Новосибирск 12.1 °C

Война без победителей

21.02.2006 00:00:00



Пора бы ужаснуться и задуматься, но в последние несколько лет тенденция к снижению печальных цифр не наблюдается. Дошло до того, что и Президент Путин на одном из заседаний Госсовета в прошлом году возвел ситуацию на дорогах в статус одной из главных российских проблем, требующих скорейшего разрешения.

Впрочем, глава государства лишь повторил то, что давным-давно у всех на устах, в том числе и в Новосибирской области. Наш регион, увы, практически ничем не отличается от остальной страны: методичное истребление себе подобных с помощью транспортных средств стало страшной обыденностью. На совещании в областной администрации, посвященном этой проблеме, исполняющий обязанности начальника областной ГИБДД Сергей Штельмах озвучил наши «достижения» за 2005 год: 541 человек погиб, более 4000 ранено. После такой статистики становится не по себе, и многие высказывания и решения чиновников об ужесточении мер к нарушителям дорожного движения совсем не кажутся еще одним шагом на пути к полицейскому государству.

Вот только вопросы все равно остаются. И за два с лишним часа работы совещания меньше их никак не становилось. Вроде бы проблемы все хорошо известны, а вот с путями их решения гораздо сложнее. Да, у нас в области далеко не блестящие дороги, не хватает светофоров, тротуаров для пешеходов, да просто места не хватает. Руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства областной администрации Владимир Никонов справедливо заметил, что мы оказались не готовы к процессу повальной автомобилизации, происходящему в последние 10 — 15 лет. Особенно ощутимы сложности в Новосибирске, где пробки стали привычным явлением, а количество вечно спешащих «деловых» людей постоянно увеличивается. Отсюда все эти пересекания «сплошной двойной», выезды на встречную полосу, неистребимая надежда проскочить на мигающий зеленый, а то и на желтый сигнал светофора. Вот и раздаются на наших улицах беспрерывные визги тормозов и гудки клаксонов, сдобренные отборной русской лексикой.

По первое число, в последнее время им особенно «везет» на внимание властей, вновь досталось частным пассажирским перевозчикам. Хотя, как следовало из приведенной на совещании статистики, в общей массе ДТП водители «пазиков» и «газелей» далеко не на первых местах, но нервозности на дорогах они, безусловно, добавляют с лихвой. Похоже, что вскоре лихие гонки за пассажирами все-таки многим придется прекратить: порядка 450 — 470 ПАЗов будут заменены на более вместительные, а следовательно — малочисленные автобусы. По логике все правильно, но не оставляет предчувствие, что кардинально ситуация не улучшится. Впрочем, подождем, время покажет.

Нет смысла пересказывать даже в общих чертах все, о чем говорили выступающие по основному вопросу, а их было более 15 человек, ведь чувствовалось, что многие из них действительно не очень понимают, как бороться с беспределом на дорогах. Ужесточить наказания за нарушение правил дорожного движения, активнее прививать культуру поведения на дорогах со школьных лет, серьезнее относиться к уровню подготовки водителей в автошколах... Верно, правильно, но не хватало чего-то главного, истинного, чтобы понять корни проблемы. Недостающее «звено» обнаружилось очень быстро.

Покинув здание областной администрации, я моментально нарушил правила, перебежав Красный проспект в неположенном месте. Двадцатью минутами позже повторил свое деяние возле издательства «Советская Сибирь», поступив, как и сотни человек, ежедневно устраивающих забеги наперегонки со смертью через оживленную транспортную артерию под названием «улица Немировича-Данченко». Урна с надписью «Новосибирск — чистый город» на остановке, где я ждал автобус, была окружена залежью окурков и фантиков. А ведь все дело в менталитете, который никакими программами, концепциями и законами сразу не исправишь. Всего 12 процентов ДТП в Новосибирске происходят по вине пьяных водителей, по области — свыше 20, а в ряде районов — до 50 (!) процентов.

Думаете, в городе меньше пьют? Нет, просто больше боятся попасться, тогда как в глубинке надежда на авось, как видим, по-прежнему велика. Мне с грустью вспомнился Гонконг. Не знаю, какие там предусмотрены наказания за езду подшофе, но за окурок, брошенный на улице, долларов 500 выложить придется. Да что там говорить, таких примеров можно десятки привести. Строго на Западе и Востоке обходятся с нарушителями закона, но ведь зачастую действует. Почему бы и за наш менталитет, которым мы часто любим прикрываться, серьезно не взяться. Лишать прав за пьянство пожизненно, а злостных нарушителей ПДД, спровоцировавших аварию, судить, как за покушение на жизнь. Может, тогда мы будем думать не только о своих неотложных делах, но и о тех людях, что окружают нас на дороге, для которых наша спешка или небрежность может обернуться трагедией.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: