Новосибирск 7.7 °C

Пробуждать интерес к познанию нового

31.08.2006 00:00:00



Слышал очень много отзывов о педагогических конференциях, которые прошли в городах и районах области. Очень содержательно проходили вчера секционные заседания. Мы еще раз убеждаемся, что, как бы ни совершенствовалось общество, педагог — настоящий педагог — всегда остается лидером, он несет в себе всегда что-то новое, он ведет за собой общество, он учит всех нас, и я хочу еще раз за это вас поблагодарить.

По-хорошему на этом можно было бы закончить выступление, потому что лучше, чем говорили выступающие, я не скажу, а говорить что-то привычное, банальное не хотелось, чтобы сохранить эту атмосферу творчества, переживания, сопереживания. Но, наверное, многие вопросы модернизации и совершенствования системы образования зависят и от меня, и от моих коллег, поэтому для пользы дела я должен здесь сказать о некоторых задачах, о некоторых позициях. Для меня совершенно очевидно, что обновления во всей системе образования, безусловно, нужны. Я не возражаю и против термина «модернизация». Но считаю очень важным не допустить в этом процессе формализма, не стать в этом процессе формалистами, не забывать о традициях, не тешить себя иллюзиями, что это мы проснулись вчера и занялись проблемами совершенствования образования. Этими проблемами занимались и в ХVIII веке, в петровские и екатерининские времена, этим занимались во второй половине XIX века, когда было отменено крепостничество, этим занимались после Октябрьской революции. И мы знаем очень много педагогов, философов, которые совершенствовали эту систему. Мы не можем стоять на месте, это чрезвычайно опасно и вредно. Но также опасно и заформализовать процесс развития и модернизации, принимать несистемные, без точного понимания последствий решения, потому что мы занимаемся очень тонким и сложным делом.

Я участвовал в последнее время во многих обсуждениях Концепции инновационного развития образования. Еще раз говорю, они приносили мне огромное удовольствие. Но слово «инновация» употребляется слишком часто. Вообще появилось столько сложных слов и терминов, что иногда даже подготовленный человек не разберется, что же мы хотим сделать. Вчера на одной из секций одна замечательная учительница сказала: мы так часто употребляем слово «инновация», что слово «иногородний» стали писать с двумя «н», как и «инновация». И в этом действительно что-то есть. Нам нужно более точными и простыми понятиями и терминами выражать свое стремление к обновлению, к поиску и внедрению чего-то нового.

Я внимательно познакомился с работой той группы экспертов, специалистов, которые представили нам вариант концепции развития, инновационного развития образования в Новосибирской области. Думаю, что этот документ является хорошей основой для дальнейшей работы, но все-таки, я думаю, что рано еще говорить, что эта концепция сейчас являет собой то, что может незамедлительно стать программой наших действий. Я думаю, что определенный этап систематизации некоторых подходов и позиций, содержательное углубление некоторых разделов и положений концепции должно произойти.

Убежден, что тот материал, который дают нам августовские педагогические советы, принесет неоценимую пользу. Мы проводили много общественных слушаний, мы получили много предложений и замечаний, нельзя все это потерять, нельзя упустить. Я бы даже просил, чтобы из районов и городов нам прислали тексты выступлений педагогов, чтобы мы могли очень хорошо над этими предложениями, над этими мыслями поработать и подумать.

Участвуя в обсуждении концепции, я высказывал некоторые предложения по ее доработке и не хочу сейчас повторяться, времени для этого мало, и думаю, что очень многое из того, что я говорил на встречах с разработчиками, уже сегодня отмечалось.

Хочу выделить лишь некоторые задачи, которые, на мой взгляд, авторы и эксперты должны еще раз рассмотреть и конкретизировать.

Мы должны очень точно выделить как главный подход, как главную потребность нашего общества — духовность и нравственность во всех процессах образования и воспитания. Духовность и нравственность, умение различать добро и зло, как говорил владыка Тихон сейчас с этой трибуны, как говорили мыслители современности, как заложено в традициях православной культуры. Кому трудно читать православные труды, откройте Моральный кодекс строителя коммунизма, там проще все это написано, и мы убедимся, что эти принципы и подходы обязательны, они, на мой взгляд, формируют всю основу образования, они делают ее отличной от того, что сейчас есть в Европе, в Японии, где-то еще. Я не скажу, что там плохая система образования, не знаю, но она совершенно точно не такая. Там приходят получить образовательную услугу, там оказали услугу, получили за эту услугу или от государства, или от семьи средства — и все. Но мы-то ведь не так всегда делали. Мы не услуги предоставляли, мы готовили молодого человека к жизни, мы пробуждали у него интерес к познанию этого мира. Мы воспитывали у него чувства самые важные, светлые, и мы должны, какие бы ни были условия вокруг нас, именно это подчеркивать. Обращаю на это внимание разработчиков еще раз, потому что во многих местах концепции можно увидеть: «рыночная целесообразность», «рыночная действительность», «рыночный заказ». Я не говорю, что это надо игнорировать, но я думаю, что это не может и не должно быть главным в построении целевых задач и установок, главное — это нравственная, духовная личность. В этом контексте хочу еще подчеркнуть одну мысль, которую считаю очень важной. Требование духовности и нравственности не может быть сегодня отнесено только к системе образования, это проблема всего общества. Если мы будем понимать, что это надо только учитывать в образовательных и воспитательных программах и не будем относить эти требования к самим педагогам, к родителям, ко всему обществу, мы будем неэффективны, мы будем неубедительны. Мы должны, как это бывало во многие времена нашей истории, из школы, из системы образования прийти ко всему обществу, иначе не получим того результата, который хотим получить и о котором заботимся. Поэтому должны быть в нашем программном документе заложены и позиции, и способы, и механизмы реализации этих принципов в работе со всем обществом, с родительским сообществом. Это должно быть в программах подготовки и переподготовки кадров. Не просто хорошо изучить математику, физику, биологию, а стать нравственной, духовно богатой личностью, которая потом придет в школу.

Второе. Об этом много говорили с этой трибуны, наверное, ничего нового тут не скажу. И опять же это несложно усилить в концепции, но наша концепция не может быть исключительно методологическим документом для сферы образования. Мы должны воспитать здорового человека, поэтому необходимы участие специалистов разных сфер и понимание того, как мы это здоровье должны обеспечивать, и все это должно быть в программном документе.

К сожалению, взрослые, взрослый мир, родители не всегда позитивно влияют на здоровье ребенка. Вот почему нужны особые подходы. Я был очень рад год назад, когда вы эту проблематику возвели в самую главную. Безусловно, что-то в сознании педагогов изменилось. В школах есть очень много примеров работы по-новому, как это здоровье восстанавливается, развивается. Но управленческих решений в этой сфере еще недостаточно. Я готов рассмотреть ваши предложения, предложения местных органов, отдельных школ, чтобы в школе иметь педиатра общей практики, который организует взаимодействие и с родителями и делает более эффективной всю нашу работу. Это не требует каких-то больших затрат. Я очень хотел бы, чтобы в наших документах была более точная и более правильная трактовка принципа доступности образования. Мне кажется, иногда мы не задумываемся над значением этого слова и в принципе понимаем так: «Доступность… ну надо так, чтобы в школах всем места хватило, чтоб каждый ребенок мог быть принят в школу, чтобы мы дали ему какие-то общие стандарты, и т. д.» Думаю, что этого недостаточно, и опять же убежден, что мы отсюда можем формировать некоторое иное отношение общества и государства к человеку вообще. Нам важен каждый человек, такого принципа нет во многих западных государствах. Там позиция индивидуальности — каждый за себя. А мне кажется, все-таки в наших традициях, чтобы общество заботилось, переживало за каждого человека без исключения. Тем более мы должны быть ответственными за каждого ребенка, за каждого молодого человека, который пришел в наше образовательное учреждение. И этот принцип должен быть точно конкретизирован в наших позициях, и это не просто какой-то социальный, нравственный принцип. Это вполне конкретная управленческая идеология. Поэтому я готов рассмотреть предложение по разумному структурному усовершенствованию управленческой системы в этой сфере, только опять же не допустить здесь формализма.

Есть целый ряд чисто управленческих аспектов при формировании концепции самой программы. Совершенно убежден, что нам придется несколько конкретнее и во многом по-новому определить и статус образовательного учреждения, чтобы было понятно, что образовательное учреждение — основа всей системы, что оно должно быть свободно в выборе траектории своего развития, что каждое образовательное учреждение самостоятельно ставило бы цели перед своими педагогами и перед учениками, обсуждало их с родителями, чтобы вот эта настроенность на успех была максимально конкретна в каждом классе, в каждом возрасте, в каждом образовательном учреждении. Мы не можем это сделать отдельно от общегосударственной системы, но все-таки в самое ближайшее время будут выработаны специальные законы и положения, дающие и финансовую самостоятельность образовательному учреждению, потому что нормативное финансирование, переход от смет обязательно будет эффективным, только если есть свобода в использовании того бюджетного финансового ресурса, который гарантирован каждому образовательному учреждению за обучение. Словом, что-то придется менять в уставах, в положениях, и это надо заложить в программные наши документы, надо уточнять компетенцию органов управления, потому что сегодня сложилось так, что целый ряд управленческих функций есть у федерального министерства, есть полноценная управленческая функция у субъекта Федерации, потому что все бюджетное финансирование в большинстве своем идет от него и есть много компетенции органов местного самоуправления. И важно все уточнить, не допустить какую-нибудь неразбериху.

Пользуясь присутствием здесь ответственного руководителя министерства, не могу не обратить внимание на то, что министерство должно быть в этой работе максимально эффективным. Я не считаю очень продуктивным проводить на министерском уровне конкурсы для определения грантов: страна огромная, это можно передать в каких-то случаях в регионы, в каких-то случаях вообще на уровень города, района, и они смогут определить по разработанным общим правилам, что и как делать.

Поэтому здесь, конечно, используя опыты регионов и конкретных образовательных учреждений, должна быть обновлена очень во многом законодательная и нормативно-методическая база, которая формируется в целом министерством, в целом отраслью. Я прошу вас, не бойтесь нормативного финансирования. Я думаю, что руководитель департамента образования Владимир Викторович Иванов немного переоценивает ситуацию — что мы уже готовы к этому. Не готовы! Эта задача, поставленная мною в декабре, реализована пока что несколько формально, закон приняли, но он не может ответить на все тонкости. Закон надо правильно применять, тут еще нам придется наработаться, но я не боюсь сказать в присутствии представителей всех городов и районов области, педагогического актива, руководителей области, депутатов, что мы не допустим в развитии нормативного метода такой ситуации, чтобы какие-то образовательные учреждения что-то потеряли в бюджетном финансировании. Мы, наоборот, должны исключить такую ситуацию, что те образовательные учреждения, которые где-то в чем-то в свое время упустили, сегодня будут иметь меньше финансирования. Нет, мы будем добавлять, но и не будем ни у кого эти средства изымать.

В чем еще должно быть преимущество нормативного метода? Мы должны открыто и четко сказать, что финансирование образования еще недостаточно, недостаточно по всем своим составляющим. Я не буду говорить сейчас подробно о реформировании зарплаты, но совершенно точно убежден, что система оплаты недостаточна. Не стимулирующая, не позволяющая решить многие задачи, о которых мы говорим. Я убежден: зарплаты и материальные условия — не главное. Главное — это то, что в голове и в душе у взрослого человека, тем более человека, который учит детей. Но без материальных условий этого достичь будет очень трудно. Поэтому мы думаем над этой системой, и я уверен, вместе с федеральным правительством найдем решение, как это сделать быстрей и максимально эффективнее. Я прошу руководителей муниципальных районов и городов постараться незамедлительно сформировать программу на пять лет по ремонту, капитальной реконструкции образовательных учреждений, чтобы всем было понятно, что в этот период времени мы всю материальную базу приведем в порядок, что больше не будет забытой школы, больше не будет потерянного образовательного учреждения, для этого есть у нас возможности в бюджете.

Мне очень хотелось бы, чтобы, переходя на нормативное, гарантированное финансирование по всем основным статьям, мы не потеряли, не упустили элемент грантового, стимулирующего финансирования. Инновационного развития быть не может, если мы всех приравняем только к унифицированному, пусть даже отличающемуся там некоторыми особенностями, финансированию. Мне хотелось бы, чтобы грантовая система уже заработала максимально эффективно в 2007 году, у нас есть для этого основа, мы реализовывали много интересных целевых программ, убежден, что на этой основе можно предусмотреть серьезное грантовое финансирование. Ставлю перед департаментом задачу уже на будущий финансовый год в бюджете предусмотреть достаточно масштабную грантовую бюджетную поддержку тем образовательным учреждениям и муниципальным органам, которые примут решения о строительстве спортивных сооружений, площадок, городков на школьных территориях. Это будут большие гранты и достаточно масштабные, позволяющие во всех городах и районах такие проекты начать реализовывать. Я думаю, что мы должны быть максимально эффективными в использовании новых материальных возможностей, которые появились у образовательных учреждений. Мы уже перестали этим особо хвастаться, но, согласитесь, то, что мы сейчас имеем в материальном оснащении, еще десять лет назад даже представить себе не могли: какие будут компьютерные классы, сколько поступит автобусов, что появятся такие оснащенные кабинеты физики и химии. Или вот сейчас появились какие-то интердоски — это даже мне не совсем понятно, я не представляю, как они работают. Но сама по себе замена этого оборудования не может автоматически повысить качество обучения. Ведь нельзя просто так взять и заменить одно другим. Я вот сейчас проехал много сельских районов. Захожу в школу, где классный компьютерный кабинет, ну такого в банках нет: современная техника, мультимедийная установка... Спрашиваю: «С какого класса занимаетесь с детьми?» Мне говорят: «Сейчас с девятого, хотим попробовать с пятого». Это почему с пятого? А почему не с первого, со второго? Мы для чего компьютеры поставили? Для того, чтобы по-другому преподавать, учить по-другому. Честно говоря, расстраиваюсь, если вижу такое непонимание. А второе — мне хочется, чтобы каждый ребенок, изучив компьютер, был готов к будущей жизни, потому что компьютер скоро будет в каждом доме. Вот и надо, чтобы он потом правильно пользовался этой системой в своей жизни. Если мы этого сейчас, срочно не сделаем, мы получим с компьютерами еще большую беду, чем с телевидением. Если мы не научим правильно пользоваться информационными системами, компьютерная техника, которая придет в быт, будет вести к деградации личности, а не к ее духовно-нравственному развитию. Поэтому это надо иметь в виду, в первую очередь именно с малышей начинать. То же самое в отношении автобусов. Если уж мы автобус купили, так нужно все пересмотреть — планы экскурсий, соревнований, узнавания мира должны быть другими. Спортивный инвентарь и все такое должно быть…

Я хотел бы, чтобы в рекомендациях съезда было очень требовательно сформулировано положение перед органами власти по скорейшему решению проблемы обеспеченности детскими дошкольными учреждениями. На самом деле дефицит мест и очереди, которые есть в больших городах, и прежде всего в Новосибирске, — это позитивный показатель развития экономики и социума. Появился интерес больше работать, больше зарабатывать, и это нормально. Это лучше, чем тогда, когда родители забирали детей из детского садика и говорили: а всё равно работы нет интересной, мы будем сидеть дома, чем платить там какие-то средства за содержание ребёнка. Но у нас есть все возможности в управленческом плане быстро эту задачу решить, нам даже здесь не потребуется очень много что-то строить, у нас много сегодня существующих, типовых, в хорошем состоянии зданий, в которых располагаются различные учреждения, хотя они могут работать в любых других помещениях, а нам нужны типовые детские дошкольные учреждения. Рождаемость возрастает, и потребность в детских дошкольных учреждениях будет расти, она не будет стабильной. Значит, тоже нужно заблаговременно, правильно принимать решения. Наконец, нужно понимать, что нормативный подход к финансированию не ставит никаких преград для развития и немуниципальных детских дошкольных, и вообще образовательных учреждений. Бюджет будет платить за обучающегося гражданина Новосибирской области. И в этом плане появляются большие возможности и у немуниципальной сферы — этим надо заниматься.

В перерыве педагоги, в основном из сельских районов, говорили, что мы не очень точно приняли норму закона по оплате коммунальных услуг, лишив людей, вышедших на пенсию, полной оплаты за счёт бюджета всех коммунальных услуг, сохранили им только социальную норму потребления этих услуг. Такая проблема есть. Хотя, поверьте, в целом областные законы, которые мы приняли по оплате коммунальных услуг, компенсируют пробелы федерального законодательства. Сегодня так запутали эту проблему, что выходить из неё будет крайне сложно. Вы вдумайтесь, в Краснозёрском есть льготы, а в Купино — нет. Сильно отличается Краснозёрское от Купино? Да ни в чем по социальным условиям. Но в Краснозёрском всё бесплатно, а в Купино такого даже и близко нет, потому что Купино когда-то признали городом. В Краснообске льготы есть, а на ОбьГЭСе — нет и быть не может. Хотя ОбьГЭС по уровню обустройства рядом не стоит с Краснообском. Поэтому законы эти придется нам системно совершенствовать, но обижать ветеранов нельзя. Мы готовим поправку в этот закон, она чисто редакционная. Она потребует дополнительных расходов, но я думаю, что мы их осилим, чтобы не терять нравственный аспект управленческой проблемы. Если мы не заботимся об учительских кадрах сегодня, нам бессмысленно ставить какие-то большие задачи на будущее. Но в целом ключ к решению этих всех запутанных сейчас в нашем законодательстве проблем — всё-таки нормы потребления услуг должны быть. Они только должны быть значительно больше, чем сейчас принято. Потому что когда-то все эти нормы бесплатности вводили при определённом стандарте, при котором надо было только обеспечить отопление. А нормальное отопление выше определённой нормы не обеспечишь.

В заключение я хочу пожелать вам максимально позитивного настроя, чтобы то настроение, которое есть у вас сейчас, которое будет в те дни, когда проходят переклички, 1 сентября, чтобы оно было всегда с вами. Поэтому будьте настроены на успех, настраивайте на успех своих учеников, свои коллективы, весь наш большой город, всю нашу большую область. Я желаю вам успеха, желаю вам любви, желаю вам всего самого-самого хорошего!

Мы должны быть ответственными за каждого ребенка, за каждого молодого человека, который пришел в наше образовательное учреждение. И этот принцип должен быть точно конкретизирован в наших позициях, и это не просто какой-то социальный, нравственный принцип. Это вполне конкретная управленческая идеология.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: