Для них все было открыто, они везде могли спрашивать о чем угодно и не было в тот день ни одного сотрудника Института систематики и экологии животных СО РАН, который бы не откликнулся на любопытство молодежи. Эту тональность всячески поддерживал директор института член-корреспондент РАН Вадим Иванович Евсиков.
Китайский гриб
В его выступлении перед молодыми людьми не было ни тени важности, казенщины или научной «тарабарщины». С предельной понятливостью он пояснял, чем интересна наука и почему без ее развития наша страна не может быть передовой. Как известно, говорил Евсиков, среди молодых людей одни все хотят иметь, а другие все хотят уметь. И знать. В науку, как правило, идут те, которые хотят уметь и знать.
О многом ребята слушали, как говорили раньше, разинув рот. Например, им показывали клопа с грибом, который паразитирует на насекомых — на гусеницах, жуках и на тех же клопах. Главный герой был гриб с Дальнего Востока. Известный науке давно. Первые упоминания о нем зафиксированы более двух тысячелетий назад в Китае. Гриб широко используется в китайской медицине. Правда, немного другой, чем тот, что в институте. Так вот таких грибов Китай сейчас продает ежегодно на несколько миллиардов долларов. Их и у нас распространяют. Если любопытствуете, то загляните в интернет. Грибы используют как первоклассный иммуномодулятор при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Сейчас их возможности медицина ставит на службу в борьбе с разными опухолями. Но механизм воздействия этих грибов пока неизвестен. Выделенные вещества из китайских грибов превращаются в препараты и лекарства. Сегодня в научном мире настоящий бум по изучению лечебных грибов. Исследования ведут не только в Китае, но и в Таиланде, Японии, Корее и в других странах. Начинается, и сразу в нескольких институтах, изучение фармакологических свойств этих грибов и у нас.
В институте, в котором мы в День науки провели несколько часов, создают препараты для контроля численности насекомых. Например, саранчи. Оказывается, и борьбу с ней надо менять. Применяемые до сегодняшнего дня методы борьбы саранчу не только уничтожают, но и усиливают. У нее иммунитет «крепчает». Надо искать другие, биологические, методы борьбы. Вот в институте и ищут. Так как те насекомые, с которыми борются, тоже защищаются и тренируются. И такой действенный метод биологической борьбы уже найден.
Клево!
В одной из лабораторий я натолкнулся на молоденьких ребят воистину с горящими глазами.
— Из какой вы школы? — спросил у них, не сомневаясь, что они, по крайней мере, восьмиклассники. Оказалось — десятиклассники. Из 95-й школы. Поинтересовался у Саши Бурилова:
— А почему ты в этот институт пришел?
— Понравилось, здесь интересно рассказывают. Особенно о насекомых, а я как раз ими интересуюсь.
— У вас, видимо, с биологией проблем нет в школе?
— У нас с ней, — засмеялись ребята, — отношения нормальные. Мы еще посмотрели коллекцию бабочек. Ну это вообще клево!
Видимо, настолько «клево», что я полчаса в зале наблюдал за пареньком, который стоял у стенда с бабочками, тщательно фотографируя каждую своим мобильником «Nokia».
Узнал, что институт имеет многолетние контакты со школьниками. Например, научный сотрудник института Наталья Викторовна Богомолова руководит экологической школой при лицее СО РАН. Да, есть и такой лицей. Эта школа уже существует лет тридцать. Она, то на волне успеха, то попадает в тень. Среди выпускников школы уже четыре кандидата наук и четырнадцать аспирантов. Они врастали в науку с девятого класса.
Потом мне показывали всевозможных муравьев и тараканов, похожих на броши из бронзы, на которых, как и на бабочках, комарах, проверяют различные препараты, выделяемые патогены и бактерии. Впрочем, на муравьях мы остановимся чуть подробнее. Накануне директор института Вадим Иванович вручал некоторым своим сотрудникам грамоты. Я приметил молодую женщину, которая, как мне сказали, совсем недавно выиграла по конкурсу заметный президентский грант. Было интересно узнать: за что же? Оказалось… за муравьев. И я вспомнил, как Евсиков говорил: муравьи, по сути, делают то же самое, что и люди, очень мудрые существа. У них своя цивилизация, начиная… от садоводства и животноводства. Звучало даже так: человек ничего нового не выдумал, ему многое подсказала интуиция, а, возможно, и муравьи. Словом, человек учился у природы.
Так что интересно было познакомиться со специалистом, который рассмотрел, что там «за окном» этой муравьиной цивилизации.
Кто без тлей жить не может?
— Я изучаю поведение муравьев и их взаимодействие с симбионтами, то есть с тлями, — рассказывала Татьяна Александровна Новгородова.
— А почему это важно?
— Потому что они без тлей жить не могут. Муравьи питаются выделениями тлей. Это углеводная пища. А взрослые муравьи только ими и питаются.
— Почему же они не могут питаться чем-то еще, более, скажем так, эстетичной пищей?!
— Ну если мы высыплем им мешок сахара, то, полагаю, они его с удовольствием съедят. Но никто не сыплет. Остаются тли. И с ними у муравьев очень сложные отношения. Они бережно ухаживают за тлями…
— …а потом, видимо, их съедают?!
— Редко, но бывает. Когда тли по каким-то параметрам муравьев не устраивают. Когда они старые, больные и в том случае, если выделения тлей «не вкусные».
— Жесткий принцип. Строгая у них отбраковка.
— У них многое строго. Они, например, беспощадный отпор дают всем другим насекомым.
— Интересно, а какая у них главная проблема?
— Они постоянно как раз выясняют, кто у них главный.
Иерархия выстроена очень строго. Но и подчинение такое же. Иначе бы муравьиная семья просто не смогла существовать.
Рассказ Татьяны Александровны был настолько интересен, что я тоже замолчал, даже застыл с разинутым ртом, как школьник.
Поразительно, но, проведя полдня в институте, мне было везде — в актовом зале, в лабораториях, у стендов, в кабинете директора — интересно. Давно такого удовольствия от общения не доставлял День науки. В этот раз он был особенно удачный.
На снимках: Татьяна Новгородова; бабочки — как фотомодели; лекция не была академичной.
У тех, кто хочет все уметь
15.02.2006 00:00:00