Новосибирск -1.6 °C

Хватит просить, пора зарабатывать!

04.07.2006 00:00:00



Тема — более чем актуальная: обеспечение социально-экономического развития района в условиях новых межбюджетных отношений.

Сегодня, когда уже проходит эйфория от факта наделения муниципальных образований различных уровней собственными бюджетами, становится очевидно, что работать в новых условиях готовы не все. Привычка просить деньги в вышестоящих инстанциях прочно укоренилась у представителей местной власти. А вот склонность к анализу и оперативное реагирование на меняющуюся ситуацию наблюдается не у всех. На это обратил внимание собравшихся председатель областного Совета депутатов Алексей Беспаликов.

— Мне вручили паспорт Колыванского района, — сказал он, — в котором отражены результаты работы района за 2003 — 2005 годы. Некоторые цифры меня как председателя областного Совета не устраивают. Прежде всего та, которая отражает уровень жизни населения. К сожалению, средняя заработная плата по видам экономической деятельности отстает от прожиточного минимума. Мы ставим задачу, чтобы она была не ниже. А в районе в сельском хозяйстве заработная плата по итогам прошлого года составила 2600 рублей. Поэтому я как председатель областного Совета ставлю задачу району, чтобы в следующем году заработная плата не отставала от прожиточного минимума. Такая задача ставится и в Послании Президента Российской Федерации, и губернатором Новосибирской области.

Следующая негативная особенность. Количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, сократилось с 490 человек до 367, хотя численность населения района пусть немного, но выросла. Это говорит о том, что администрация района мало занимается демографической проблемой.

К сожалению, второй год подряд работает с убытком промышленность района. И вместе с этим наблюдается ее рост на 4 процента. Это непонятно...

В сельском хозяйстве ситуация более ясная. Прошлый год был малоурожайным, на убыточность повлияли также высокие цены на горюче-смазочные материалы. И все же есть одна труднообъяснимая проблема — снижение поголовья крупного рогатого скота. В районе в 2003 году было 17266 голов, а в 2005-м осталось 13712. В большинстве районов области, несмотря на убытки отрасли в целом, именно животноводство позволило свести концы с концами, а каждому третьему хозяйству — получить приличную прибыль.

И самое главное, общие доходы бюджетов муниципальных образований в районе — всего 189 миллионов рублей, а собственные доходы лишь 34 миллиона рублей. Это говорит о том, что собственной налогооблагаемой базой район занимается слабо. Трудно в такой ситуации говорить о перспективе. Район всегда будет дотационным, всегда будет выпрашивать деньги. Чтобы этого не происходило, району необходимо разработать перспективную программу развития экономики.

Глава Колыванского района Александр Панин в своем выступлении не оправдывался, а представил конкретный и довольно смелый проект развития муниципального района. В его основе лежит предложение развернуть на землях, лежащих между Новосибирском и Колыванью, масштабное жилищное строительство. Факторы, привлекательные для инвесторов: близость к мегаполису, великолепная природа, экология, наличие газоснабжения. А, как известно, жилищное строительство — это и новые рабочие места, и оживление активности местных предпринимателей, и, главное, дополнительные налоги. Кроме того, глава района уже подсчитал и сумму земельного налога — 480 миллионов рублей. Для того, чтобы запустить проект в дело, требуются политическая воля и соответствующие решения областных органов власти. А желающие вложить сюда деньги найдутся.

О готовности подать руку помощи не замедлил сказать заместитель председателя комитета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике облсовета Сергей Канунников. Прежде всего это выражено в форме увеличения поддержки муниципальных образований из областного бюджета. В дальнейшем предполагается реализация конкретных проектов совместными усилиями, причем при внушительном преобладании доли областного бюджета. Очень кстати оказалось и предложение о готовности оказать муниципальным коллегам методическую помощь: в комитете разработали для них типовые документы, необходимые при оформлении межбюджетных соглашений.

Конечно, не могли не поделиться своими наболевшими проблемами главы муниципальных образований поселений района. Суть их выступлений коротко резюмировал председатель комитета Вадим Агеенко: «Полномочия дали, а денег нет». Накануне шестой сессии областного Совета, на которой будут обсуждаться поправки в бюджет 2006 года, кстати будет мнение представителей местной власти.

По окончании семинара на импровизированной пресс-конференции для журналистов Алексей Беспаликов подвел итог дискуссии.

— В Колыванском районе в последние годы происходят очень серьезные изменения, — сказал он. — Дороги, площадки в райцентре заасфальтированы. Сегодня глава района с большим удовлетворением показывал, что газификация рабочего поселка практически завершена. Остаются пока нерешенными проблемы, связанные с газопроводом высокого давления, с расчетами за выполненные работы. Газопровод высокого давления строит не бюджет, а Газпром. А кто строил до него, надо разобраться и найти источник погашения этих долгов — примерно 35 миллионов рублей. Конечно, само муниципальное образование этого сделать не сможет.

Мы обсуждали и поправку к закону об общей организации местного самоуправления, согласно которой муниципальному образованию предоставляются полномочия заниматься туристической деятельностью. У главы района есть интересная идея, как можно зарабатывать немалые деньги. Она связана с охотой на фазанов, с соколиной охотой. Люди платят огромные деньги за то, чтобы поехать в такие заповедники, почему бы не создать их у нас?

Есть очень интересные предложения по жилищному строительству. Это в рамках национального проекта. Здесь действительно может получиться дешевое жилье стоимостью за один квадратный метр не тысячу долларов, а десять тысяч рублей. Если администрация сможет добиться передачи в собственность рабочего поселка Колывань 3000 гектаров этих земель, то можно организовать жилищное строительство не только с помощью мэрии Новосибирска, но и с привлечением мощных внебюджетных источников. Здесь хорошая экологическая среда, люди с удовольствием здесь строят, с обеих сторон дачные поселки. У Колывани хорошее географическое положение: Новосибирск рядом, а с вводом в строй Северного объезда за 20 минут можно будет доехать практически до центра города. Население сможет ездить и на работу в Новосибирск.

О проблеме внебюджетных отношений. Два года назад все, что надо было делать главе муниципального образования — приехать к главе района и просить у него деньги. Только в районе был бюджет. В прошлом году в муниципалитетах появились свои бюджеты. Поначалу было трудно. Но в этом году бюджет был полностью сформирован согласно федеральному законодательству. Теперь появляется новая методика. Мы ее будем опробовать первый раз. Она станет более реальной. Мы будем рассчитывать бюджет, исходя из численности населения каждого муниципального образования и той инфраструктуры, которая там существует. К примеру, не в каждом муниципальном образовании имеется школа. То есть мы должны рассчитывать норматив, исходя из тех реалий, которые сложились. Думаю, бюджет будет серьезно изменен, он станет более понятен муниципальным образованиям. Кроме того, в связи с ежегодным ростом доходов увеличатся и бюджеты муниципальных образований. Сейчас, в результате поправок в бюджет, муниципальным образованиям добавляется почти миллиард рублей. А бюджет 2007 года увеличится, как минимум, на 15 процентов, а возможно, и больше.

Но и собственную налогооблагаемую базу на местах обязаны развивать. К сожалению, не все главы эффективно работают над повышением сбора налогов, которые им переданы. Сегодня мы говорили только о земельном налоге. Справедливо отмечено, что он невелик, и ставки его надо повышать. Ко мне во время избирательной кампании обращались жители с вопросами на эту тему. «У меня, — говорит человек, — плата 24 рубля. А мне прислали конверт, который дороже стоит. Чтобы поехать в райцентр заплатить, надо 100 рублей потратить на дорогу туда-обратно». Люди просто не понимают смысла уплаты такого налога. Поэтому механизм его сбора надо менять. Уплачивать его по месту жительства, без всяких писем, переписок. Так ведь раньше и было, и, может, к этой практике стоит вернуться.

Но все же самый главный налог — подоходный. Для того чтобы собирать его, надо создавать промышленные предприятия, и вовсе не обязательно — крупные. Речь может идти о заводах и цехах по переработке продукции, которая производится в районе. Молоко надо не в город Новосибирск везти, а здесь перерабатывать, мясо не на Новосибирский мясокомбинат везти, а сделать переработку на месте. Многие районы пошли по этому пути. Переработка собственная — налоги остаются в муниципальном образовании. И это серьезный потенциал развития. Предпринимательство, индивидуальное производство — потенциал здесь очень большой. Хорошо, что администрация целенаправленно разрабатывает такую программу, она появится и, я верю, будет работать, — сделал вывод Алексей Беспаликов.

Когда-то Колывань слыла на всю округу своим богатством. Жили тут люди предприимчивые, способные организовать прибыльное дело. Судя по настроению руководителей района, этот край может преодолеть экономический спад и обеспечить достойную жизнь каждому колыванцу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: