Новосибирск 2.8 °C

Образование как на ладони

07.04.2006 00:00:00



Такие же возгласы раздавались и по поводу проекта «Образование». Не пытаясь отделаться общими фразами-ответами, что, мол, «нельзя объять необъятное», мы посчитали необходимым продолжить наш разговор, рассмотрев национальный проект в контексте образовательной системы в целом, в русле ежедневной, последовательной работы департамента образования Новосибирской области. Помог нам в этом его руководитель Владимир Викторович Иванов. Именно такое рассмотрение национального проекта придало его перспективному развитию необходимые «фамильные корни», объяснив многие его «белые пятна» в «происхождении» и структуре.

Цель и сверхидея
В чем, на мой взгляд, так сказать, сверхидея национального проекта «Образование»? Попробуем разобраться. Действительно, по-разному можно относиться к некоторым его составляющим, как, например, поддержка лучших учителей. Тем не менее цель ставится такая: да, через все эти проекты систему, в том числе и образовательную, коренным образом не изменить, но есть конкретная деятельная попытка «зацепить» через них то лучшее, что есть. А через лучшее и все остальное, последовательно — школы, педагогов и т. п. Потянуть все образование в целом, и уже тогда можно будет делать какие-то системные изменения во всей образовательной сфере.

И вторая очень важная цель — сделать систему образования открытой. Для чего необходимо отработать механизмы, когда мы действительно можем сказать, что общество, окружение в курсе происходящего, заинтересовано в развитии образования. Заинтересовано не на уровне: мол, хочется, чтобы мой сын-внук получал качественное образование, а чтобы сами активно в этом участвовали, находились «в процессе».

Вот если эти цели иметь в виду, тогда национальный проект — вещь замечательная. Именно тогда на каждом уровне — в каждом субъекте Федерации — может сложиться целая система мер, направленная не только на семь разделов этого проекта, увязанная только на их реализацию, а гораздо шире — на всю систему образования.

Работаем в контексте
Поэтому мы постарались все увязать изначально: и работу по нацпроекту, и то, что мы уже делали у себя в области, и то, что, может быть, только хотели делать в перспективе. Кроме того, сразу было очевидно, что эта работа над нацпроектом и экономическая ситуация последних шести лет неразрывно связаны. Ведь именно в последнее время мы стали стабильнее развиваться, то есть появилась возможность более осмысленно рассчитать свои возможности и ресурсы. Именно поэтому в свою очередь мы созрели для принятия большой целевой программы развития образования в Новосибирской области. О том, что она нужна, мы и три, и пять, и десять лет назад знали. Но мы не могли ее принимать: так как программа всегда предполагает нормальное финансовое обеспечение. И только теперь ситуация позволяет говорить, что, например, бюджет 2007 года будет в гораздо большей степени направлен не просто на поддержание, а именно на развитие нынешней образовательной ситуации и существующих образовательных возможностей.

Поэтому, с нашей точки зрения, видится очень важным, что одновременно с направлениями, обозначенными проектом (которые мы, естественно, отрабатываем), продолжается системная работа в сфере образования области в целом. Например, со следующего года будет нормальный, полноценный переход на финансирование образовательного учреждения по нормативу, то есть из расчета на одного реально существующего учащегося. А это обозначает, кроме всего прочего, гарантированность финансирования. Ведь у нас сегодня, по сути, гарантирована прежде всего зарплата. Маленькая она или большая — это второй вопрос. Но она гарантированно выдается, и, слава Богу, что у нас уже несколько лет как забыли, что такое задержка денег на месяц, два, на полгода и так далее.

Все же остальное зависело от ситуации, от бюджета, от его доходности, от прочих вещей. А когда будет тот же норматив, это значит, что по нормативу мы обязательно должны средства образовательному учреждению отдать. В этом самостоятельность школы. Дальше полученными средствами можно и нужно будет в рамках этой школы распоряжаться более экономно, более эффективно.

То есть будет два норматива: один по заработной плате, второй — на обеспечение учебно-воспитательного процесса. В норматив, естественно, (по крайней мере пока) не будут входить коммуналка и ремонты. Ведь, например, где-то надо просто побелить-покрасить, а где-то надо крышу менять — как тут с нормативом единым развернешься?..

При нормативном обеспечении возникает вопрос о маленьких школах: как же они?.. Разумеется, переход на нормативность делает необходимым в течение текущего года еще раз продумать текущую реструктуризацию сети образовательных учреждений. Или, говоря менее пугающими, более понятными словами: об оптимизации этой сети. Ведь этот процесс отнюдь не означает закрытие маленьких школ, нет! Например, за четыре года реально закрылось по области меньше десятка школ — именно те, где совсем не стало учеников!.. А вот более чем три сотни начальных школ, в которых жизнь уже неэффективно теплилась, были за этот же срок присоединены к другим, рядом стоящим: к основной, к средней школе. Это позволило продолжить на качественном уровне обучать тех нескольких ребятишек, которые посещали эти крошечные школы. Ведь тот же кабинет физики проще организовать не для трех-четырех школьников, а для некой объединенной их группы. Они и теперь могут также сидеть в своей небольшой школе, но уже числятся они за основной, более крупной, и уже туда могут приходить на те же уроки физики в нормально оборудованный кабинет. А разворачивать огромный лабораторный класс на два-три человека в крошечной школе просто нереально, да и смысла нет.

Но тут выстраивается целая цепочка. Съездить в хорошо оборудованную школу — нужны автобусы. Следовательно, нужны нормальные дороги и так далее, и тому подобное. Все это и есть комплексная реструктуризация или оптимизация сети образования.
Кстати, в Новосибирске также есть массивы, где рядом, вплотную стоят две-три школы. Одна школа переполнена и сегодня (даже при нынешней демографической ситуации), вторая — наполовину заполнена, а в третьей вообще человек триста, при- том, что она рассчитана на 1200 человек. Разве это рационально?.. Но это совсем не означает, что надо просто взять и закрыть пустующую школу. Можно их тоже просто объединить! С одним директором, с одним коллективом пойдет простое перераспределение тех же ребятишек, и все организуется более оптимально.

Не статуса ради...
Появляющиеся у нас лицеи, гимназии — это тоже, по сути, реструктуризация, только, может быть, несколько стихийная. Просто сама жизнь оптимизирует ситуацию. Подобрался коллектив в школе хороший, который решает подать документы на учреждение образования более высокого статуса. Что, кроме всего, дает им пятнадцатипроцентную надбавку за эту самую статусность. А это в свою очередь дает дальнейший толчок развитию образовательного учреждения.

Причем замечу, мы одна из тех областей, где статусные образовательные учреждения не появляются как грибы после дождя. Чтобы в Новосибирской области получить статус, нужно действительно отвечать определенным требованиям: никто направо—налево звания «лицей» и «гимназия» не раздает.

Все перечисленное и есть реструктуризация-оптимизация сферы образования. Именно в этом процессе оно увязывается с нормативностью, с программой развития системы образования области, с тем же национальным проектом. Здесь нужно работать комплексно с теми же транспортниками, с дорожниками, если, к примеру, речь идет об организации подвоза детей. Вместе с руководством района все нужно посмотреть, обсудить. Ведь именно на местах знают, какую школу нужно укрепить, обеспечат необходимой информацией на этот счет. И уже тогда мы, используя тот же нацпроект, направляем в эти школы, которые станут или являются базовыми в районе, хорошее оборудование, оснащаем их на самом современном уровне. И, следовательно, ребятишки из тех школок, которые присоединены к этому центру, получат возможность на достойном уровне изучать те же физику и химию.

Абсолютно вплотную встает здесь вопрос о развитии села в целом. Если мы все перечисленное будем осуществлять, но в конкретном селе, например, не будет нормального крепкого хозяйства — все усилия впустую.

Тесно связана с общей концепцией и работа по изменению подходов в подготовке образовательных кадров. Потому что время, когда просто говорилось и кричалось во весь голос, что учителей не хватает, прошло. Сейчас учителей достаточно. Но встала проблема другого качественного уровня: сорок и более процентов — учителя предпенсионного и пенсионного возраста. Не говоря уже о том, что доля мужчин здесь минимальная. Даже среди руководителей образовательных учреждений. Есть районы, где преподают люди, не имеющие высшего педагогического образования. И пусть этот учитель имеет десятилетний стаж работы и мы относимся к нему с уважением, но, сидя несколько лет безвыездно в своем селе, ничего не читая в своей сфере, такой человек порой даже не знает, что нового происходит в его предмете! А в большой школе, в отличие от маленькой, опять же есть методобъединения, то есть уровень преподавания, несомненно, выше. Не говоря уже о том, что в маленькой школе один учитель может вести и историю, и уроки труда... Что, конечно, тоже сказывается на качестве обучения.

Необходимо создать условия для привлечения педагогической молодежи в сельскую школу. В 2005 году, впервые после долгого перерыва, мы давали, говоря привычным языком, педагогам — выпускникам вуза «подъемные». Пятнадцать тысяч рублей, конечно, — не так много, но все-таки это пятнадцать тысяч. Давали тем, кто шел по губернаторскому набору. Естественно, пришлось глав районов убеждать. Чтобы каждого своего выпускника педуниверситета район встречал, решал его вопросы: жилищный, трудоустройства и тому подобное — то есть в целом взял на себя решение социальных вопросов. Многие руководители районов понимают это: ввели собственные «подъемные» и жилищные вопросы стараются решить.

Мы намерены менять систему повышения квалификации кадров. До настоящего времени как было? Учитель раз в пять лет обязан был приехать и пройти какие-то там курсы. Да, 72 часа — это приличный качественный курс. Но ведь средства на это в бюджет школы не закладываются, так что педагогу выбирать не приходится — едет в НИПКиПРО и именно там обучается. А он, может, хочет где-нибудь в другом месте — в техническом вузе или, например, в нархозе получить какие-то экономические знания... Поэтому попробуем перейти уже с 2007 года на повышение квалификации накопительным способом. А это значит, что за пять лет учитель может просто набрать определенное количество часов, которые он волен тратить по своему выбору. А нам надо будет в свою очередь продумать механизм, чтобы деньги шли за ним, за этим педагогом. Или в школьный бюджет закладывать, или мы просто проплачиваем его обучение.

В общем получается так: если со всеми теми направлениями, которые определены национальным проектом «Образование», мы выполним вышеназванное, то сможем получить нечто более системное, а соответственно — более эффективное, чем мы имеем сегодня.

Расширяя русло повседневности
А то, что наша ежедневная работа в той или иной степени связана и впрямую перекликается с нацпроектом — в качестве примера можно привести любое его направление. Внимание к лучшим школам? У нас постоянно проводятся различные конкурсы — и в рамках «Учсиба», и состязание «Лучшая школа года». Не говоря уже о том, что мы и так, на уровне области, продолжаем вкладывать деньги во все школы. Поэтому пусть общественность не волнуется, что маленькие сельские школы от нацпроекта, мол, ничего не увидят...

Лучшие учителя у нас также постоянно в центре внимания — уже четыре года губернатор вручает премии ста лучшим педагогам. Конечно, это другие деньги, нежели в рамках нацпроекта, но главным остается суть: внимание по всем направлениям — постоянное и ежедневное.

Пять лет в области работает программа «Школьный автобус», и первоначальную остроту этой проблемы мы сняли. Информатизация? Тоже не первый год занимаемся. Если пять лет назад у нас по области было около 150 учащихся на один компьютер, то сегодня показатель отличается разительно — 30 ребятишек на одну машину. Притом, что по России в среднем — 57! И очень хорошо, если мы получим поддержку в этом направлении — уже можно будет говорить не только о покупке собственно техники, а о программном обеспечении. Ведь на это, как и на новые компьютеры, также требуются немалые средства и вкупе со средствами нацпроекта нам можно будет выше поднять информатизацию образования.

Естественно, очень важен пункт проекта о классном руководстве. И важен не столько с точки зрения суммы оплаты — от тысячи рублей и меньше, в зависимости от количества учеников, а с той позиции, что наконец-то об этом вообще заговорили. Вспомнили, так сказать, о том, что классный руководитель — это важнейшая в школе фигура. Хотя, например, эти доплаты в рамках нацпроекта совершенно не учитывают педагогов в профтехучилищах. Но ведь их на произвол не бросишь — работа сложнейшая, контингент ребятишек далеко не самый легкий. Будем доплачивать из своего — областного — «кармана».

Так что если говорить на примере Новосибирской области, то приоритетный национальный проект «Образование» очень хорошо виден в контексте всей системы, в контексте ежедневной работы. Это, безусловно, не панацея, которая призвана зараз решить все проблемы. Именно стартовая — мощная и необходимая — работа с «опорными точками», которая, опираясь на многолетний накопленный опыт и последовательный труд на местах, поможет конструктивно сдвигать дело с «мертвой точки», которая хоть и осталась в «хаосных девяностых», но последствия которой еще очень крепко сказываются на всей жизни страны.

На снимке: Владимир Иванов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: