Новосибирск 8.1 °C

Творцы благополучия

16.06.2006 00:00:00



вовремя поставить правильный диагноз, а затем предоставить необходимую профилактическую и коррекционно-педагогическую помощь, то каждый ребенок может добиться значительных успехов в учёбе и творчестве.

Мы все знаем, что рождаемость в стране и в нашем регионе низкая. Женщины часто не хотят или не могут рожать, но и среди рождённых много нездоровых детей, в том числе с задержкой психического развития, с речевыми нарушениями, трудностями в обучении и другими проблемами. Деятельность областного центра диагностики и консультации направлена на создание коррекционно-развивающих программ, на внедрение их в образовательные учреждения, на оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. В структуре центра главная областная психо-медико-педагогическая консультация, школа-центр, службы — практической психологии образования, логопедическая.

Лет 20 — 30 назад создание такого центра было нецелесообразно, потому что детей с задержкой психического развития было гораздо меньше. Не будем говорить о причинах явления, это особая тема. Мне, как журналисту и жителю Новосибирской области, важно знать, как же теперь быть с этими детьми, которым окружающие не додали любви, внимания, а также необходимой духовной и физической пищи для успешного развития? И как же можно им помочь, не изолируя от той среды, которая помешала их правильному развитию? На эти вопросы я прошу ответить директора центра Наталью Романовну Лихоманову.

— Если речь идет о сохранении для ребёнка биологической семьи, несмотря на то что эта семья неблагополучная, то профилактическая работа, социально-реабилитационная деятельность с такой семьёй должна начинаться как можно раньше. Следует формировать хорошую систему поддержки, некий реабилитационный курс, включающий в себя духовное, нравственное, эстетическое, образовательное и физическое начало. Для этого необходимо в микрорайонах, где проживают такие семьи, скоординировать действия органов образования, здравоохранения, социальной защиты, РОВД, общественности и СМИ. Работать комплексно с семьей, когда дети находятся в приютах или нашем центре и других специализированных образовательных учреждениях, чтобы ребёнок возвращался в более благополучные условия жизни.

Мы тоже вносим свою лепту в это дело. Проводим семинары, тренинги, «круглые столы» по всей области, рекомендуем различные методики и формы работы с этой категорией семей. Мы видим, что эта проблема волнует руководителей и специалистов различных структур, и в первую очередь образовательной сферы, особенно в Каргатском, Колыванском, Маслянинском, Болотнинском, Ордынском, Татарском, Новосибирском сельском и других районах. Необходимо привлекать специалистов к этой работе, делать так, чтобы она велась непосредственно в микрорайонах, где живут дети. Каждый ребёнок имеет право на счастье, семейное тепло. Многие остро нуждаются в адаптации в нынешнем обществе, им нужны надёжная поддержка, внимание. А лишать пап и мам родительских прав нужно лишь в самых исключительных случаях, — подчеркнула моя собеседница.

— Наталья Романовна, в вашем центре одно из ключевых выражений — «модель психологического и педагогического сопровождения ребёнка». Поясните, что оно означает?

— Всем известно, что сопровождать — значит проходить с кем-либо часть пути в качестве спутника, провожатого. Таким провожатым для детей с проблемами в развитии должен стать специально организованный процесс: комплексное сопровождение в оказании социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи. В системе сопровождения используются такие виды работ, как профилактика, диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение и образование, экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий и так далее.

Здесь необходимо отметить, что следует различать коррекционную и развивающую работу. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определённый эталон психического развития, к которому надо стремиться приблизить ребёнка, то в развивающей он ориентируется на средневозрастные нормы развития. То есть за коррекционной деятельностью закрепляется смысл раскрытия «исправления» отклонений, а за развивающей — раскрытие потенциальных возможностей ребёнка. Главная задача такого сопровождения — помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, в обучении, в социализации.

Каждый день в главной областной психо-медико-педагогической консультации ведут приём невропатолог, психиатр, логопед, а также педагоги - дефектолог и психолог. Они комплексно диагностируют направленного сюда специалистами ребёнка, определяют состояние его психофизического развития. Часто в результате такого осмотра у детей выявляются различные неврологические патологии (81 процент!), различные нарушения осанки, органов дыхания, дефицит массы тела, туберкулёзное инфицирование и другие серьёзные нарушения.

В тот день, когда я знакомилась с работой центра, в приёмной ГОПМПК были дети, привезённые из Новосибирского района. Например, школьники обычно направляются сюда из-за хронической неуспеваемости. И причина её отнюдь не в лени ребёнка, а в глубоких органических нарушениях, которые иногда ещё можно поправить. Но главное — это надо понимать педагогам и родителям.

Вот в кабинет невропатолога входит мальчик с молодой мамой. В результате осмотра выясняется, что Петя, так зовут мальчугана, эмоционально скован, полон внутренней агрессии и потому плохо выполняет «команды-просьбы», в том числе и задания учителя. Кроме того, у мальчика явно недостаточный вес тела. У логопеда Петя чувствовал себя поуверенней, но читал с трудом, по слогам, не произносил некоторые звуки, затруднялся в выражении мысли при описании картинки. Петя в семье четвёртый ребёнок. Мама работает на животноводческой ферме, весь день её нет дома, папа в тюрьме. Спасибо бабушке, которая хоть как-то приглядывает за детьми.

Запомнился мне на приёме у логопеда Ирины Викторовны Ермаковой и пятиклассник Вадим. Он достаточно физически развитый мальчик, но ему очень трудно выразить мысли при описании рисунка. Учительница, сопровождавшая его, добавила, что он делает постоянные орфографические ошибки, даже если знает правила. Есть у современных детских врачей термин для определения такого нарушения. Дисорфография — неспособность применять правила при письме. Это бывает от слабого развития внимания, расторможенности, недостаточного самоконтроля.

Мальчика трудно винить, его недоразвитие — результат жизненных условий. А могло ли быть иначе, если мама Вадима пьёт, отец погиб, а в семье уже пятеро детей. Заботится о детях бабушка. Беременность у мамы проходила с осложнениями, и Вадим родился семимесячным, фразы стал говорить с отставанием, после двух лет. Сейчас читает по слогам, а некоторые звуки произносит неправильно, но логопеда в школе нет. Вадиму необходима помощь, видно, что он эмоционально развит, у него сформированы нравственные критерии, понятия, что такое хорошо и что плохо. Но паренёк растёт, как трава, сам по себе, а окружающая обстановка не способствует правильному формированию его личности.

Вот и следующий пациент логопеда, пятиклассник Миша, плохо успевает в школе, и хотя читает он довольно бегло, но пишет страшными каракулями. Ему трудно учиться русскому языку: у мальчика нарушен языковой анализ, он практически не различает предлоги и приставки, ошибается в согласовании слов. Диагноз тот же: задержка психического развития, связанная с семейными условиями. Мама родила его в 16 лет, злоупотребляет алкоголем, в семье ещё двое детей, отец бросил их. Миша, как старший в семье, часто сам заботится о младших, готовит пищу, кормит их.

К сожалению, все многодетные семьи, которые были на осмотре, неблагополучные, отцы в них или в тюрьме, или сгинули, или убиты, а матери — молодые, вольные, жертвовать ради детей ничем не хотят и не научены. Надо сказать, что и жизнь у них тяжёлая, беспросветная. Большим благом в таких семьях бывает помощь старшего поколения — бабушек, дедушек. Такова реальность сегодня: обнищание деревни, отказ от культурных традиций, потеря здравомыслия. Молодёжи и 40 — 50-летним работать негде, поэтому они и уезжают в город. Но и в городе в благополучных городских семьях больше двоих детей бывает редко. Это значит, что коренного населения в Сибири, то есть тех, кто живёт здесь в двух-трёх и более поколениях, скоро будет недостаточно.

Сохранять надо каждого рожденного ребёнка и всеми силами стараться помочь ему преодолеть трудности недоразвития. Этими непростыми проблемами озабочен областной центр диагностики и консультирования. Здесь могут пройти бесплатное обследование все дети, до 18 лет, с подобными проблемами, а также — получить необходимую консультацию родители, педагоги. В прошлом году специалисты центра осмотрели свыше тысячи шестисот детей из сельских районов и Новосибирска. Каждому ребёнку составлена комплексная индивидуальная программа и определён, как здесь говорят, образовательный маршрут, то есть даны рекомендации дальнейшего обучения, предложены программы, адаптированные с учётом дефекта развития ребёнка. Кроме того, в группах круглосуточного пребывания прошли комплексную углубленную диагностику более 300 детей.

Школа-центр оказывает стационарную помощь детям. Ребята живут до 45 дней в хороших условиях, получают необходимую профилактическую, медицинскую, психолого-педагогическую и логопедическую помощь. Школьники продолжают занятия, и все проходят реабилитацию тем, что учатся танцевать, петь, рисовать, читать и сопереживать героям прочитанного в театрализованных постановках. Педагог Диана Робертовна Ганчукова рассказывает, что многие малыши не воспринимают цвет и не берут яркие краски, боятся рисовать, опасаясь, что у них ничего не получится. Они зажаты, тревожны, боязливы и как-то не по-детски неэмоциональны. Без любви, без сочувствия всему живому душа чахнет, не развивается. И здесь очень важно разбудить в детях радость, доверие к себе и окружающим, заинтересовать их творчеством, возможностью выразить себя красками, линиями.

Педагог показывает мне рисунок десятилетнего Ромы, который, поступив в школу, категорически отказывался от любой деятельности. Он не хотел и рисовать — боялся, что ничего не получится. Потихонечку, маленькими шажками Диана Робертовна вовлекала мальчика в творчество, оставляла его одного с красками и альбомом. Мальчик слушал хорошую музыку, наблюдал, как рисуют другие дети, и наконец сам решился разрисовать дымковскую игрушку и раскрасил её, на удивление, точно. И когда все оценили его работу, похвалили, душа его словно расправилась. Он перестал бояться, поверил в свои силы.

А как мощно раскрываются и развиваются детские души в пении и в движении под музыку. Сейчас это называют арт-терапией, музыкальной терапией. Всё это, однако, известно издревле в традиционной культуре: детям так же, как и взрослым, необходимо для душевного и физического здоровья двигаться в танцевальном ритме своего народа, петь хором, играть, создавать яркие образы в росписи или в вышивании. То есть необходимо для жизни всё то, что испокон веков несла в себе традиционная русская культура, что давала детям народная педагогика. Вот уж поистине новое — это хорошо забытое старое! И это хорошо чувствуют и осуществляют в практике специалисты школы-центра.

В апреле в центре состоялся концерт, где ребята продемонстрировали, чему они научились с помощью педагогов. Каждый, кто желал, мог спеть соло или в хоре. И все пели без всякого страха, доверчиво и выразительно. Педагогам нужно было стать настоящими виртуозами и проявить чудеса любви, доброты и ласки, чтобы за такой короткий срок пребывания детей в центре разбудить в них стремление к творчеству, добиться их раскованности и увлеченности! А если в ребёнке разбужено желание творить, то есть создавать что-то новое, то он не потерян для общества. К несчастью, есть в обществе дети, которые повидали за свою короткую жизнь такое, что, как говорят, и в страшном сне не приснится... Святая обязанность взрослых — дать ребятам надежду на лучшую жизнь.

На снимке: радости театральных дебютов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: