и предпринимаются энергичные попытки разработать программу подъема аграрного сектора экономики, предусматривающую ряд новых подходов, управленческих решений.

Ситуация в российском сельском хозяйстве крайне сложная. Очень непростая она и в нашей области. Специалисты формулируют ключевые проблемы, решать которые надо безотлагательно. Руководитель департамента агропромышленного комплекса области Виктор Гергерт называет их вызовами времени.

Каковы же они, самые горячие вызовы времени? Если несколько абстрагироваться от сезонных аграрных кампаний, то в числе главных необходимо назвать такие задачи: господдержка хозяйств, реформирование финансово несостоятельных сельхозпредприятий, техническое оснащение, упорядочение земельных отношений и прав собственности, повышение профессионализма кадров и подготовка кадрового резерва. Сегодня затронем тему государственной поддержки аграрного сектора и финансово-экономического состояния хозяйств.

Государственная поддержка сельхозпредприятий ведется в нашей области довольно интенсивно. В 2004 году в виде субсидий и компенсаций на безвозмездной основе на поддержку сельхозпроизводства из областного бюджета потрачено 309 миллионов рублей, в 2005 году — 470 миллионов. Кроме того, из федерального бюджета использовано, соответственно, 336 миллионов и 340 миллионов рублей. Помощь в субсидировании процентных ставок позволила нашему региону привлечь в последнее время 3,4 миллиарда рублей внебюджетных кредитных ресурсов, включая прежде всего те средства, что дали перерабатывающие предприятия. Село вправе было ожидать неплохих итогов работы. Однако прогнозировать повсеместный благополучный финансово-экономический результат в аграрной отрасли становится просто невозможным. Ряд потрясений в российской ценовой рыночной сфере в прошлом году свел на нет усилия крестьян.

Особенно сгустились тучи над многострадальной деревней со взлетом цен на горюче-смазочные материалы. Только на повышении цен на горючку селяне области потеряли в 2005 году 1,3 миллиарда рублей! Бесследно это не прошло. Именно на такую сумму (на 1,3 миллиарда рублей) за истекший год вырос по аграрному сектору области объем уже имеющейся кредиторской задолженности. Увеличилась и задолженность дебиторская. Конечно, сказались и падение спроса, а также низкий уровень цен на основную продукцию полеводства — зерно.

Но только ли владельцев «черного золота» приходится сегодня винить в экономических неудачах крестьян? У наших хозяйств два крыла — полеводство и животноводство. Почему у некоторых «сложилось» в полете не только одно крыло, но и другое? Почему одни сельхозпредприятия успешно штурмовали семи- и восьмитысячники в надоях молока от коровы, а другие (их 127 хозяйств) довольствовались вершинами, не достигающими и двух тысяч килограммов за год?

Факт, что такие сельхозпредприятия, как племзаводы «Ирмень» Ордынского, «ОПХ «Садовское» Краснозерского районов и акционерное общество «Салаир» Маслянинского района признаны лучшими по России за 2005 год, но факт и в том, что у некоторых хозяйств региона впору «проверять пульс»: живы ли они или только числятся на бумаге? Для этого не надо ждать даже многообещающую Всероссийскую сельскохозяйственную перепись. За «градусник» необходимо браться уже сегодня. Чтобы не опоздать со скальпелем…

Губернатор области Виктор Толоконский, ознакомившись с проектом программы первоочередных мер развития сельскохозяйственной сферы, вернул документ на доработку руководству департамента агропромышленного комплекса. Потребовались дополнительные консультации, деловые контакты с производственниками, учеными, депутатами, банковскими руководителями, бизнес-элитой региона и столицы, а также правительственными чиновниками. Нужна в немалой мере универсальная программа мер, которая способствовала бы как проведению сельскохозяйственных кампаний текущего года, так и успеху более перспективных проектов.

При слове «проектов» невольно возникает мысль о приоритетных национальных проектах в сфере агропромышленного комплекса, о которых мы так много (и еще так мало!) наслышаны. Вопросы федеральных финансовых вложений по национальным проектам в стадии решения, но тревога не покидает селян: средства малы, достанутся не всем; да и те, что поступят, не будут ли смыты одной- двумя волнами подъема цен на горючее, на электроэнергию?

Но отложим в сторону проблему распределения средств по так называемым национальным проектам. Согласитесь, по большому счету вопрос этот все-таки узкий. Сегодня нужно в принципе определяться: кого и как поддерживать? Вопрос этот в нашей области ставится, дебатируется, можно сказать, с пристрастием. Предпринятая в прошлом году практика создания системы управляющих компаний в ряде районов, среди которых были прежде всего откровенно «депрессивные» районы, ощутимой пользы не принесла. Слабые хозяйства таковыми и остались, а многие «похилились» еще больше.

Все чаще заходит речь о необходимости списания хотя бы части долгов сельхозпредприятий. За такую расчистку счетов для возможности взаимодействия хозяйств с банками ратует Виктор Гергерт. Однако руководитель агропромышленного департамента соглашается с губернатором Виктором Толоконским, который заявляет, что инициировать процесс списания долгов можно только после того, как в хронически неэффективно работающих хозяйствах будут проведены структурные преобразования. Иными словами, финансовая санация хозяйства должна быть вторичной после организационной санации. При этом подчеркивается, что списанию может быть подвергнута только так называемая безнадежная задолженность. Возврат же другой части долгов хозяйств перед областным бюджетом может быть пролонгирован — перенесен на более поздний срок. Один лишь суммарный долг селян перед Новосибирской продовольственной корпорацией по расчетам за взятые у нее материально-технические ресурсы составляет почти миллиард рублей.

Частичное списание долгов — процесс небыстрый, сложный. Для проведения этой операции потребуется взаимопонимание многих ответственных лиц — прежде всего депутатов областного Совета. Пока нет уверенности, что списание долгов поддержат даже все депутаты из числа аграриев. Например, областной депутат руководитель акционерного общества «Лепокуровское» Баганского района Михаил Вересовой высказывает опасение, что списание долгов неэффективно работавших хозяйств нанесет моральную травму тем коллективам, которые ценой многочисленных лишений, в невероятной борьбе с трудностями последних лет добивались полных расчетов и с бюджетом, и с кредиторами. В утверждении Михаила Степановича тоже есть своя сермяжная правда — правда эффективного сельского собственника, умело вписывающегося в современную систему рыночного хозяйствования.

Кому же помогать и как? И тем, и другим, но каждому по-своему. Похоже, нынче тактика областных властей существенно меняется. Если в прошлом году делалась отчаянная попытка сохранить структуры и производственные возможности прежде всего слабых хозяйств (для чего в районах и создавались управляющие компании), то в этом году структурным и другим изменениям подвергнутся «еще живые», но лежащие на боку сельхозпредприятия, и будут сделаны шаги их финансового оздоровления. Областные чиновники обещают государственную финансовую поддержку обновленным хозяйствующим субъектам — тем структурам, которые появятся на базе реорганизованных сельхозпредприятий.

Ну а там, где хозяйства уже прекратили свою деятельность, числящиеся на бумаге структуры расформируют в соответствии с законодательством. Есть десятки сел, где вообще нет общественного производства. И в том, и в другом случае намечается создание в населенных пунктах всевозможных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, а на основе именно этих точек организованной деятельности предполагается укрепление личных подсобных хозяйств. Население должно быть занято, зарабатывать средства для нормальной жизни. В такой сельской местности с особой тщательностью организуется эффективная система закупа сельхозпродукции, произведенной на подворьях.

Мнение руководителя департамента агропромышленного комплекса Виктора Гергерта таково:

— Назрела проблема широкой передачи части полномочий по поддержке аграрного сектора на муниципальный уровень — в районы. Мы уже несколько лет проводим эту работу в таких сложных районах, как Северный и Кыштовский. Порядка 14 миллионов рублей в год выделяем этим двум районам. И вложенные туда деньги достаточно эффективно работают. Там некоторые предприятия живут не хуже, чем в ряде других районов.

— Повезло тем сельхозпредприятиям, в которых прижился хороший собственник, — рассуждает генеральный директор акционерного общества «Консервщик» (Купинского молочноконсервного комбината) Анатолий Фуников. — Уверенно руководит, к примеру, акционерным обществом имени Ленина Купинского района Виктор Котов. И к односельчанам прислушивается, и твердость проявляет. Похожая обстановка и в Ивановке Баганского района, где руководитель приобрел контрольный пакет акций и уверенно ведет дело. Но мне известны и такие хозяйства, где председатели вынуждены идти на поводу у местных крикунов и больше заботиться не столько об эффективности хозяйствования, сколько о том, как удержаться на занимаемой должности. Заработную плату в таких хозяйствах люди не получают, а корма с ферм перетаскивают на личные подворья. В итоге общественное производство там «проваливается». Я за то, чтобы руководители слабых акционерных обществ, чувствуя поддержку сверху, хозяйствовали уверенно. Не понимаю переработчиков, которые дают большую цену за продукцию (за молоко) крупным хозяйствам, готовы, закупая сырье, ехать за сотни километров, оставляя без внимания мелкие хозяйства — и без того слабые.

Никто не спорит, нужна взвешенная политика. Губернатор области Виктор Толоконский считает, что в этом году государственные средства, особенно те, которые поступят из федерального бюджета в рамках приоритетных национальных проектов, необходимо вложить все-таки в сильные, работающие эффективнее других хозяйства. Действительно, какой смысл вкладывать государственные средства туда, где они будут элементарно погублены. Речь идет, к примеру, о тех хозяйствах Чановского, Куйбышевского и некоторых других районов, где с каждого гектара берут лишь по пять-шесть, а то и по три-четыре центнера зерна. Там более приемлем путь реорганизации хозяйств.

Правда, находящиеся в наиболее сложных природно-климатических, географических и экономических условиях сельские районы, как считает губернатор области, вправе рассчитывать на специальные бюджетные дотации. Это будет своеобразной компенсацией за малоплодородные земли и другие трудности. Здесь же учтут и то, насколько население этих территорий вовлечено в организованное производство. Так или иначе, но в специальной областной государственной поддержке в форме дотаций будут заинтересованы примерно 15 из 30 районов области. Главным участником такого проекта должен стать муниципальный район. Содействие предполагается строить на межбюджетной основе: с одной стороны — бюджет области, с другой — бюджет муниципального района.

При этом не исключается практика авансирования крепких (сильных) хозяйств, но и она претерпит изменения. При организационном участии областных властей будут предприняты меры, которые посодействуют тому, что банки (прежде всего «Россельхозбанк» и банк «Левобережный) аккумулируют к посевной финансовые ресурсы, а продовольственная корпорация сможет найти пути удешевления закупки горюче-смазочных материалов. Виктор Толоконский просит обратить внимание на то, что это будут уже отношения без прямых бюджетных авансов и без прямых бюджетных гарантий. Это будут отношения в рыночном поле.

Организационные меры позволят повысить эффективность этого кредитования, максимально удешевить кредиты (за счет субсидирования) и, что не менее важно, снизить затраты на обеспечение основными ресурсами, необходимыми для проведения посевной. Надо воспользоваться меняющейся конъюнктурой рынка и как можно в большей степени задействовать зернозаготовителей и перерабатывающие предприятия различного профиля в подготовке к севу.

— А коль нынче ставку в области делают главным образом на сильные сельхозпредприятия, то вложения должны вполне оправдываться, — говорит генеральный директор Новосибирского мясоконсервного комбината депутат областного Совета Анатолий Степанов.

По оценке многих экспертов, спрос на зерно в 2006 году будет очень высокий. Губернатор Виктор Толоконский предполагает, что в посевную мы войдем при цене зерна 4000 рублей за тонну, а к началу уборки урожая цена на пшеницу окажется еще выше. Специалисты связывают это и с малыми госрезервными запасами зерна, и со складывающимися не самыми благоприятными погодными условиями в России в целом и в нашем регионе.

Осталось дождаться осени, но прежде всего надо как следует подготовиться к приближающейся с каждым месяцем весенней посевной... В руководстве области понимают, что масштабную структурную реорганизацию сельхозпредприятий до начала весенних полевых работ провести не удастся. Значит, придется строить отношения с теми структурами, что есть.

— Большая задолженность хозяйств — это невозможность кредитоваться. Более трехсот сельхозпредприятий области столкнутся весной с колоссальными проблемами из-за невозможности обратиться в банк. Поддерживая стратегическое направление использования на селе бюджетных средств, нам все же необходимо очень оперативно ревизовать хозяйства, выяснить, на что каждое способно в канун посевной, и сделать практические выводы. Даже мелкие аграрные структуры необходимо поддержать. Производство сельхозпродукции — дело важное, посильное и 150 крепким хозяйствам, но социальная и нравственная проблема поддержания жизни на селе — ключевая, — убежден генеральный директор Новосибирской продовольственной корпорации Александр Морозов.

— Я готов просить депутатов дать согласие увеличить ассигнования на государственную поддержку села, — решительно заявляет губернатор Виктор Толоконский. — Совершенно очевидно, что какую бы стратегию мы ни выбрали, она не будет адаптирована к весне (к посевной) 2006 года. Понимаю, что на селе — люди, и надо найти правильное на сегодня решение. Оно будет компромиссом между финансовым несовершенством хозяйств и намечаемыми нами же программными установками. Компромисс коснется финансов, в том числе и финансов муниципальных районов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: