Новосибирск 11.6 °C

Творчество как вечная исповедь

12.05.2006 00:00:00



Искусство для него, человека долга, совести и чести, — дело, а не игра. Он единственный в городе художник-фронтовик, который пишет сюжетные батальные картины, посвященные как Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, так и современным локальным войнам, фактологически точные, правдивые и предельно искренние. Многочисленные иллюстрации к книгам, поездки в составе пресс-групп на село позволили Чебанову собрать в набросках и зарисовках с натуры большой типаж людей, который он умело использует в своих композициях.

В его сегодняшних произведениях — мудрость жизни, мудрость возраста (а ему идет уже 81-й год), глубокое философское содержание, психологическая наполненность и выразительность образов, то, что, собственно, и составляет правду искусства. Похоже, художник понял, что главное в жизни — семья и дом, в его работах появилась улыбка. В целом творчество Чебанова — страна прошлого, страна воспоминаний, страна пережитых трагических, грозовых и счастливых, солнечных дней. Вениамин Карпович словно заново трепетно переживает свою жизнь, вспоминая самое важное и значительное.

В зале, где выставлены картины военной тематики, центральное место занимает монументальный триптих «Победа»: «Капитуляция Берлинского гарнизона», «Бранденбургские ворота», «Подписание акта о капитуляции». Здесь же ряд произведений, по существу развивающих эту тему, хотя и по-разному. Победа над врагом, победа над собой, победа над судьбой, победа добра над злом. Труден и долог путь к победе, и цена ее безмерно велика...

Вера в победу — «Автопортрет»: молодой пехотинец в плащ-палатке и каске, с автоматом на передовой, на фоне таких же солдат и догорающего танка, в момент короткой передышки. Надежда на победу, на лучшее — «Беженцы»: старик со спящим у него на руках ребенком на обочине, у дороги (это уже Чечня). Драма, горечь и цена победы — «У родного порога»: возвращение солдата к родному пепелищу. Наконец, «Золотая свадьба» — победа над временем. Оба эти полотна (да и как многие другие), по-моему, никого не оставляют равнодушным. Сердце разрывается от сочувствия к ошарашенному горем вернувшемуся с фронта солдату, семейной паре в момент их раздумий и своей прожитой многотрудной жизни.

На другой стене картины, запечатлевшие ратный труд в особо тяжелые, гнетущие моменты войны — «Вышли из окружения», «Оборона Сталинграда» и портрет одного из них, участника тех событий — «Портрет полного кавалера ордена Славы Николая Стазаева».

Весьма символично совмещение на одной стене (третьей) полотен «Последний снаряд» и «У монумента памяти». Тот же, что в картине «У родного порога», драматизм судьбы воина-солдата, в прошлом отчаянных парней, честно исполнивших свой воинский долг, ныне почти бомжующих у монумента их же памяти...

Тема мира в изложении художника также настраивает зрителя на философский лад. Радости, «светлости» прошлой жизни («Отчий дом», «Свадьба», «На побывку», «Ему в шубке не жарко?») противопоставлены «Русский крест» и «Возвращение» (из Афганистана. — В. П.), очаровательным милым женским лицам — суровые портреты друзей художника. Даже пейзажный ряд включает в себя холсты, словно соперничающие друг с другом: зима и лето, мимолетность и эпичность...

Особо следует отметить произведения художника самого последнего времени, в которых он в очередной раз проявил себя как мастер бытового жанра. Нет той страны детства, юности, но она живет в его душе, свидетельством чему являются картины «Отчий дом» и «Ему в шубке не жарко?», запечатлевшие его детей, их мать с особой сердечной теплотой. Колорит картин чистый, теплый, какой-то просветленный, солнечный, легкий, тонко ньюансированный. Весь образный строй картин, цельность и ясность мировосприятия, мироощущения художника заставляют твою душу резонировать в ответ, также ностальгировать, радоваться и печалиться, предаваться воспоминаниям, воскрешая утраченные грезы. Он не просто рисует, пишет полотна, он рассказывает, вдохновенно и поэтично. Вроде бы и про мою, и про вашу жизнь...

Или «Деревенская свадьба»: деревенский теплый дом изнутри, словно с «порхающими» тюлевыми шторами, букетом цветов на подоконнике и краешком аккордеона, а за окном, снаружи — лица любопытствующих детей, по-разному воспринимающих важнейшее событие житейского процесса, настоящего деревенского праздника. И здесь Чебанов не играет в искусство, он искренен, уважителен, почтителен к людям, живет по-настоящему в искусстве, его взгляд на происходящее как на нечто очень важное, заслуживающее большого внимания. Кто бы как ни ерничал по этому поводу, творить для народа — его кредо. Вениамин Карпович Чебанов давно стал поистине народным художником, и пора бы дать ему этот титул официально.

От редакции. В. К. Чебанов — давний друг «Советской Сибири». Мы ценим и любим его за гуманистический талант, патриотизм и активную жизненную позицию. Поэтому к пожеланию автора о присвоении Вениамину Карповичу высокого звания «Народный художник России» присоединяемся.


На снимке: Вениамин Чебанов дает интервью.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: