Новосибирск 5.6 °C

Стабилизационный фонд должен работать на экономику

16.03.2006 00:00:00



Источниками формирования Стабилизационного фонда являются дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем от вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти при превышении ее цены над базовой ценой; а также остатки средств федерального бюджета на начало финансового года.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 96.3) определено, что средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд рублей. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

О том, как формируется Стабилизационный фонд, его роли в укреплении экономики страны рассказывает заместитель думского Комитета по безопасности депутат Валентин БОБЫРЕВ.

— Валентин Васильевич, судя по многочисленным публикациям, Стабилизационный фонд сегодня не работает на экономику, более того, он обесценивается. Так ли это?

— Стабилизационный фонд был сформирован в январе 2004 года и по состоянию на 1 февраля его размер составил 1459,1 млрд руб. Хранение этих средств в виде налички или на счетах в Центральном банке ведет к появлению инфляционных потерь. По мнению многих заслуживающих полного доверия структур, Стабфонд понес существенные потери. Их величина, например, от инфляции на начало 2006 года составляет, по различным оценкам, от 8,9% до 12,3% от его объема. Так, по расчетам аппарата Правительства РФ, за 2004 — 2005 годы сумма потерь составила 152 млрд руб., или 12,3% от объема Стабфонда. Счетная палата оценила его инфляционное обесценение за 2004 год в 23 млрд руб. Цифры говорят сами за себя.

— А существуют ли альтернативы использования средств Стабфонда?

— К сожалению, в настоящее время дискуссия о направлении вложений средств Стабилизационного фонда пошла по ложному пути. Спорят о том, в какие бумаги вкладывать эти средства. Сравнение вариантов вложений в финансовые инструменты, обладающие различной доходностью и надежностью (государственные обязательства иностранных государств, облигации и акции крупнейших эмитентов), на самом деле отвлекает внимание от других альтернатив использования этих средств. В действительности получилось так, что Стабфонд стал одним из факторов сокращения инвестиций в экономику. Высокая налоговая нагрузка на компании и дальнейшее аккумулирование средств в Стабфонде привели в 2005 году к тому, что сбережения частных компаний упали до 14,2% ВВП. Это грозит исчерпанием средств для инвестиций. То есть складывается реальная угроза поступательному развитию экономики.

В такой ситуации государство должно снизить налоговую нагрузку для развития частных инвестиций, а также за счет средств бюджета обеспечить реализацию проектов, которые должны способствовать ускорению экономического роста и борьбе с бедностью. И этому ничто не мешает. Ведь согласно Бюджетному кодексу РФ, средства Стабилизационного фонда свыше 500 млрд руб. могут расходоваться на иные цели, чем финансирование дефицита федерального бюджета в случае падения цены на нефть ниже базовой. Инвестирование избыточных средств Стабфонда может способствовать устранению негативных тенденций в социально-экономическом развитии. Это — развитие инфраструктуры в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, повышение качества медицинского обслуживания через закупку импортного медицинского оборудования или создание новых особых экономических зон, финансируемых из госбюджета.

— Но ведь Минфин считает, что использование средств Стабфонда приведет к раскручиванию инфляции. Так ли это?

— Минфин выступает против увеличения приоритетных госрасходов за счет уменьшения пополнения Стабилизационного фонда. При этом основным аргументом является существенно завышенная и ничем не подкрепленная оценка министерством инфляционных последствий в размере 20% в год. На самом деле, инфляционные риски вложений в проекты общенационального значения минимальны и не представляют угрозы раскручивания инфляции в стране, так как деньги пойдут на долгосрочные инвестиции. Расчеты показывают, что, например, инвестирование средств в объеме 80 млрд руб. в следующем году может повысить: общий уровень инфляции всего на 0,1 п. п. Для сравнения: рост цен на бензин в 2005 году повлек 0,3 п. п. инфляции. А отдача от этих инвестиций может быть существенной. В результате реализации крупных национальных инвестиционных проектов можно изменить качество и ускорить рост экономики. А как известно, рост экономики, в свою очередь, является естественным антиинфляционным механизмом.

Другой важный момент. Изменение структуры инвестиционных расходов Стабфонда в пользу закупок импортного оборудования, лицензий, патентов и пр. приведёт к еще большему уменьшению инфляционных последствий или даже дефляционному эффекту. Покупка оборудования сократит объемы чистого экспорта и уменьшит поступление валюты в страну, что снизит объем дополнительной рублевой эмиссии при покупке валюты Банком России и сократит уровень монетарной инфляции. Это все очевидные последствия использования средств Стабфонда. Поэтому странно, что Минфин пугает всплеском инфляции.

— В чем, на ваш взгляд, должна состоять задача правительства по совершенствованию использования Стабфонда?

— Особого внимания Правительства Российской Федерации требуют вопросы повышения эффективности управления средствами Стабилизационного фонда и их использования, так как даже размещение указанных средств в валюты и ценные бумаги иностранных государств, определенные Правилами управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации, не защищает их от инфляционного обесценения. Использование же средств Стабилизационного фонда для решения текущих конъюнктурных задач может привести к снижению бюджетной эффективности налоговой политики и механизмов налогового администрирования.

Счетная палата полагает необходимым разработать и принять концепцию управления средствами Стабилизационного фонда на долгосрочную перспективу, в которой целесообразно уточнить цели и порядок их использования не только для решения проблем текущей бюджетной политики, но и в качестве дополнительного источника усиления инвестиционной и инновационной активности государства, как инструмента повышения качества и придания необходимой динамики экономическому росту.

А КАК У НИХ?
Государственный нефтяной фонд Азербайджана образован в форме внебюджетного института, являющегося юридическим лицом, подотчетным непосредственно Президенту Республики Азербайджан. Статус фонда определен Указами Президента Республики Азербайджан. Фонд имеет Наблюдательный совет, в который входят премьер-министр, первый вице-спикер парламента, министр финансов, министр экономического развития и другие лица.

Основной задачей фонда является обеспечение эффективного управления валютными поступлениями и другими активами, формирующимися в результате реализации соглашений по эксплуатации и развития нефтяных и газовых месторождений, а также в результате собственных операций фонда, в интересах граждан Республики Азербайджан и будущих поколений».

Источниками образования фонда являются доходы от реализации соглашений по эксплуатации, развитию или разделению продукции от нефтяных и газовых месторождений; доходы от размещения активов фонда и управления ими, включая проценты, дивиденды, переоценку активов и другие доходы; полученные гранты и другие формы помощи и прочие доходы в соответствии с законодательством.

Механизм использования средств фонда предусматривает его расходование в соответствии с основными направлениями, утверждаемыми ежегодно указами Президента Республики Азербайджан. Активы фонда могут использоваться для решения задач общенационального значения, в целях обеспечения социально-экономического прогресса страны.

При этом активы фонда не могут использоваться для кредитования государственных органов, государственных и частных предприятий, в качестве залога для долговых обязательств (соглашений, гарантий) или иных обязательств для любого лица, находящегося под юрисдикцией Республики Азербайджан.

* * *

Стабилизационный фонд Кувейта состоит из «Общего резервного фонда» и «Фонда будущих поколений». Для управления фондами создано отдельное юридическое лицо — Кувейтское инвестиционное агентство, подотчетное министерству финансов. Общее руководство агентством осуществляется советом директоров во главе с министром финансов.

Источником образования Общего резервного фонда являются индивидуальные решения по зачислению части бюджетного профицита. Фонд будущих поколений был образован путем выделения из состава Общего резервного фонда 50% накопленных средств. Кроме того, на пополнение фонда будущих поколений направляются 10% доходов бюджета и доходы, поступающие от управления фондом.

Механизм использования средств фондов предусматривает, что через Общий резервный фонд осуществляются сделки по приватизации государственной собственности в ценных бумагах и прямых вложениях. В фонде сосредоточена государственная собственность в акционерных компаниях реального сектора и финансовых институтах внутри страны и за рубежом.

Средства «Фонда будущих поколений» инвестируются в акции международных компаний, в иностранные облигации с первоклассным кредитным рейтингом, в депозиты в главных валютах мира;
направляются на покрытие дефицита государственного бюджета при его возникновении.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: