Новосибирск 2.8 °C

«Счастливчику» предложили выбрать цвет автомобиля

01.05.2006 00:00:00



Что только ни получаем по почте — это и предложения о приобретении дешевых, «очень редких и качественных» товаров, товаров для здоровья, сообщения о крупных выигрышах, каталоги книг... Доверительный тон переписки, все предложения, адресованные лично любимому и неповторимому, вызывают интерес и доверие.

Понятно, что приманкой является небольшая сумма платежа и неистребимая вера в чудо и везение. Доверие подкрепляется солидно оформленными бумагами и конвертом, огромными настоящими печатями. Один мой знакомый около года совершал ненужные покупки, оформляя получение главного приза в виде автомобиля. Организаторы лохотрона предложили «счастливчику» выбрать цвет автомобиля и даже прислали ключи от него... Мы все с жаром убеждали товарища отказаться от сомнительного проекта, объясняли схему обмана — бесполезно, жертва уже проглотила «червяка» и никак не желала вернуться в реальность. Поэтому, если что-то приходит по почте, лучше отправить в мусорную корзину и никогда не высылать деньги адресату, которого не знаешь.

По мнению психологов, основной принцип воздействия мошенника на жертву базируется на манипулировании, то есть скрытом управлении против воли, при котором обманщик получает преимущество или выгоду за счет жертвы. В начале обманщик собирает информацию о потенциальной жертве, ее психотипе с целью обнаружения мишени воздействия, или приманки. Это может происходить в считанные минуты, а иногда подготовка может занять и несколько дней. Мошеннику надо определить особенности личности, ее слабости, потребности и желания, которые и будут использованы при манипулировании, чтобы подтолкнуть жертву к нужному действию.

Приманкой может быть что угодно, лишь бы это «работало» — привлекло внимание жертвы и одновременно отвлекло от истинной цели обманщика. На следующем этапе необходимо вызвать доверие, расположение жертвы, усыпить бдительность, отвлечь внимание от истинной цели. В финале — стимулирование жертвы к действию.

Примеров подобных обманов — масса. Один из них — «с доставкой на дом». Приманкой в таких случаях является удовлетворение каких-то потребностей. Доверие и расположение достигается имитацией исполнения некой социальной роли, маскировкой под представителя вызывающих доверие служб и организаций. Например, в подъезде дома меняли счетчики электроэнергии, «монтер» предложил за 200 рублей при переустановке изменить показатели и таким образом «сэкономить» оплату жильцам. Многие согласились, с радостью заплатив, однако потом выяснилось, что все показатели остались прежними.

Во многих небольших городах в последнее время пострадало много стариков-пенсионеров. К ним наведывались «работники» отделов социального обеспечения и брали шефство над пожилыми по доставке продуктов на дом — естественно по предоплате, да и еще по сниженным ценам. Конечно, ни денег, ни продуктов потом никто не видел. Иногда в гости к пенсионерам приходили сотрудники «фонда помощи», представившись как специалисты по оценке ремонта. Наши граждане настолько доверчивы, что редко требуют в подобных случаях предъявления какого-либо документа. Пока «гости» обходили с осмотром комнаты, хозяева писали радостно заявки-заявления. Потом они уходили, пообещав прислать бригаду ремонтников, а хозяева обнаруживали пропажу денег, украшений и других вещей, ремонта так никто и не дождался.

Нередко предоставляют липовые «услуги на дому». Это может быть и проводка кабельного телевидения с оформлением соответствующего договора или прокладка дешевого газопровода на дачном участке.

Короче, вариантов множество, итог всегда плачевный — либо услуга не оказана, а деньги «уплыли», либо те, кто оказывал услугу, прихватили из дома что-нибудь им очень понравившееся.

Довольно часто проводят махинации с телефонами. Приманкой является предложение незамедлительно установить телефон. Доверие достигается якобы «принадлежностью» к персоналу АТС. «Благодетели» вычисляют в доме-новостройке первых обладателей телефонов и потом за тройную плату спаривают их номер во время отсутствия хозяев.

Последнее время жертвами становились любители-дачники, соблазнившись купить по каталогам необыкновенно урожайные семена невиданных культур новой селекции. Даже получив бандероли с красочными пакетиками, урожая они ждали долго... Видов и техник обмана существует великое множество. Но если бы потенциальные жертвы не были такими доверчивыми и умели вовремя разглядеть свою «приманку», то и не было бы столько финансовых потерь, разочарований и психологических проблем. Очень важно своевременно увидеть, распознать и понять, что вами манипулируют, а затем научиться применять защиту от мошенников. Очень жаль, что основам психологической безопасности не обучают еще в школе.

Представляется очень важным осваивать эти знания и понимать свои «слабые места» как можно раньше.

Мошеннику надо определить особенности личности, ее слабости, потребности и желания, которые и будут использованы при манипулировании, чтобы подтолкнуть жертву к нужному действию.

Приманкой может быть что угодно, лишь бы это «работало» — привлекло внимание жертвы и одновременно отвлекло от истинной цели обманщика. На следующем этапе необходимо вызвать доверие, расположение жертвы, усыпить бдительность, отвлечь внимание от истинной цели. В финале — стимулирование жертвы к действию.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: