Один из мощных стимулов — проведение объявленного недавно конкурса среди ведущих вузов страны, претендующих на масштабную государственную поддержку. Новосибирские вузы — в списке участников, среди них Новосибирский государственный университет (НГУ), Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) и Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ). Условия проведения конкурса и ожидаемая в его ходе реорганизация, направленная на внедрение инновационных технологий в систему образования и науки, а также призванная изменить комплексные подходы подготовки российских специалистов, обсуждались на прошедшем недавно в новосибирском Академгородке совещании вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Медведева о проблемах высшей школы.
Новосибирск как место для проведения соответствующего совещания был выбран сознательно. Наши вузы, традиционно связанные с научно-исследовательскими институтами СО РАН, успешно развивают взаимовыгодные контакты науки и образования.
«Постоянное взаимодействие новосибирских студентов, аспирантов и научных работников позволяет весьма продуктивно соединять науку с практикой и создавать полноценный образовательный продукт», — отметил вице-премьер.
Однако новые технологии обучения реализуются сегодня не во всех российских вузах. Несмотря на то, что в стране очень широкий выбор высших учебных заведений, по большому счету в России не так много мест, где можно получить действительно современное и качественное образование.
Вузы должны идти в ногу со временем, сформировав программы, отвечающие требованиям дня, и, как результат, выпускать специалистов, обладающих современными, востребованными рынком и обществом знаниями. Выпускники российских вузов должны быть готовы работать на высокотехнологичных производствах, в научно-исследовательских институтах и во всех практических сферах.
Особенную актуальность в условиях современного нарастания темпов внедрения высоких технологий приобретает инновационный аспект в образовании, основной смысл которого состоит в том, чтобы не догонять прошлое, а создавать будущее. На это в первую очередь направлено проведение конкурса среди вузов, в рамках которого в ближайшие три года порядка 30 миллиардов рублей планируется выделить на инновационное образование. Эти статьи расходов предполагают поддержку передовых вузов страны в размере 5 миллиардов рублей в 2006 году, 15 — в 2007 году и порядка 10 миллиардов рублей в 2008 году. Победителям конкурса будет оказана поддержка от 400 миллионов до миллиарда рублей на два года.
Предполагается, что субсидии будут выделяться по жестко определенным направлениям расходов. В их числе разработка современного содержания и методов обучения, приобретение и модернизация современного учебного и научно-лабораторного оборудования. Также одна из главных составляющих — профессиональная переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Обязательное условие участия в конкурсе — софинансирование со стороны вузов, претендующих на победу, в размере не менее 20 процентов от заявленной суммы.
По словам заместителя руководителя федерального агентства по образованию Евгения Бутко, основная цель данного проекта — достижение нового качества высшего образования, конкретно определяемого потребностями национальной экономики, работодателей, общества, личности.
«Успешное проведение конкурса станет надежной основой обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда и — самое главное — позволит им успешно включиться в реальную трудовую деятельность», — уверен Евгений Яковлевич.
Несмотря на существенное увеличение финансирования по государственной линии, очевидна необходимость развивать отношения между бизнесом и высшей школой.
«Отечественный бизнес понимает задачи и трудности, стоящие сегодня перед высшей школой, и готов участвовать в активной жизни современных высших учебных заведений. Это может быть подготовка образовательных стандартов, мониторинг потребностей рынка труда, развитие инновационного образования, инвестирование отрасли.
Сегодня нам необходимо отработать эффективные, в том числе правовые и управленческие, механизмы взаимодействия вузов и бизнеса», — отметил Дмитрий Медведев.
Самым сложным вопросом, когда речь заходит о сотрудничестве науки и бизнеса, становится финансирование образования — в связи с этим сформировано несколько подходов. Среднеспециальное образование, по мысли разработчиков нацпроекта, может практически целиком финансироваться работодателями. Во многом это инвестиции в собственное будущее предприятий, так как подавляющее большинство выпускников ссузов сразу по завершении обучения попадает на производство.
А вот деятельность вузов в первую очередь должна находиться в поле зрения государства — в этой сфере необходимо опираться на конструкцию государственно-частного партнерства. С одной стороны, государственные высшие учебные заведения должны получать необходимое финансирование из бюджета и обладать при этом высокой степенью самостоятельности в расходовании этих средств. С другой — бизнес-сообщество может внести свою лепту в виде прямого финансирования, создания фондов по поддержке социально значимых проектов. Вопрос — в регулярности и соразмерности поддержки. Это новая тема и для вузов, и для правительства, потому что деятельность подобного рода социальных институтов законодательно у нас пока не прописана.
Новосибирская область, стараясь в первую очередь реализовать принцип доступности высшего профессионального образования, ежегодно выделяет из бюджета около 100 миллионов рублей на специальные гранды на получение высшего профессионального образования выпускникам сельских школ, победителям олимпиад и областных конкурсов.
«Это полномочия не регионального уровня, но я убежден: если те миллиарды рублей, которые мы тратим на общее образование, не будут дополнены этими элементами работы с высшей школой, остальная поддержка тоже потеряет свой смысл», — считает губернатор Виктор Толоконский.
Неотъемлемой составляющей высшего профессионального образования в Новосибирской области являются его качество и продуктивность — многие кафедры новосибирских вузов строят подготовку специалистов в реальном исследовательском и производственном процессе.
Немаловажна и направленность получения будущими новосибирскими специалистами инновационного опыта. Развитие этих направлений было бы вряд ли возможно без поддержки крупных бизнес-структур. Многие вузы Новосибирской области уже имеют большой опыт работы с крупными корпорациями, которые заказывают им подготовку специалистов и постоянно корректируют учебные программы.
Ожидаемые эффекты по результатам конкурса включают переосмысление вузами своей миссии в соответствии с требованиями современного рынка и работодателей. Также в числе предполагаемых результатов:
формирование и апробация на примере победивших в конкурсе вузов эффективных моделей современного инновационного образования;
обеспечение адекватности результатов системы высшего образования ожиданиям и потребностям гражданина, общества, бизнеса и государства;
увеличение вклада отечественной высшей школы в развитие и повышение конкурентоспособности страны;
обобщение лучшего опыта в системе высшей школы вуза-победителя и создание условий для его системного распространения;
формирование позитивного отношения общественного мнения по отношению к результатам, осуществляемым изменениям в образовании.
Сегодня завершился первый этап конкурса — сбор заявок, по результатам которого в конкурсе примет участие 199 вузов. Заявки представили вузы РФ, расположенные на территории всех федеральных округов. Из них:
87 технических и технологических вузов;
57 классических университетов;
12 экономических вузов;
12 сельскохозяйственных вузов;
11 педагогических вузов;
7 негосударственных вузов;
7 вузов, которые трудно отнести к каким-либо из перечисленных категорий;
6 медицинских вузов.
Призвание российской науки — создавать будущее
26.04.2006 00:00:00