Новосибирск -1.4 °C

«Открытость образования — на пользу обществу»

28.08.2006 00:00:00



Об этом нашему корреспонденту рассказал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский.

— Виктор Александрович, на ваш взгляд, за последний, может быть, довольно большой период — 6 — 10 лет — изменилось ли отношение к образованию со стороны обладминистрации, каково его место в системе координат интересов области?

— Я не думаю, что какая-нибудь власть — и в советский, и в перестроечный период — пренебрегала или недооценивала образование. Нормальные управленцы, люди, наделенные властью, всегда должны были понимать значение образования и для настоящего, и для будущего.

Другое дело, что на каждый период времени и, наверное, на каждое поколение людей у власти были свои, особые задачи. В советский период были очень сильны идеологические задачи: важно было обеспечить не просто учебно-воспитательный процесс, но и сделать так, чтобы обучающиеся постоянно впитывали идеологию государства.

Я помню, как было непросто и педагогам, и управленцам в 90-е годы, когда не только идеологии не стало, но менялись очень многие психологические устои общества, вообще общественные отношения. Вплоть до того, что менялся семейный уклад, менялась роль трудовых производственных коллективов.

Поэтому, конечно, отношение к образованию и его взаимодействие с обеими ветвями власти также были разными.

Например, в 90-х годах мы должны были реализовать антикризисную программу. Надо было просто сохранить образование, сохранить школу, не потерять целое поколение. Мы, наверное, многого недодали педагогам, которые ведь тоже каждый день учатся, совершенствуют свое педагогическое мастерство. Но были и вполне конкретные управленческие проблемы. Не было живых денег, и нам приходилось решать каждый день задачу: как выдать педагогам зарплату? Образование — одна из самых больших бюджетных отраслей, всегда оно занимало около 20 процентов всех расходов бюджета, и здесь в свою очередь зарплата занимала основную долю. Кроме того, не хватало самого необходимого: не было учебников, не было учебного оборудования, мы не могли найти сколько-нибудь денег на ремонт. Словом, не было ресурсов ни на что.

А сверхзадача формулировалась так: чтобы педагоги не потеряли уверенность в будущем и не бросили эту профессию. Это было тяжелейшее время.

В этот период управленцы привыкли концентрировать свое внимание на конкретных текущих задачах. И поэтому впоследствии, когда бюджетные возможности стали выше, экономика стала развиваться, когда мы сняли многие сиюминутные проблемы, не все смогли психологически перестроиться, в том плане, что надо уже решать следующие, качественно иные задачи, обновлять образование, вносить в него какой-то инновационный режим. А главное, чтобы система образования стала более адекватной общему социальному и экономическому развитию общества. Надо было определиться, какого мы должны воспитать молодого человека и в профессиональном, и самое главное — в человеческом, нравственном отношении.

И вот тут, мне так кажется, система управления проявила некоторую инерционность. Появились конкретные целевые программы (потому что появилось больше бюджетных возможностей: купить автобусы в сельские школы, приобрести спортивный инвентарь, заказать и издать учебники) — опять вроде сконцентрировались и стали решать именно эти задачи. Восстановили проведение олимпиад, конкурсов, была большая программа по поддержке творческих аспектов в образовательном процессе. А вот обеспечить системное совершенствование этого самого образовательного процесса оказалось не так просто. Здесь, по моему ощущению, и родители, и социум, и сами образовательные учреждения в каких-то случаях оказались более готовыми к изменениям, к инновациям, чем система управления, которая стала иногда в чем-то такое движение сдерживать, ограничивая эти инновационные возможности.

— Но если глава администрации области эти тенденции сегодня анализирует, значит, далее процесс пошел иначе...

— Конечно, поэтому еще в конце прошлого года было принято решение разработать и приступить к реализации системной обновляющей инновационной программы развития образования Новосибирской области. Сейчас первые варианты этой Концепции получены и проходят этап обсуждения экспертами и педагогическими работниками. Надеюсь, что активно она будет обсуждаться на учительских конференциях накануне первого сентября и на традиционном съезде работников образования. Надеюсь также, что до конца 2006 года мы будем иметь основной программный документ, содержащий как системно сформулированные стратегические цели и задачи развития образования Новосибирской области, так и основные положения, отражающие социальные требования к этому процессу, изменение статуса образовательного учреждения и новые требования к органам управления образованием — к государственным и муниципальным. Потому что процесс этот распределен на все три уровня власти: и федеральная власть сегодня участвует в управлении образовательным процессом и финансирует кое-что из федерального бюджета, и субъект Федерации — область несет основную бюджетную финансовую нагрузку в образовательном процессе. Ну и, конечно, муниципальные органы власти, потому что, я считаю, именно они являются основным управленческим звеном, и школы координируют свою работу в рамках отдельных районов, городов. То есть для муниципальных органов власти это одна из основных функций — обеспечение и организация работы образовательных учреждений.

— Что еще принципиально новое и важное будет в этом документе?

— Я думаю, в нем будут сформулированы очень жесткие и точные требования к государственным стандартам: как к содержательным, так и по финансированию образовательного процесса. Мы все-таки еще по инерции после советского периода по сложившейся схеме финансируем образовательные учреждения. Каждое из них имеет свое штатное расписание, свой бюджет, свою смету. На самом же деле надо финансировать получение образования конкретным человеком, то есть нужно переходить на так называемый подушевой норматив, когда государство гарантирует, что если в образовательном учреждении общего типа обучаются, например, сто человек, финансирование на одного ученика будет конкретно такое-то. Чтобы каждое образовательное учреждение (разного типа) точно знало свой норматив, притом стабильный, на целый ряд лет, и исходя из него могло строить свою работу. Одновременно в государственном бюджете должен быть достаточно большой фонд для поддержки инновационного развития.

— Инновационные программы будут предлагаться сверху?

— Нет, конечно. Какие-то программы будут общеобластными, где нельзя ждать инициативы от образовательных учреждений, а нужно провести какое-то целевое развитие. Но большая часть этих денег должна, на мой взгляд, направляться по инициативе образовательных учреждений, муниципалитетов на решение каких-то инновационных задач, на реализацию инновационных проектов на местах. Все это должно быть в данном концептуальном программном документе точно прописано. Должна также в этом документе быть определена роль самого общества — общественных организаций, родительских комитетов, попечительских советов, чтобы процесс управления образованием был максимально публичным, максимально открытым. В этой сфере недопустима никакая келейность, никакая бюрократия. Здесь все должно быть ясно: вот Концепция, вот закон об образовании, вот бюджетные нормативы финансирования, вот бюджет школы. Заходя в школу, мы должны с вами видеть на самом видном месте все бюджетные нормативы, информацию о проводящихся конкурсах, о предоставляемых образовательному учреждению грантах. И чтобы все общество никогда не теряло чувства ответственности за систему образования и в то же время максимально принимало участие в организации этого процесса, потому что все общество в целом заинтересовано в качественном эффективном образовании. И каждая конкретная семья в этом обществе — тоже.

— Чтобы все это воплощать, надо ясно представлять современную школу. Какая она сегодня?

— Если говорить, отличается ли сегодня школа от той, что была десять лет назад, думаю, очень серьезно отличается. Какие-то отличия, как мы уже говорили, определила сама жизнь. Но очень многое изменилось и в технологическом содержании процесса. Появилась компьютерная техника. Практически во всех школах это обязательный атрибут, обязательное средство обучения. Думаю, что буквально в этом учебном году мы завершим построение всей системы сетевого обслуживания компьютерной техники — каждое образовательное учреждение области будет иметь возможность работать в единой сети и выходить в интернет. Изменилось и другое оборудование. Например, появились специальные проекционные доски и вообще много техники, которой мы десять лет назад и представить себе не могли.

У многих школ появилось свое лицо. Все-таки школы советского периода были очень похожи одна на другую. Даже внешне. Они могли быть по-разному построены, но все-таки в любой мы находили примерно одного типа классы, какие-то еще атрибуты школьной жизни. Сейчас очень много оригинальных черт, у школ появилась индивидуальность. Она проявляется во всем: как оформлена школа, какие развиты формы школьного самоуправления, какой сложился стиль взаимоотношений в звене педагог — ученик. В каких-то школах дети не замечают учителей, в каких-то все время слышишь «здравствуйте», где-то дети приходят пообщаться в школу, где-то ребята чувствуют себя ответственными, хозяевами. Существуют и самые разные инновационные элементы. В каких-то школах — хорошее медицинское сопровождение, в каких-то ведется очень серьезная спортивная работа: видишь серьезную спортивную базу и спортивные традиции. Где-то работают с творческим, эстетическим уклоном. Во многих школах — профильное обучение.

Словом, у школы сегодня индивидуальное лицо. Это, безусловно, плюс, и я считаю, что органы управления никогда не должны сдерживать инициативу образовательного учреждения, которое постоянно должно находиться в творческом поиске. Думаю, что государство и общество заинтересованы в этом творческом начале.

Но хочу подчеркнуть один момент. Да, в школе появились новые традиции, которых десять лет назад не было. И в то же время считаю очень важным: в этом обновлении нам важно не потерять некую основу. Я не являюсь специалистом в педагогике, поэтому не берусь сейчас формулировать педагогическую, если хотите — духовно-нравственную основу нашей школы, но она есть. Прежде всего это отношение учителя к своему ученику. Стремление во всем учебно-воспитательном процессе воспитывать личность, прививая ей нравственность и духовность. Мы же часто слышим, что надо по-другому преподавать математику, физику, биологию, расширять материал, постоянно требуется какое-то обновление в учебных программах, но этого, на мой взгляд, недостаточно. Абсолютно неправильно ставить перед школой задачу — подготовить молодого человека, владеющего всеми достижениями математической или физической науки. Потому что мы должны обязательно и в первую очередь воспитать в нем любовь к людям, ответственность за жизнь близких, рядом живущих людей, уважение к своей истории, к истории своего народа, своей страны, гордость за эту историю, ответственность, патриотизм. Думаю, что эти начала не потеряны, не утрачены, и их надо сохранить.

Сегодня есть очень много интереснейших примеров и форм патриотической работы. Недавно был в Тверской области на мемориале воинов-сибиряков. Видел наших школьников из города Бердска, которые работали в поисковом отряде, занимались перезахоронением останков наших погибших солдат. В них есть и знание, и уважение к истории, и чувство большой скорби, и в то же время чувство гордости, что победа была в этой войне завоевана именно нашим народом.

Сейчас больше стало в школах музеев: и краеведения, и военно-исторических, и музеев истории своих школ. Бывая в сельских маленьких школах и в больших городских, вижу эту инициативу, эту большую работу.

Наверное, все-таки та новая жизнь, которая нас чего-то лишила и в духовно-нравственном плане, в то же время дала определенную дополнительную свободу в чувствах, в мыслях, наделила людей особой ответственностью: за меня это не решат, не сделают, я должен сам. Это, мне кажется, в нашей школе сегодня, безусловно, есть.

— Виктор Александрович, вы сейчас упомянули о роли управленческих решений в жизни школы и общества. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные уже предприняты в этой сфере? Какие предстоит принять?

— Наверное, все-таки в ближайшее время, кроме доработки упомянутых системных документов — Концепции и программы инновационного развития, что является очень непростой управленческой задачей и над которой будут работать все органы управления, наука, корпоративное сообщество педагогов, я бы выделил такие задачи.

Нам предстоит перейти на нормативное финансирование образовательного процесса. Уйти от финансирования образовательных учреждений к финансированию образовательных услуг, которое государство заказывает для обучающихся — для наших детей и молодежи. Сделать это непросто. Во-первых, именно потому что общеобразовательные школы сегодня очень разные. Если сейчас мы сравним с вами штатное расписание, нагрузки, структуру конкретных образовательных учреждений, увидим очень большую разницу. Поэтому очень непросто выработать унифицированные единые нормативы. А они должны быть именно единые. Мы не можем писать норматив для школы-гимназии такой-то или для школы такой-то. Хотя объективно есть школы в большом городе, где большая концентрация учеников, есть школы в маленьких селах, где совсем мало детей. Есть школы, где есть и спортивная, и творческая база, а есть где из-за слабости материально-технической базы нельзя ничего подобного организовать при всем желании. Но никто не должен из-за своих «несовершенств» страдать. Поэтому выработка такого норматива — очень тонкая, непростая управленческая задача, которую предстоит решить буквально в самое ближайшее время.

Дальше на основе разработанных и реализованных нами целевых программ надо сформировать систему поддержки инновационных процессов в учреждениях образования. Это система господдержки, грантовой поддержки тех образовательных учреждений, в которых активизированы инновационные процессы. Если мы этого не сделаем, то нам очень непросто будет добиться качественного обновления.

Очень специфические задачи стоят перед системой профессионального начального образования. Я не могу об этом не сказать, потому что, если мы говорим об образовании до вуза, то надо учитывать, что образовательные стандарты формируются не только в школах, но и частично в системе профтехобразования, где какая-то часть школьников завершает свое обучение и вместе с общим образованием получает навыки профессий. И это очень важная задача, потому что реальность, действительность, экономика, если хотите, требуют сегодня гораздо лучшей и более системной подготовки профессиональных навыков у нашей молодежи.

Ну и, само собой разумеется, престиж профессионального образования надо поднять на совершенно иной уровень и найти способы стимулирования, чтобы молодые люди выбирали профессии, которые очень нужны сегодня промышленности, строительству, сельскому хозяйству и другим сферам. Нужно изменить систему бюджетного финансирования: не профтехучилище, не колледж финансировать, а давать эти средства конкретному учебному заведению на подготовку конкретных рабочих кадров.

Я думаю, как и во всех крупных сферах, очень много управленческих задач будет стоять и в стратегии подготовки кадров. Учительство — массовая профессия. Учителей нам сегодня в определенной степени недостает. Мы должны повысить престиж этой профессии и стремление к ней молодежи. Изменить систему оплаты труда — она, безусловно, должна быть выше. Словом, мы должны выработать стройную систему подготовки учителей, чтобы не было недостатка в педагогах как в больших городах, где выбор большой, где можно заниматься разным делом, имея диплом учителя, так и в школах сельской местности. А там порой требуется решить и жилищную проблему, и целый ряд социальных вопросов.

Многое предстоит изменить и в самой подготовке учительских кадров. Потому что сегодняшний процесс образования и обучения — это не только и не столько процесс передачи информации, которую сегодня можно взять в том же интернете, сколько педагогу нужно проявить себя как личность в этом деле: заинтересовать, показать на личном примере, чтобы ребенок был увлечен. Нужно воспитать в каждом человеке, работающем в школе, чувство естественного внутреннего уважения к ребенку: я пришел сюда не командовать, а показать тебе дорогу в новый, интересный мир. Ведь, согласитесь, когда маленький ребенок приходит в школу, для него учитель — это пример и ориентир во всем. И мы должны оправдывать эти естественные ожидания детей.

Очень много будет сделано и усовершенствовано в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Тут разные способы мы используем, в том числе будет и дистанционная педагогическая помощь. При этом педагоги, где бы они ни находились, будут получать методические разработки через систему телекоммуникационных связей. Будут открытые уроки, которые можно будет посмотреть и применить новые знания на практике, будут распространяться диски с методическими материалами — одним словом, самые разные механизмы и способы методической помощи. Будут работать и выездные бригады, когда специалисты областного центра будут проводить в сельских районах своеобразные мастер-классы для коллег.

— Виктор Александрович, если можно, расскажите, пожалуйста, чуть подробнее, насколько разработан такой вид стимулирования педагогического творчества, как грантовая поддержка?

— Для начала мы хотим реализовать хотя бы несколько программ специальной грантовой поддержки образовательных учреждений в этом инновационном развитии, но при этом задав какие-то направления этих инноваций. Самих инновационных проектов должно быть очень много. Для этого и Министерство образования проводит грантовые конкурсы, и мы будем это делать. Но мне хочется заранее этот процесс простимулировать. Ведь работа системы управления — это не только оценить лучших, но еще и направить совместные усилия на решение каких-либо задач.

Может быть, мы на очередной учебный год введем систему грантов, поощряющих развитие спортивной базы на школьных территориях. Мне очень хочется, чтобы таких сооружений появилось качественно больше. Не одна, две, десять спортивных площадок, а чтобы это было явлением, чтобы их заметно стало больше во всех городах, районах. Пусть в некоторых случаях речь будет идти о возникновении каких-то простых спортивных сооружений. Ведь практически каждая школа имеет закрепленную территорию. В каких-то школах она хорошо оборудована, сделаны своеобразные стадиончики, а в некоторых — запустение.

Так что сейчас мы думаем над специальной грантовой программой, чтобы тем образовательным учреждениям и местным органам власти, которые разработают проекты строительства спортивной площадки, хоккейной коробки или какого-то временного сооружения, была оказана помощь — грант из бюджета области на компенсацию части затрат.

Мы продолжим решение управленческой задачи по оснащению школ современным оборудованием. Это будет оборудование для кабинетов, замена мебели.

Одним словом, новым будет то, что, как и в новом году, так и в новом периоде времени будут жестче выделены две основные функции: одна — обеспечение текущего процесса, вторая — всяческое поощрение инновационной, развивающей деятельности. Поэтому каких-то революционных изменений в самой системе управления я не ожидаю, но подходы многие, сама психология управления, а в чем-то структурные изменения, безусловно, произойдут.

— Не кажется ли вам, что, несмотря на то многое, что делается в сфере образования как на федеральном, так и на областном уровне, все еще силен в управленческой деятельности формализм, который приходится преодолевать?

— В этом с вами соглашусь. Более того, скажу, что это сегодня серьезнейшая проблема. Формализм и бюрократизм есть вообще-то в любой управленческой деятельности. И в любой управленческой деятельности он является помехой. В системе образования это болезненно вдвойне. Действительно, соблюдение каких-то формальных, порой устаревших требований, стремление за какой-то формой уйти от содержания.

Так, к примеру, проводя огромную работу, выделяя огромные ресурсы на образование, мы до сих пор не очень умеем оценивать качество образования. Ведь если сегодня поставить задачу определить, например, какая школа по качеству образования лучшая, какой педагог лучший, это окажется не так просто. Не очень точно сегодня сформулированы эти критерии. Не формальные, та же успеваемость, которую порой возводят во главу угла...

Мы не очень системны в постановке целей и оценке качества работы образовательных учреждений. Ведь, помимо получения знаний по предметам, ребенок должен нравственно развиваться, становиться личностью, он должен быть физически здоровым. Это тоже сегодня серьезная проблема, потому что можно так организовать учебный процесс, что ребенок будет в чем-то подрывать здоровье. И это не перегрузки. Это скорее неправильно выстроенные психологические отношения. У каждого человека вообще и у ребенка в частности есть очень много резервов, но, чтобы они реализовывались, чтобы человек, выполняя достаточно серьезную умственную нагрузку, не терял свои физические способности, а, наоборот, укреплял свои силы, требуется иной подход всех нас, всех взрослых, всех педагогов.

Поэтому, повторю, да, формализм, бюрократизм — есть. Видимость дела, а не существо его — есть. И сегодня это одна из серьезных задач — разрешить противоречие, когда система управления является сдерживающим фактором развития отрасли. Некоторые инструменты решения этой задачи я уже называл.

Во-первых, максимальная публичность и открытость.

Второе — кадровое обновление, вовлечение в процесс выработки этих решений как можно больше новых людей, новых идей, новых мыслей. Это и экспертное сообщество может быть, которое не работает непосредственно в органах управления образования, но хорошо в этом разбирается. Это и сами педагоги, и ученые, это просто, наконец, активная заинтересованная общественность, болеющая за будущее страны. Она обязательно должна быть привлечена. Я уже сейчас сделал поручение разработать и создать общественный совет, который в данной сфере будет высшим органом управления. Не коллегия — департамент, и даже не президиум — администрация, а общественный совет, куда войдут авторитетные специалисты, ученые — не управленцы. Управленцев будет минимум. Поскольку мы все реализуем заказ общества, такой совет должен быть основным организатором выработки стратегических, перспективных, плановых документов. Должен быть основным органом, который в общественных интересах направляет деятельность уже всей управленческой системы, всей исполнительной власти.

Мы должны во всех органах управления, и это относится не только к образованию, а к любым управленческим структурам, совершенно очевидно выделить функцию поиска новых решений, функцию стратегического, перспективного планирования. Мы не должны столько внимания уделять текущему процессу, мы должны быть устремлены в качественное совершенствование, в будущее, во что-то новое.

Надеюсь, что мои коллеги в органах управления образования разделяют мои переживания и мои стремления изменить эту ситуацию, и уверен, что система управления способна к изменению, способна к совершенствованию. Хотя при этом все или очень многое будет зависеть от того, как мы организуем взаимодействие с обществом, чтобы всегда у управленцев был внешний импульс. Управленцы не могут постоянно находить внутренние импульсы и внутреннюю мотивацию. Она всегда будет объективно устремлена к выполнению уже сложившихся функций, к поддержанию сложившихся стереотипов. Вот чтобы от одних стереотипов переходить к другим, от одного качества переходить к другому, нужен сильный внешний импульс — общество, социум.

Но одно дело, когда мы никак это не организовываем, а совсем другое, когда мы стремимся максимально создать условия, чтобы этот импульс формировался. Вот для этого и надо создавать общественный совет, создавать координационные советы по направлениям — ведь мы этот программный документ будем дополнять еще многими целевыми программными документами более узкого направления. Например, как развивать дополнительное образование, как решать задачу социального сиротства, как обеспечить безопасность детей, как решать проблему детей из неблагополучных семей и так далее. Одним словом, множество направлений, по которым общество должно чувствовать свою ответственность и подталкивать управленческую систему к выработке и реализации правильных, нужных решений. И общество, конечно же, должно контролировать это все.

Поэтому все формы открытости, публичности, я думаю, мы будем всячески совершенствовать. Думаю, что даже в этом плане будут внесены определенные изменения в уставы образовательных учреждений, в регламенты работы управленческих органов. Что-то обязательно будет публиковаться, будут публичные отчеты, будут общественные смотры-конкурсы. Не чиновники будут выбирать, какая школа или педагог лучшие, а представители общественности.

Очень надеемся здесь на инициативу родителей, чтобы они вместе с педагогами участвовали в выработке вот этих инновационных идей. Все-таки сейчас образовательный, интеллектуальный уровень общества постоянно растет, он заметно выше, чем раньше. Когда-то на родительские собрания приходили и родители, для которых учитель — истина в последней инстанции. Сейчас чаще наоборот — все «знают, как учить», и получается тоже не совсем правильно, не совсем профессионально. Но убежден, что родительское сообщество, вообще социум сегодня может быть очень эффективным союзником для образовательных учреждений, для педагогов.

Ведь именно там, где школа закрылась, где педагоги не очень активно контактируют с обществом, там — формализм, там — консервативных (в плохом понимании слова) тенденций больше. И, наоборот, в тех школах, где эта связь хорошо организована, там и рождается очень много новых инициатив, там бурлит жизнь.

Нужно воспитать в каждом человеке, работающем в школе, это чувство естественного внутреннего уважения к ребенку: я пришел сюда не командовать, а показать тебе дорогу в новый, интересный мир. Ведь, согласитесь, когда маленький ребенок приходит в школу, для него учитель — это пример и ориентир во всем. И мы должны оправдывать эти естественные ожидания детей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: