Новосибирск 1.5 °C

Управление — категория нравственная

16.06.2006 00:00:00



Первый этап «Школы» прошел с 3 по 18 мая.

Участвовали в «Школе» представители самых разных вузов и специальностей. Объединяло их то, что все они молоды (не случайно курировал проект именно департамент молодежной политики, а не, скажем, образования) и все объединены общей идеей — изменить к лучшему положение дел «на местах».

Самой церемонии награждения предшествовала довольно продолжительная беседа губернатора с организаторами и участниками проекта. Собравшиеся подводили итоги, делились впечатлениями, выдвигали предложения по дальнейшему развитию «Школы».

«Сразу хочу сказать: глубоко убежден, что для решения тех больших задач социально-экономического, инновационного развития нашего государства и общества нам очень нужны новые, хорошо образованные, ответственные, социально активные молодые кадры, — отметил глава области. — При всем моем уважении к профессионалам более старшего поколения — а я и сам далеко не молод — думаю, что новая система производства, рыночных отношений, обновленная психология, которая сформировалась в обществе в последние годы, требуют не только новых знаний, которые нам порой трудно получить, но и особого внутреннего восприятия всех тех процессов, что сейчас происходят.

Местное же самоуправление — это вообще уникальное направление, поскольку сам по себе этот институт сформировался относительно недавно, и ни о какой преемственности, традициях, передаче накопленных предыдущими поколениями знаний речь не идет. Мы до сих пор не очень убедительно решаем проблемы взаимодействия населения и власти «на местах», даже если эта власть — избранная. Поэтому все то новое, что рассмотрено в рамках «Школы», имеет особое значение для управленческой практики и для научного анализа. Мы сейчас в решении управленческих вопросов полагаемся по большей части на собственный эмпирический опыт, не имея базы научно-практического обобщения.

Совершенно очевидно, что вся система образования, особенно профессионального, нуждается сегодня в серьезном методологическом обновлении. Мы уже не можем базироваться на тех приемах, что разрабатывались еще моим поколением. На сегодня существует масса противоречий, проблем, недостатков, которые снижают общий уровень образования, а за ним и общие возможности развития общества. Так что те наработки, что были получены в ходе проведения «Школы», необходимо распространять дальше — как путем проведения аналогичных семинаров, так и в режиме интеграции в традиционные образовательные схемы.

Ну и, наконец, я уверен, что такие проекты как нельзя лучше повышают социальную активность, социальную ответственность молодежи, побуждают её не только к собственному совершенствованию, но и к решению общественно значимых задач. Убежден, что равнодушный человек в эту школу не пойдет».

Далее слово было предоставлено Павлу Григорьевичу Олдаку, руководителю проекта. Подводя итоги, он отметил несколько важнейших, на его взгляд, моментов.

В России более 100 000 населенных пунктов, а в городах — десятки, а то и сотни муниципальных образований. Таким образом, мы имеем более ста тысяч звеньев муниципального самоуправления. В Новосибирской области, скажем, таких звеньев более 460-ти. Стало быть, нужны ЛЕГИОНЫ управленцев, и управленцев нового поколения. Без отлаженной системы местного самоуправления не построить эффективную систему государственной власти.

Мы уже не замечаем, что образовательный процесс у нас растягивается на добрых два десятка лет: школа, пять лет в институте, два-три года в аспирантуре. Двадцать лет мы мурыжим подрастающее поколение в стенах учебных заведений, в то время как творческий потенциал нашей молодежи «вызревает» уже на рубеже между школой и институтом. Это значит, что мы теряем 5 — 8 лет творческого потенциала, и эти потери носят масштаб национальных.

Поэтому сейчас необходимо создать такую систему, при которой творчество и образование сливались в некоем общем потоке, шли вместе рука об руку. Процесс создания такой системы уже начался, но нужно прилагать все усилия для того, чтобы нынешние начинания получили полноценное развитие.

Ученые для оценки своей деятельности используют два понятия — результат и «зона прорыва». Первое характеризует конкретное достижение в соответствии с поставленной целью. Второе — те горизонты, что открываются с высоты достигнутого результата. Так вот, в данном случае «зона прорыва» очень намного, на порядки превосходит достигнутый результат.

Инновационность проекта — в том, что участники, равно как и организаторы, за редким исключением, никогда не сталкивались с тематикой и проблемами местного самоуправления. Никаких учителей и документов, знакомящих с предметом изучения, также не было и в помине. Все начиналось с нуля: постижение проблем и творчество. И тем значимее результат — написание в столь короткий срок законченного методического пособия по очень непростой дисциплине. Достижение, превзошедшее самые смелые ожидания самих организаторов.

Что же по большому счету показал опыт? А он показал, что есть альтернативная модель построения системы «образование — творчество». Она опирается на три принципа:

— прямое единение учебы и творчества. Учеба должна быть направлена на решение конкретных проблем, и тогда сама по себе становится творчеством;

— работа в сплоченных командах по 3 — 5 человек. Именно элемент коллективной работы весьма важен при построении новой модели образования. При этом оптимальная численность группы — не более 5 человек;

— состязательность, нацеленность на победу.

Все эти правила в рамках проекта были реализованы полностью, что и предопределило хороший результат.

Что же дальше? Получается, что новосибирцы первыми вышли в «зону прорыва». Логично, что нам делать и дальнейшие шаги по расширению этой зоны. В связи с этим стоит вопрос о формировании полноценной системы инновационного образования. Задача новой модели — резко сократить время подготовки управленческих кадров, при этом резко повысив их квалификацию. Работу можно начать с создания в области полномасштабного центра подготовки управленческих кадров нового поколения. Центра, который мог бы с ходу решить задачи переподготовки управленческих кадров в режиме трехмесячных курсов и формирования всеобъемлющей и систематизированной «библиотеки управленца», состоящей в том числе из пособий, подобных тому, что было подготовлено в ходе первой «Школы».

Толоконский в целом поддержал эту идею и пообещал в самом скором времени организовать рабочую группу, которая займется подготовкой к созданию такого центра. Курировать процесс, предположительно, будет заместитель губернатора Андрей Филичев. Однако, как отметил Виктор Александрович, главное сейчас — формирование инновационной «идеологии», которая может распространяться и на уже существующие образовательные центры.

В заключение встречи губернатор отвечал на вопросы выпускников «Школы», представителей Молодежного парламента и других организаций, журналистов. Рассуждал о проблемах Новосибирской области, о сущности управленческой деятельности.

— Много споров идет о том, является ли управление наукой, искусством или призванием... Я считаю, что управление — это прежде всего нравственная категория. Управленец должен принимать свои решения, основываясь не на политической конъюнктуре, не на погоне за сомнительной популярностью, не под диктовку каких-нибудь олигархических структур, а на собственные морально-этические принципы. При этом чем большей властью наделен человек, тем меньше в его работе остается места для решения проблем сиюминутных, текущих. Здесь есть опасность, выиграв на день, потом проиграть на годы. Управленец должен действовать для будущего и каждое свое решение рассматривать именно с этой точки зрения.

Представитель Молодежного парламента обратилась к губернатору с вопросом о том, как в области идет работа по обеспечению молодежи доступным жильем, а также по снижению цен. Несмотря на то, что зерна в области собирают больше, чем в советские годы, цены на хлеб у нас вдвое выше, чем в Кузбассе, который зерна практически не производит.

В ответ Толоконский привел несколько примеров, касающихся целевой застройки некоторых районов города под доступное жилье. Цены в таких домах вполне приемлемые — 13 — 15 тысяч рублей за квадратный метр.

— Безусловно, чем больше мы будем вводить в строй нового жилья, тем лучше будет ситуация на этом рынке. Убежден, что со временем нам удастся серьезно снизить цены на жилье, но процесс этот достаточно долговременный. Что касается хлеба, то я вообще не склонен как-то вмешиваться в этот процесс. В принципе снизить цену несложно — для этого мне достаточно нескольких телефонных звонков. Но ничего не дается просто так. Нынешние цены на хлеб сложились естественным образом, они характеризуют общую покупательную способность населения и позволяют производителям действовать в здоровой, конкурентной среде. И повторять опыт Кузбасса нам незачем. Это как раз тот вариант, когда, выигрывая на день и приобретая, на мой взгляд, сомнительную популярность, можно «перекрыть кислород» развитию всего региона. С экономическими законами не поспоришь. И, кстати говоря, в Кузбассе это подтверждается уже сейчас. Темпы развития этого региона, пожалуй, вдвое ниже, чем у Новосибирской области. А если взять конкретно производство хлеба, то, загнанные в столь жесткие ценовые условия, кузбасские производители неизбежно скатываются к убыточности.

— На ваш взгляд, у Новосибирской области есть какие-то уникальные проблемы, нюансы, связанные с местным самоуправлением?

— Безусловно. Начнем с того, что сам город Новосибирск — крупнейшее в России муниципальное образование. Москва и Санкт-Петербург, как известно, имеют статус субъектов Федерации. Огромный масштаб объекта управления, конечно, налагает свой отпечаток на работу, создает дополнительные трудности.

Кроме того, существует проблема, связанная с районными органами власти. Долгое время было так, что все решения, особенно хозяйственно-финансового плана, у нас в области принимались централизованно. К новоприобретенной свободе главы некоторых районов еще не привыкли. До сих пор обращаются в область по вопросам ремонта той или иной школы, строительства той или иной дороги. В то время как принимать все эти решения они должны самостоятельно, основываясь на тех ресурсах, какие у них есть.

Муниципальные образования, напротив, уже имели опыт самоуправления, поэтому в этом плане у нас проблем меньше.

— Политика Новосибирской области в части притока извне капитала, людских ресурсов очень либеральна. В то время как в некоторые другие регионы «чужому» бизнесу дорога заказана...

— Это моя принципиальная позиция как управленца. Я считаю, что чем больше мы привлечем в область ресурсов — инвестиционных, людских, материальных и прочих, — тем больший стимул для развития получит регион. Я не сторонник того, чтобы делать ставку на крупных местных производителей, потому что это ставит власть в зависимость в какой-то степени от финансовых структур. Взять, к примеру, Омскую область с её «Сибнефтью». Классический пример симбиоза олигархии и власти. Не уверен, что такой симбиоз полезен для развития региона в целом, для улучшения жизни его граждан.

Судя по всему, если бы не занятость губернатора, беседа могла продлиться еще долго. Но, следуя регламенту, Виктор Александрович вместе с Павлом Григорьевичем Олдаком вручили будущим «управленцам нового поколения» выпускные сертификаты «Школы», на прощание пожелав молодым людям, чтобы опыт, полученный в рамках этого проекта, пригодился им в дальнейшей судьбе и, возможно, помог решить многие задачи, стоящие сейчас перед областью.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: