Новосибирск -3.1 °C

...Где жизнь бьет бурным золотым ключом

22.06.2006 00:00:00



Дескать, сами мы в нашем деле ничего особенного, сверхординарного не находим — все в «пределах нормы», работу строим в том ключе, который является для нас единственно верным. Единственно золотым! Зато в понятие этого «единственно» входит, если присмотреться, превеликое множество нюансов. Можно приезжать сюда вновь и вновь, и всякий раз этот потрясающий мир будет открываться с новой, подчас неожиданной стороны. Всякий раз — удивлять. Поражать. Восхищать. А то вдруг заставит задаться вопросом при виде увлеченных веселой игрой ребятишек: ладно, мол, теперь каникулы, но... не слишком ли дети перегружены в течение года всевозможными «инновациями»?

Ответ на поставленный вопрос очевиден. Во-первых, подход к образовательной системе в школах наукограда, а здесь их две, практикуется особый: маленькому человеку изначально дают понять, что «грузить» его, вдалбливать ему «всякие ненужности» и прочее никто не намерен. Человека, напротив, аккуратно пытаются «сдружить» с той или иной дисциплиной. К каждому найти индивидуальный подход и сделать максимум, чтобы тот воспринимал ситуацию как осознанный выбор, чтобы во всякое дело погружался с искренним интересом и удовольствием. И — с этим рос. А во-вторых, степень видимой нагрузки здесь вполне соизмерима со степенью разгрузки. Столь же видимой: для отдыха ребят, главным образом активного, в учебных заведениях предусмотрен целый комплекс мероприятий. В целом комплексе объектов — от игровых комнат до тренажерных залов, соляных пещер, бассейнов и саун. «А как иначе? Здоровьесберегающие технологии — одно из приоритетных направлений развития нашей педагогической деятельности», — подчеркивают старшие товарищи. Но, разумеется, при многих общих моментах каждая из кольцовских школ имеет собственное Я, личный арсенал премудростей и ноу-хау.

* * *
В минувшем учебном году школа № 5 отметила красивую дату — четверть века или, как здесь говорят, «пятерку в квадрате». Сложно сказать, сколько человек собрало это нерядовое событие. Но протиснуться сквозь плотные ряды «самих себя» выпускникам разных лет было в изначально просторном здании школы не так-то просто. Все с радостью навестили вновь этот добрый, уютный дом. И кого только нет среди них! Медицинские работники, юристы, экономисты, инженеры, ученые, строители, военные... Трудятся всюду — от родного поселка (включая родную школу) до дальнего зарубежья. Своей дорогой, но в люди выходит каждый. И ступает по жизни вполне уверенно, с благодарностью вспоминая тех, кто помог обрести путевку в эту самую жизнь.

Неоценимым подспорьем для большинства ребят стала программа углубленного изучения английского языка. Казалось бы, ничего в том феноменального нет — подобная «углубленность» практикуется ныне многими учебными заведениями. А вот и есть! Потому что учителя, склонные конструктивно мыслить и к делу подходить сугубо творчески, придумали в свое время, разработали и внедрили довольно емкую, можно сказать, эксклюзивную программу. Которую постоянно совершенствуют. Языковая культура в данном случае является своеобразным способом постижения мира как такового. Через слово. Через его историю, трансформацию, характер. Через традиции его носителя. Но! Это не значит, что все сплошь упирается в Великобританию и США: искомую картину мира ребята строят на сравнительном анализе культур и традиций указанных стран и России, подробно рассматривают систему их взаимовлияния. Охватывая самые разные темы — это политика, экономика, образование, интересы молодежи, искусство... Пишут доклады, которые затем обсуждают (по-английски, естественно) на школьных научно-практических конференциях. Мало того, раз в неделю программа предусматривает общение с носителями языка. «Ведь в Новосибирск постоянно кто-нибудь приезжает, — объясняет Марина Юрьевна Валевская, одна из шести преподавателей английского в 5-й школе. — Мы, в свою очередь, держим руку на пульсе событий и изыскиваем возможность пригласить зарубежных гостей к нам». А еще здесь очень любят караоке. И вообще все, что связано с музыкой. На одной из конференций, скажем, весьма любопытный доклад обсуждался: сравнительная характеристика английского и американского наречий на примере современных эстрадных песен.

Любят многое: заниматься в театральной и хореографической студиях, спортивных секциях (особо тут культивируются волейбол, футбол, легкая атлетика, плавание), играют в интеллектуальные игры и старую знакомую «Зарницу» — даже на Шиловский полигон выезжали неоднократно. Но основой основ в этом учебном заведении является психология. «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности в плане всех программ, — уточняет Валентина Константиновна Рассадкина, директор школы. — Построение отношений внутри всей нашей большой школьной семьи». Психологию юные граждане изучают в обязательном порядке, с первого по одиннадцатый класс. Однако масса всего увлекательного и полезного существует кроме уроков: игры, тренинги и тому подобное.

В специально обустроенной для этих целей комнате, уютной и сполна «к самосозерцанию располагающей», звучит тихая музыка. А стены украшают детские картинки. «Рисовали подводное царство, — поясняет преподаватель Нина Николаевна Языкова, — видите, на каждом рисунке — рыбки? Суть предлагаемой ситуации в том, что они поссорились — и ребята посредством изобразительного искусства прорабатывали разные способы выхода из этого конфликта». В форме своеобразных тематических тренингов проходят в школе и родительские собрания. Все садятся в круг и работают — по вопросам опять-таки самым разным: как помочь ребенку решить ту или иную проблему? В чем причина агрессивных проявлений у детей? Как сгладить малой кровью пресловутый конфликт поколений? И прочее, прочее. Формирование школьной психологической службы педколлектив некогда начал с работы над собой. «С педагога все начинается, — говорит директор, — и здоровье детей, и настроение, и желание посещать уроки, и успех в целом». Как-нибудь поговорим об этом подробнее.

* * *
Школа № 21, впервые распахнувшая двери в 1989 году, официально получила звание гимназии в год своего 15-летия. За себя говорящее звание: здесь углубленно изучаются предметы гуманитарного цикла, особо пристальное внимание уделяется эстетическому воспитанию ребят. О своеобычности и даже — не будет преувеличением сказать — об уникальности школы свидетельствует уже ее история. В ней изначально стали складываться отношения новой формации, явившие собой, как подчеркивают без ложной скромности обитатели этих стен, новую страницу развития демократии в отечественной системе образования. Каким именно быть этим отношениям — решали все вместе, взрослые и дети, абсолютно на равных. Дебаты оказались бурными. В итоге традиционные, всем привычные формы организации учебно-воспитательного процесса были упразднены. А вместо них установлены система школьного самоуправления и принцип клубного воспитания подрастающей личности. «В основе клуба лежат такие понятия, как коллективное творческое дело, своя территория, разновозрастные межличностные отношения, широкое общение, забота, безусловное право на выбор, ненавязчивый совет старшего товарища», — читаю в буклете, выпущенном к 15-летию гимназии.

Спектр всего того, чем занимаются ребята в школе, неискушенный фиксирует сразу, лишь только принимается путешествовать по ее огромному зданию, разглядывая живописные стенды: школьный театр, клуб «Что? Где? «Когда?», туристический клуб «Лотос», информационный центр «Штурвал» (включающий редакцию школьной газеты и радиослужбу), клуб самодеятельной песни «Свечи»... И всюду неугомонным ключом бьет жизнь — богатая, интересная, захватывающая тебя с головой! «Свечи», скажем, под руководством педагога дополнительного образования Сергея Юрьевича Семенова известны не только внутриклубными песенными вечерами, где также проводятся тематические и ролевые игры, но и традиционным детским фестивалем авторской песни «Кольцово» — съезжаются сюда юные (впрочем, и взрослые тоже) авторы-исполнители из разных городов России и ближнего зарубежья. Не затихает эта жизнь и в каникулы, летом у нее свои особенности. В июле, например, опять же по традиции, начнет работу так называемая мини-американская школа: в Кольцово обычно прибывают волонтеры из США и общаются с гимназистами. Тут всё — от интеллектуальных бесед до совместного отдыха на берегу Обского моря.

Ну а главное, чем увенчался нынешний учебный год для 21-й гимназии, — это высокая оценка ее работы самим Президентом России. Причем не на словах: данное учебное заведение вошло в число счастливых обладателей президентского гранта в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». На миллион рублей. «Как мы этого добились? Просто работали, — делится секретом успеха Людмила Васильевна Суслопарова, директор школы, — а в заявке подробно описали те направления, которые, с нашей точки зрения, у нас лучше всего поставлены. Это воспитательная деятельность — ведь именно воспитанию человека мы уделяем внимание прежде всего. Далее — работа внутри школы по здоровьесберегающим технологиям, собственно гимназический аспект (все, что касается гуманитарного профиля, искусства, творчества) и, наконец, система начального образования».

* * *
Обобщая собственный опыт, руководители кольцовских школ подчеркивают: при всем профессионализме педагогов, энтузиазме, любви и креативном подходе к своему делу, незыблемом командном духе едва ли бы удалось достичь столь внушительных результатов, если бы не поддержка со стороны местной власти, главным образом Николая Григорьевича Красникова, мэра Кольцово. Поддержка — даже скромно сказано: глава наукограда вместе с попечительским советом целенаправленно и методично ведут отдельную большую политику в отношении образовательной системы. Курируют буквально все ее аспекты и делают необходимые вложения: ремонт помещений, оснащение базы по полной программе — от учебников до новейших технологий в области компьютеризации учебного процесса, питание детей (рацион обязательно включает фрукты), оплата работы охраны и многое другое — обо всем заботится местная администрация. Тот «несовременный» случай, когда родители денег в школу не несут вообще! Ну, разве что по личной инициативе — где-то шторы в кабинете заменить или еще какую-нибудь «мелочь».

Конечно, не всегда было так безоблачно: до недавних пор, как постоянный наш читатель помнит, наукограду в целом приходилось тяжко. Подобные «нормативные» городки различной специализации (в нашем случае — это вирусология) полностью зависели в советское время от своих научно-промышленных комплексов, градообразующих предприятий (в нашем случае — это «Вектор»). И выполняли определенный госзаказ — о постигшей его судьбе в «буйные девяностые» мы знаем. Городки всеми силами принялись искать пути выживания, объединившись в ассоциацию. Определили понятие «наукограда», форму государственной поддержки. Но добились ее, разумеется, не сразу. Означенный статус был присвоен Кольцово лишь в 2003 году. Принята комплексная программа его развития, основанная на «трех китах», — это федеральные средства, областные и собственные. Изменилась, соответственно, ситуация в местных школах. «Не сказать, что качество образования до того момента страдало, — говорят директора школ, — просто было гораздо сложнее, использовали только человеческий ресурс, но использовали его — максимально!!! И, конечно, далеко не все виды деятельности из ныне практикуемых удавалось внедрять».

Теперь удается. Дело же не просто в средствах. А в том еще, как их распределить. И здесь это знают. К слову, не самая отсталая в мире нация — японцы — озадачилась подобной темой, восстанавливая экономику после Второй мировой войны: во что вложиться прежде всего, скажем так, при ограниченных возможностях — в науку? в производство? в образование? Приоритет в итоге был отдан образованию. Поскольку, здраво рассудили японцы, это мощный фундамент. Задел на будущее, который станет основой для развития и науки, и производства, и культуры, и многих других аспектов «полноценной жизни». И ведь правы оказались…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: