Новосибирск 2.1 °C

«Пение может быть дивом, сказкой!»

25.04.2006 00:00:00



В этой непосредственности и свежести, наверное, и состоит один из главных секретов особенного обаяния Евгении Смольяниновой. Слушая ее, словно прикасаешься к чему-то сокровенному, к тому, что не выносится напоказ, а сохраняется только для себя и для близких душой.

Каждый раз, когда я слышала ее голос по радио, в кинофильмах (он звучал в «Жизни Клима Самгина», «Мусульманине»), не переставала удивляться. Родители ее, Валерий Дмитриевич и Раиса Ивановна, до сих пор не могут понять, как их дочь смогла угадать свою единственную дорогу и не свернуть с нее. Хотя и мать, и бабушка Жени прекрасно пели, сама она о карьере певицы не помышляла и поступила на фортепианное отделение ленинградского музыкального училища. К народной песне Евгения пришла не через народный хор или институт, где преподаватели разъясняют и учат, как надо петь. А так, как приходили к ней испокон веков, вернее рождались и жили вместе с нею, слыша ее от матери, бабки, от соседки-певуньи, запоминая и сохраняя подлинную народную интонацию. Вот как говорит об этом сама Евгения:

— Голос — как клад внутри, не знала, что с ним делать. Был период, когда он не давал мне покоя, — пела постоянно, на улице, в метро, но тихонько, внимательно прислушиваясь к себе, к тому, как голос вживается в окружающее. Осознала, что стану певицей, услышав исполнительницу народных песен Ольгу Сергееву. Пение может быть дивом, сказкой! Ее голос знаком многим по фильму Тарковского «Ностальгия». И я думаю, что именно особое чутье Тарковского-эстета позволило ему услышать и раскрыть эту удивительную певицу. Ольга Федосеевна — простая крестьянка, но ее пение настолько высококультурно, что невольно подтверждает мысль: в каждом человеке запечатлен образ Божий, и он так прекрасен, что даже его малое отражение в пении способно восхитить других людей. Меня, по крайней мере, ее пение просто поразило.

Я была совсем молода и как все молодые — максималистка. Мне требовалось все самое лучшее, самое красивое и самое замечательное, и я поняла, что замечательнее того голоса ничего нет... Мне написали рекомендательное письмо к Ольге Федосеевне, и я поехала к ней в деревню. Она оказалась внутренне очень благородным и аристократичным человеком. Вообще я считаю, что такой вот аристократизм и духовность сохраняются очень часто именно в простых крестьянах. И я стала у нее учиться — сидела и слушала, слушала и записывала, потом пыталась повторить. В этом и заключалось мое учение. Не объяснить, как все происходило, — по микрону, по мелочи, по муравьиным шажочкам, просто пыталась жить с ней в унисон...

Человеку, который впервые слышит Смольянинову, ее высокий, хрустальный голос, ее самобытная манера исполнения могут показаться чересчур непривычными... Поначалу все сопротивляется и противится этой новой и неожиданной интерпретации и русской народной песни, и романса. Более привычными для нас кажутся совсем другие голоса:

Лидии Руслановой, Петра Лещенко и Изабеллы Юрьевой. Мы привыкли к совершенно иному характеру, к совершенно иному образу русского человека, который и воспринимается нами как единственно верный.
Удаль, молодечество, стихийность, страстность и безудержность — вот всем известные национальные черты, без которых мы просто не представляем себе и не мыслим русского человека. Ярчайший его образец — в творчестве несравненной и великой Лидии Руслановой. И вдруг устоявшийся и окаменевший стереотип ломают и на наших глазах создают нечто новое и непривычное.

Евгения Смольянинова открывает нам совсем иного русского человека, человека, которого мы прежде не знали, — кроткого и смиренного. И совсем другую Россию, которую теперь можем только представить по картинам Михаила Нестерова, по чудесной прозе Бориса Зайцева или Бориса Шергина, по историческим рассказам о Сергии Радонежском...

Серебряный, чистый голос певицы, несколько бесстрастный, уносит куда-то высоко-высоко, заставляя забыть о земных несовершенствах.
Сама Евгения говорит об этом так:

— Конечно, со мною могут поспорить: а как же русские пляски, русское веселье? Разумеется, разумеется... Но все-таки нашу страну всегда спасало смирение. Удивительную духовность, не в расхожем смысле, а в смысле чувствования жизни духа, — все это я слышала у многих народных исполнителей. Другое дело, нам всегда предлагался другой образ, как иностранцам лубки, матрешки... Но уж нам-то самим неплохо бы прочувствовать, чем по-настоящему мы живы.

И ей действительно удалось прочувствовать это, прочувствовать и донести до нас, слушателей. Сегодня Евгения Смольянинова — элитарная певица. В ее репертуаре — народные песни самых различных уголков России, старинные романсы XIX — XX веков, духовные стихи и баллады и, наконец, удивительные по мелодическому колориту песни самой Евгении Смольяниновой на стихи Лермонтова, Толстого, Майкова, Блока, Пастернака, Рильке, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), игуменьи Таисии (Солоповой), Бехтеева, Туроверова и других поэтов. Певица сама является аранжировщиком всех произведений, которые исполняет. Ее поклонники — люди с тонким вкусом, требовательные, тонко чувствующие. Они всегда ждут ее концертов.

В европейской части России Евгения Валерьевна очень популярна. Билеты на ее концерты распродаются в считанные дни. Она выступает в Москве в Политехническом музее, в большом концертном зале московской консерватории имени Чайковского, в концертных залах Петербурга, ездит с концертами за рубеж, где тоже имеет огромный успех.

К нам, в Новосибирск, с единственным концертом Евгения Смольянинова впервые приезжала 11 октября 2005 года. Она выступала в Доме ученых Академгородка. Несмотря на отсутствие шумной рекламы и кричащих афиш, в большом концертном зале не оказалось свободных мест. Публика собралась разная: и молодые люди, и зрелые супружеские пары, и люди пенсионного возраста. Концерт продолжался более двух часов. Контакт с залом, установленный певицей, был потрясающий: настоящая русская песня, льющаяся из самой души исполнительницы, нашла в тот вечер дорогу к сердцу каждого слушателя.

Евгения Смольянинова сделала, наверное, лучшее, что могла только сделать: взяла народную музыку такой, какой она и поныне живет в народе, и, ничего не меняя, не подправляя, не стилизуя и не подгоняя под современные испорченные вкусы, показала ее нам. Донесла до нас.

По многочисленным просьбам зрителей Евгения Валерьевна приезжает в Новосибирск 26 апреля 2006 года с концертной программой «Золотые сады». Выступление состоится там же, в Большом концертном зале Дома ученых Академгородка. Концерт обещает быть очень интересным, душевным (а по-другому и быть не может!). Не упустите уникальную возможность услышать этот удивительный голос, о котором Виктор Астафьев сказал так: «Ей удалось не только по-своему высветить, где-то и обновить русские песни, душевно восславить Господа в молитвах, но и воскресить несколько совершенно забытых русских песен. Чарующий апрельский голос певицы широко звучит по России, а это давний и верный признак истинно народного внимания».

На снимке: Евгения Смольянинова

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: