Новосибирск 10.4 °C

Ввязаться в бой. И победить

28.08.2006 00:00:00



За плечами были наработки, многолетний опыт того, что сейчас по национальному проекту называется инновациями. Может быть, именно поэтому простая классическая школа, не обладающая громкими статусами и титулами, легче, чем остальные, сделала свой шаг и выиграла заветный грант.

Хотя...
— Я, честно говоря, не верила в то, что можно выиграть эти гранты. — Cейчас, когда конкурс позади, директор СОШ № 136 Галина Ильинична Соломеева рассказывает об этом с улыбкой. — Внутреннего ощущения успеха заранее не было. Думала, что это все так далеко, что выиграют какие-нибудь статусные школы. Казалось, одним словом, что все это недосягаемо.

Но это уныние быстро сменилось боевой злостью. Подумалось: а почему, собственно, не попробовать? Несмотря на «простоту», коллектив 136-й в течение пяти лет работал над темой «Формирование коммуникативной культуры школьника». Последние три года школа является областной экспериментальной площадкой. И, даже оглянувшись на коллектив, вспомнилось, что восемь педагогов становились победителями районного конкурса «Учитель года». Даже сама Галина Ильинична занимала второе место на таком же, только областном состязании, хотя тогда она еще работала в системе профтехобразования.

Это все и придало силы, чтобы участвовать в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Ведь за плечами была не теория, а ежедневная практика пяти лет жизни школы. Впрочем, для желающих сейчас много и теоретической поддержки — литературы по написанию программ развития очень много. Было бы желание, стремление вперед.

И коллектив, как говорится, «ввязался в бой». Сначала, когда областной департамент и городское управление образования провели семинары, все рассказали, все объяснили, стало ясно, что все вполне подъемно. Потом, когда появились документы по конкурсам в рамках национального проекта, определились, что побороться можно как за грант для школы, так и для лучшего педагога.

Посмотрев критерии участия, увидели, что все необходимое есть. А проанализировав критерии отбора, сели писать программу. Именно это, на мой взгляд, одно из главных полезных дополнений к конкурсу, который получают образовательные учреждения, даже если не удалось в нем выиграть, — встряска, своеобразная ревизия своего потенциала. И не совсем правы оказались те, кто решил отсидеться, посмотреть со стороны, какие шишки набьют себе другие.

Работали в 136-й действительно «на одном дыхании». Директор, четыре заместителя, руководители методических объединений написали программу «Формирование в учащемся готовности к непрерывному самовоспитанию». Не вдаваясь в методологические детали, можно сказать, что в ней не забыто главное — воспитательная составляющая. В погоне за знаниями, в разговорах о том, как и что сегодня нужно ребенку донести, часто забывается о его социальности, о том, что из каждого школьника должен получиться не просто образованный выпускник, но и личность.

Но, чтобы воспитать личность, деньги все равно нужны, от них никуда не уйдешь. Именно поэтому в конце программы нужно было привести финансовый план, куда, в случае получения гранта, пойдут выигранные деньги. Ведь их, как, может быть, захотелось бы, нельзя, например, расписывать на ремонт — все должно идти именно на инновационное развитие, на развитие содержания образования.

В своей программе 136-я запланировала, например, кабинет биологии. Полностью укомплектованный и оснащенный современным оборудованием такой класс стоит порядка трехсот тысяч. Ясно, что найти такие средства в текущем бюджете школы нереально. Запланировали также приобрести несколько медиапроекторов. И это непросто — дорогие «игрушки», без которых можно было бы и обойтись. Это средство, благодаря которому методика ведения уроков становится другой.

Галина Соломеева:

— Например, урок истории, проходим Великую Отечественную войну. Вставляешь диск, вот тебе и речь Молотова, и речь Сталина, и парад, и музыка. Восприятие материала становится полное: и зрительное, и слуховое — дети так проникаются!..

Конечно, если ставить перед собой задачи, разработать программу, а потом претворять ее в жизнь, новое затрагивает не только учеников. Самим учителям пришлось изменить привычный уклад. Хотя для 136-й школы именно движение к чему-то новому уже можно назвать привычкой.

Все педагоги прошли курсы по информатике. Ведь чтобы учить в новой образовательной среде, используя новые разработки и технику, надо и самому с этим всем уметь справляться. Так что даже 65-летняя учительница освоила компьютер. Но, кроме этого, жизнь в школе по программе потребовала от учителей изменить саму подготовку к урокам. Не просто «по инерции» приходить утром в класс, а освежить свои педагогические, методические наработки, может быть, даже повысить квалификацию на конференциях и курсах. Все это необходимо, чтобы твой ученик не по старинке послушал-усвоил урок, а умел в конечном итоге использовать в жизни полученные знания — ради этого в 136-й постоянно и идет обновление самого учебного процесса.

И так же, как в рыночных отношениях покупатель «голосует рублем», ребята и их родители выражают свое отношение к позиции этой скромной, но такой деятельной школы ногами. В прямом смысле слова. Ведь немаловажным показателем является то, что из почти тысячи учеников лишь 270 — свои, местные. Около 650-ти приезжают каждый день с других микрорайонов: есть ученики, которые живут в Октябрьском, Калининском районах. Едут даже из Кудряшей.

Ведь в школе № 136 уже много лет назад переступили через лень и боязнь и давно сделали свой первый шаг. Теперь, окрыленные выигранным грантом, засматриваются на новые вершины — есть мечта через два-три года превратиться в статусное учреждение. А это прежде всего — новые возможности для учеников, ради которых школа и живет.

И так же, как в рыночных отношениях покупатель «голосует рублем», ребята и их родители выражают свое отношение к позиции этой скромной, но такой деятельной школы ногами. В прямом смысле слова. Ведь немаловажным показателем является то, что из почти тысячи учеников лишь 270 — свои, местные. Около 650-ти приезжают каждый день с других микрорайонов: есть ученики, которые живут в Октябрьском, Калининском районе. Едут даже из Кудряшей.

Информация об информатизации
На сегодняшний день компьютерный парк в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования Новосибирской области составляет около 12000 единиц — один компьютер на 30 человек. В среднем по области для малокомплектных школ этот показатель варьируется. Прогноз на ближайшие 3 года — увеличение минимум на 50 процентов, то есть около 18000.
* * *
Первая программа информатизации сферы образования Новосибирской области была разработана к концу 1997 года. Ее основные положения приняты и успешно реализованы. В начале 1998 года в Рунете появился новый WEB-ресурс, созданный в областном центре информационных технологий управления образования Новосибирской области — Новосибирская открытая образовательная сеть (НООС).
Сейчас сайт www.websib.ru — один из самых посещаемых образовательных порталов русскоязычного интернета (свыше 60000 уникальных посетителей, всего более 300000 ежемесячно).
* * *
Уже год на сайте НООС существует раздел «Директору» (http://www.websib.ru/noos/director/). Этот уникальный раздел в сети интернет содержит полнотекстовые версии приказов, законов, форм для аттестации, лицензирования и аккредитации с возможностью атрибутного и контекстного поиска.
***
В 2000 году в рамках проекта «Поколение.ru» на базе ОблЦИТа был открыт региональный центр Федерации интернет-образования, основная цель которого — содействие информатизации российского образования. Проект был направлен на повышение профессиональных компетенций в сфере ИКТ, на использование интернет-технологий в практической учебной работе. Обучение ведется по программам ФИО, с 2004 года эта деятельность финансируется из бюджета Новосибирской области.
В рамках проекта «поколение. ru» прошли обучение 5200 слушателей — учителей городских и сельских средних школ Новосибирской области.
* * *
В ходе выполнения областной программы информатизации образования в 2003 году были открыты и полностью оснащены 32 учебных центра (во всех районах области). Преподаватели прошли подготовку в ОблЦИТ. Эти центры стали основой инфраструктуры для обучения работников образования непосредственно в районах области.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: