Новосибирск 8.1 °C

Ученик как... стратегический объект

20.06.2006 00:00:00



Из отдельных рывков — конкретных инициатив — постепенно сложилось то поле, на котором появилась возможность уже что-то стратегически планировать. В том числе и в образовательной политике. Причем процессы эти в своей проекции оказались синхронны и схожи как в общероссийском масштабе, так и в работе конкретного субъекта Федерации.

Если говорить о стране в целом, то таким стратегическим планированием можно назвать национальный проект «Образование». Его «младшим братом» на уровне нашего региона станет «Программа развития системы образования Новосибирской области на 2008 — 2012 годы». До августа продлится разработка концепции программы, когда она будет представлена на обсуждение педагогам, собравшимся на областной съезд работников образования. А уже после этого пойдет составление непосредственно проекта программы, которая в декабре будет представлена на президиуме администрации Новосибирской области.

Цели и задачи, которые учтет программа, можно назвать традиционными. Традиционными в значении разумного, закономерного подхода к окружающей образовательной жизни. Фактически — это упорядочение и согласовывание с будущим бюджетом тех направлений, по которым не первый год идет работа нашего областного департамента образования. Здесь и сохранение, и укрепление здоровья детей, формирование современной системы дошкольного образования, обеспечение доступности образования, создание системы непрерывного профессионального образования и многое другое.

По сути, программа вберет в себя все то, что на сегодняшний день находится «под прицелом» департамента в ежедневной работе. Именно поэтому, согласно официальным документам, она не случайно называется комплексной. Не случайно и определение ее как межведомственной. Ведь даже если говорить об одном отдельном примере — реструктуризации сети образовательных учреждений на селе, — упорядочение положения с малокомплектными школами влечет за собой и работу по программе «Школьный автобус», который в свою очередь должен проехать по новой хорошей дороге... Работа идет и еще предстоит поистине межведомственная.

Именно поэтому сам собой отпадает вопрос, почему раньше аналогичная программа не появилась на свет, — слишком много нужно было создать первоначальных условий, чтобы быть способными приступить к решению таких масштабных стратегических задач.

Владимир Иванов, руководитель департамента образования Новосибирской области:

— Ведь даже если говорить о тех же целевых областных программах, то в 2000 году их было всего две. Теперь же их около десятка. Тут целевая работа и по тем же школьным автобусам, по учебникам, работа с детьми-инвалидами, информатизация системы образования, которая вполне ощутимо продвинулась за годы своей реализации, и прочее, прочее. Нельзя сравнивать и бюджет, а соответственно, и возможности того же 2000 года с бюджетом нынешним. Ведь удалось за последние годы уйти и от задержек зарплат педагогам, и от многих других проблем. Конечно, все решить нам не удалось, но согласитесь, что сейчас условий значительно больше для того, чтобы приступить к работе по такой масштабной программе.

Если же говорить о результате, об «итоговом продукте», который должен получиться на выходе, когда начнется реализация программы, то им закономерно окажется ребенок, ученик. Каким он должен стать?

По мнению департамента образования, которое было высказано на пресс-конференции, посвященной разработке программы, главная задача сегодня — сделать школьника более приспособленным к жизни, к ее конкретным реалиям. Речь не идет об американизации школы, где дети порою совершенно не представляют географические очертания даже своей собственной страны, но зато более чем хорошо решают математические задачи, в которых фигурируют наличные.

Фундаментальные знания — не самая худшая составляющая нашей образовательной системы. Но делать ставку только на это — бессмысленно и просто нереально в условиях современной необходимости конкурировать в социальной жизни. К тому же с каждым годом кладезь знаний по каждому отдельному предмету неимоверно растет. Запихнуть все эти горы фактов в голову школьнику становится подчас невозможно. Да и надо ли? Главное — направить имеющиеся знания в конкретное русло, привязать их к текущей современной действительности. Своего рода — госзаказ жизни.

Одним словом, осовременить, модернизировать систему образования, одновременно сохранив то лучшее, что наработано поколениями специалистов, до сих пор относящихся к ученикам не как к столбику фамилий в классном журнале, а как к людям, которым надо дать путевку в жизнь, которая, пожалуй, именно сейчас стала на вес золота.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: