Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Образование как на ладони

07.04.2006 00:00:00



Такие же возгласы раздавались и по поводу проекта «Образование». Не пытаясь отделаться общими фразами-ответами, что, мол, «нельзя объять необъятное», мы посчитали необходимым продолжить наш разговор, рассмотрев национальный проект в контексте образовательной системы в целом, в русле ежедневной, последовательной работы департамента образования Новосибирской области. Помог нам в этом его руководитель Владимир Викторович Иванов. Именно такое рассмотрение национального проекта придало его перспективному развитию необходимые «фамильные корни», объяснив многие его «белые пятна» в «происхождении» и структуре.

Цель и сверхидея
В чем, на мой взгляд, так сказать, сверхидея национального проекта «Образование»? Попробуем разобраться. Действительно, по-разному можно относиться к некоторым его составляющим, как, например, поддержка лучших учителей. Тем не менее цель ставится такая: да, через все эти проекты систему, в том числе и образовательную, коренным образом не изменить, но есть конкретная деятельная попытка «зацепить» через них то лучшее, что есть. А через лучшее и все остальное, последовательно — школы, педагогов и т. п. Потянуть все образование в целом, и уже тогда можно будет делать какие-то системные изменения во всей образовательной сфере.

И вторая очень важная цель — сделать систему образования открытой. Для чего необходимо отработать механизмы, когда мы действительно можем сказать, что общество, окружение в курсе происходящего, заинтересовано в развитии образования. Заинтересовано не на уровне: мол, хочется, чтобы мой сын-внук получал качественное образование, а чтобы сами активно в этом участвовали, находились «в процессе».

Вот если эти цели иметь в виду, тогда национальный проект — вещь замечательная. Именно тогда на каждом уровне — в каждом субъекте Федерации — может сложиться целая система мер, направленная не только на семь разделов этого проекта, увязанная только на их реализацию, а гораздо шире — на всю систему образования.

Работаем в контексте
Поэтому мы постарались все увязать изначально: и работу по нацпроекту, и то, что мы уже делали у себя в области, и то, что, может быть, только хотели делать в перспективе. Кроме того, сразу было очевидно, что эта работа над нацпроектом и экономическая ситуация последних шести лет неразрывно связаны. Ведь именно в последнее время мы стали стабильнее развиваться, то есть появилась возможность более осмысленно рассчитать свои возможности и ресурсы. Именно поэтому в свою очередь мы созрели для принятия большой целевой программы развития образования в Новосибирской области. О том, что она нужна, мы и три, и пять, и десять лет назад знали. Но мы не могли ее принимать: так как программа всегда предполагает нормальное финансовое обеспечение. И только теперь ситуация позволяет говорить, что, например, бюджет 2007 года будет в гораздо большей степени направлен не просто на поддержание, а именно на развитие нынешней образовательной ситуации и существующих образовательных возможностей.

Поэтому, с нашей точки зрения, видится очень важным, что одновременно с направлениями, обозначенными проектом (которые мы, естественно, отрабатываем), продолжается системная работа в сфере образования области в целом. Например, со следующего года будет нормальный, полноценный переход на финансирование образовательного учреждения по нормативу, то есть из расчета на одного реально существующего учащегося. А это обозначает, кроме всего прочего, гарантированность финансирования. Ведь у нас сегодня, по сути, гарантирована прежде всего зарплата. Маленькая она или большая — это второй вопрос. Но она гарантированно выдается, и, слава Богу, что у нас уже несколько лет как забыли, что такое задержка денег на месяц, два, на полгода и так далее.

Все же остальное зависело от ситуации, от бюджета, от его доходности, от прочих вещей. А когда будет тот же норматив, это значит, что по нормативу мы обязательно должны средства образовательному учреждению отдать. В этом самостоятельность школы. Дальше полученными средствами можно и нужно будет в рамках этой школы распоряжаться более экономно, более эффективно.

То есть будет два норматива: один по заработной плате, второй — на обеспечение учебно-воспитательного процесса. В норматив, естественно, (по крайней мере пока) не будут входить коммуналка и ремонты. Ведь, например, где-то надо просто побелить-покрасить, а где-то надо крышу менять — как тут с нормативом единым развернешься?..

При нормативном обеспечении возникает вопрос о маленьких школах: как же они?.. Разумеется, переход на нормативность делает необходимым в течение текущего года еще раз продумать текущую реструктуризацию сети образовательных учреждений. Или, говоря менее пугающими, более понятными словами: об оптимизации этой сети. Ведь этот процесс отнюдь не означает закрытие маленьких школ, нет! Например, за четыре года реально закрылось по области меньше десятка школ — именно те, где совсем не стало учеников!.. А вот более чем три сотни начальных школ, в которых жизнь уже неэффективно теплилась, были за этот же срок присоединены к другим, рядом стоящим: к основной, к средней школе. Это позволило продолжить на качественном уровне обучать тех нескольких ребятишек, которые посещали эти крошечные школы. Ведь тот же кабинет физики проще организовать не для трех-четырех школьников, а для некой объединенной их группы. Они и теперь могут также сидеть в своей небольшой школе, но уже числятся они за основной, более крупной, и уже туда могут приходить на те же уроки физики в нормально оборудованный кабинет. А разворачивать огромный лабораторный класс на два-три человека в крошечной школе просто нереально, да и смысла нет.

Но тут выстраивается целая цепочка. Съездить в хорошо оборудованную школу — нужны автобусы. Следовательно, нужны нормальные дороги и так далее, и тому подобное. Все это и есть комплексная реструктуризация или оптимизация сети образования.
Кстати, в Новосибирске также есть массивы, где рядом, вплотную стоят две-три школы. Одна школа переполнена и сегодня (даже при нынешней демографической ситуации), вторая — наполовину заполнена, а в третьей вообще человек триста, при- том, что она рассчитана на 1200 человек. Разве это рационально?.. Но это совсем не означает, что надо просто взять и закрыть пустующую школу. Можно их тоже просто объединить! С одним директором, с одним коллективом пойдет простое перераспределение тех же ребятишек, и все организуется более оптимально.

Не статуса ради...
Появляющиеся у нас лицеи, гимназии — это тоже, по сути, реструктуризация, только, может быть, несколько стихийная. Просто сама жизнь оптимизирует ситуацию. Подобрался коллектив в школе хороший, который решает подать документы на учреждение образования более высокого статуса. Что, кроме всего, дает им пятнадцатипроцентную надбавку за эту самую статусность. А это в свою очередь дает дальнейший толчок развитию образовательного учреждения.

Причем замечу, мы одна из тех областей, где статусные образовательные учреждения не появляются как грибы после дождя. Чтобы в Новосибирской области получить статус, нужно действительно отвечать определенным требованиям: никто направо—налево звания «лицей» и «гимназия» не раздает.

Все перечисленное и есть реструктуризация-оптимизация сферы образования. Именно в этом процессе оно увязывается с нормативностью, с программой развития системы образования области, с тем же национальным проектом. Здесь нужно работать комплексно с теми же транспортниками, с дорожниками, если, к примеру, речь идет об организации подвоза детей. Вместе с руководством района все нужно посмотреть, обсудить. Ведь именно на местах знают, какую школу нужно укрепить, обеспечат необходимой информацией на этот счет. И уже тогда мы, используя тот же нацпроект, направляем в эти школы, которые станут или являются базовыми в районе, хорошее оборудование, оснащаем их на самом современном уровне. И, следовательно, ребятишки из тех школок, которые присоединены к этому центру, получат возможность на достойном уровне изучать те же физику и химию.

Абсолютно вплотную встает здесь вопрос о развитии села в целом. Если мы все перечисленное будем осуществлять, но в конкретном селе, например, не будет нормального крепкого хозяйства — все усилия впустую.

Тесно связана с общей концепцией и работа по изменению подходов в подготовке образовательных кадров. Потому что время, когда просто говорилось и кричалось во весь голос, что учителей не хватает, прошло. Сейчас учителей достаточно. Но встала проблема другого качественного уровня: сорок и более процентов — учителя предпенсионного и пенсионного возраста. Не говоря уже о том, что доля мужчин здесь минимальная. Даже среди руководителей образовательных учреждений. Есть районы, где преподают люди, не имеющие высшего педагогического образования. И пусть этот учитель имеет десятилетний стаж работы и мы относимся к нему с уважением, но, сидя несколько лет безвыездно в своем селе, ничего не читая в своей сфере, такой человек порой даже не знает, что нового происходит в его предмете! А в большой школе, в отличие от маленькой, опять же есть методобъединения, то есть уровень преподавания, несомненно, выше. Не говоря уже о том, что в маленькой школе один учитель может вести и историю, и уроки труда... Что, конечно, тоже сказывается на качестве обучения.

Необходимо создать условия для привлечения педагогической молодежи в сельскую школу. В 2005 году, впервые после долгого перерыва, мы давали, говоря привычным языком, педагогам — выпускникам вуза «подъемные». Пятнадцать тысяч рублей, конечно, — не так много, но все-таки это пятнадцать тысяч. Давали тем, кто шел по губернаторскому набору. Естественно, пришлось глав районов убеждать. Чтобы каждого своего выпускника педуниверситета район встречал, решал его вопросы: жилищный, трудоустройства и тому подобное — то есть в целом взял на себя решение социальных вопросов. Многие руководители районов понимают это: ввели собственные «подъемные» и жилищные вопросы стараются решить.

Мы намерены менять систему повышения квалификации кадров. До настоящего времени как было? Учитель раз в пять лет обязан был приехать и пройти какие-то там курсы. Да, 72 часа — это приличный качественный курс. Но ведь средства на это в бюджет школы не закладываются, так что педагогу выбирать не приходится — едет в НИПКиПРО и именно там обучается. А он, может, хочет где-нибудь в другом месте — в техническом вузе или, например, в нархозе получить какие-то экономические знания... Поэтому попробуем перейти уже с 2007 года на повышение квалификации накопительным способом. А это значит, что за пять лет учитель может просто набрать определенное количество часов, которые он волен тратить по своему выбору. А нам надо будет в свою очередь продумать механизм, чтобы деньги шли за ним, за этим педагогом. Или в школьный бюджет закладывать, или мы просто проплачиваем его обучение.

В общем получается так: если со всеми теми направлениями, которые определены национальным проектом «Образование», мы выполним вышеназванное, то сможем получить нечто более системное, а соответственно — более эффективное, чем мы имеем сегодня.

Расширяя русло повседневности
А то, что наша ежедневная работа в той или иной степени связана и впрямую перекликается с нацпроектом — в качестве примера можно привести любое его направление. Внимание к лучшим школам? У нас постоянно проводятся различные конкурсы — и в рамках «Учсиба», и состязание «Лучшая школа года». Не говоря уже о том, что мы и так, на уровне области, продолжаем вкладывать деньги во все школы. Поэтому пусть общественность не волнуется, что маленькие сельские школы от нацпроекта, мол, ничего не увидят...

Лучшие учителя у нас также постоянно в центре внимания — уже четыре года губернатор вручает премии ста лучшим педагогам. Конечно, это другие деньги, нежели в рамках нацпроекта, но главным остается суть: внимание по всем направлениям — постоянное и ежедневное.

Пять лет в области работает программа «Школьный автобус», и первоначальную остроту этой проблемы мы сняли. Информатизация? Тоже не первый год занимаемся. Если пять лет назад у нас по области было около 150 учащихся на один компьютер, то сегодня показатель отличается разительно — 30 ребятишек на одну машину. Притом, что по России в среднем — 57! И очень хорошо, если мы получим поддержку в этом направлении — уже можно будет говорить не только о покупке собственно техники, а о программном обеспечении. Ведь на это, как и на новые компьютеры, также требуются немалые средства и вкупе со средствами нацпроекта нам можно будет выше поднять информатизацию образования.

Естественно, очень важен пункт проекта о классном руководстве. И важен не столько с точки зрения суммы оплаты — от тысячи рублей и меньше, в зависимости от количества учеников, а с той позиции, что наконец-то об этом вообще заговорили. Вспомнили, так сказать, о том, что классный руководитель — это важнейшая в школе фигура. Хотя, например, эти доплаты в рамках нацпроекта совершенно не учитывают педагогов в профтехучилищах. Но ведь их на произвол не бросишь — работа сложнейшая, контингент ребятишек далеко не самый легкий. Будем доплачивать из своего — областного — «кармана».

Так что если говорить на примере Новосибирской области, то приоритетный национальный проект «Образование» очень хорошо виден в контексте всей системы, в контексте ежедневной работы. Это, безусловно, не панацея, которая призвана зараз решить все проблемы. Именно стартовая — мощная и необходимая — работа с «опорными точками», которая, опираясь на многолетний накопленный опыт и последовательный труд на местах, поможет конструктивно сдвигать дело с «мертвой точки», которая хоть и осталась в «хаосных девяностых», но последствия которой еще очень крепко сказываются на всей жизни страны.

На снимке: Владимир Иванов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
  1. Ради чего вы готовы поставить прививку от коронавируса и получить QR код
  2. Ваш пол?

Новости
29.09.2021
Ежемесячная денежная выплата и единовременная денежная выплата положена некоторым категориям пенсионеров в октябре-2021. В Министерстве труда и социального развития Новосибирской области рассказали о мерах поддержки граждан пенсионного возраста.

30.09.2021 ДОМфото
Новосибирские дачники завершают сезон в срочном порядке. Последние фрукты и овощи на минувших выходных убирали из-под снега. В октябре погода, возможно, даст последний шанс подготовить участок к зиме и сделать все необходимое для будущих урожаев. VN.ru расспросил экспертов, как успешно завершить сезон и не беспокоиться до весны.


29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.