Новосибирск 11.7 °C

Наследники Гуттенберга

08.09.2006 00:00:00



И, как выяснилось, — нигде, поскольку отрасль эта в современной России настолько аморфна и расплывчата, что трудно даже подвести статистику по основным экономическим показателям.

В то же время те данные, которые все же удается получить и проанализировать, говорят о том, что отрасль эта — одна из наиболее динамично развивающихся. Ежегодный прирост в ней составляет более двадцати процентов, средняя заработная плата — примерно на 40% выше, чем средняя по стране. Однако все эти многообещающие предпосылки могут кануть в никуда, так как у полиграфической промышленности есть и серьезные проблемы, связанные как раз с этой ее неорганизованностью. По сути, не хватает ей нормального, здорового лобби, то есть защиты своих интересов на политическом уровне. Об этом говорит и Вячеслав Корягин, генеральный директор издательства «Советская Сибирь», президент недавно созданного межрегионального союза работодателей «Сибирский полиграфический союз».

— Так получилось, что полиграфисты последние 15 — 20 лет, являясь довольно успешно представленным на рынке сегментом, не имели собственного отраслевого общественного объединения, — рассказывает Вячеслав Александрович. — В советские времена существовала достаточно жестко организованная правительственная структура, которая выполняла функции общественной организации и в то же время была органом, контролирующим соблюдение отраслевых стандартов в части качества печати, кадрового обеспечения, в части ценообразования и стандартов на готовую продукцию и так далее. После перестройки здесь образовалась определенная ниша, поскольку, с одной стороны, появилось множество частных типографий, не подпадавших под старые отраслевые каноны, а с другой стороны, сохранились большие государственные комплексы наподобие той же «Советской Сибири». Ну а в последние два-три года в отрасли и вовсе наметился административный надлом. Было ликвидировано профильное Министерство печати. Сейчас какие-то его функции взяло на себя Федеральное агентство по делам печати, но сами руководители агентства признают, что на смену государству в этом деле должна прийти общественная организация, представляющая интересы полиграфистов.

А дела у отрасли на самом деле аховые. Можно сказать, тот подъем, который наблюдается в последние годы, происходит, как это часто бывает в России, «не благодаря, а вопреки». Начнем с того, что в стране не производится ни современного оборудования, ни расходных материалов для печати, ни даже многих видов бумаги и картона. Бумага, кстати, отдельная тема. Последнее масштабное обновление основных фондов на российских ЦБК производилось в конце 60-х годов прошлого тысячелетия. Да и вообще в советские годы бумажная промышленность у нас была ориентирована на изготовление так называемой «идеологической бумаги» — то есть той, на которой печатают газеты и книги. Отечественных же материалов для изготовления, скажем, глянцевых журналов или дорогих подарочных изданий у нас нет и не было.

Итак, наши полиграфисты вынуждены практически все, что им нужно для работы, завозить из-за рубежа. Но это еще полбеды. Государственная таможенная политика построена таким образом, что порой печатать за границей оказывается дешевле, чем завезти импортную бумагу и печатать в России. Дело в том, что готовая полиграфическая продукция освобождена от пошлин на ввоз, в то время как на ту же бумагу нужно платить и пошлину 15%, и 18% НДС. В итоге привозная бумага дорожает на треть, и это, естественно, неслабо бьет по конкурентоспособности российских полиграфистов.

В этом году федеральные власти вроде бы повернулись к печатникам лицом — временно (на 9 месяцев) отменили пошлину на ввоз оборудования. Между тем с момента подписания контракта на поставку оборудования до ввода его в эксплуатацию порой проходит год, а то и больше. К тому же, как признается Вячеслав Корягин, сама пошлина особой погоды не делает. Главным «убийцей» бизнеса является НДС.

В соседнем Казахстане по поводу НДС действует такая схема: платится он не сразу при ввозе, а уже после инсталляции оборудования — постепенно, с текущих заказов. То же самое на Украине. И с пошлинами на ввоз материалов у бывших наших братских республик дела обстоят гораздо лучше. В результате Казахстан и Украина уже сейчас оттягивают себе немало российских заказов, и тенденция эта не может не настораживать. Как и тот факт, что Украина сейчас завозит в 1,5 раза больше полиграфического оборудования, чем Россия — притом, что населения там в три раза меньше.

Сверхвысокие цены на нефть и газ в последние годы все больше способствуют крену российской экономики в сторону добывающих отраслей. И понятно, что лобби нефтяников и газовиков в той же Думе сильно, как никогда. Отрасли же, чьи интересы не представлены на политической арене, финансируются, что называется, по остаточному принципу. А многие проблемы без федеральной программы не решить, и речь здесь не только о законодательной поддержке. Скажем, строительство целлюлозно-бумажного комбината «с нуля» стоит порядка 1 — 1,2 миллиарда долларов. Понятно, что без государственных инвестиций такой проект не осилить. Между тем потребность в бумаге постоянно растет. Если десять лет назад её потребление на душу населения составляло порядка 15 — 17-ти кг в год, то сейчас это уже 50 — 60 кг. Впрочем, показатели эти не столь уж высоки по сравнению с зарубежными. В Восточной Европе потребляют около 170 кг в год на человека, в Западной — 250, в США — более 350-ти. Речь идет, конечно, о всех видах бумаги, начиная с туалетной и заканчивая книгами и журналами.

Не обойтись без государства и в вопросе подготовки кадров. В стране остался один профильный вуз — Московский государственный университет печати, но 80% его выпускников работают где угодно, только не в полиграфии. Тех же, кто все-таки идет трудиться по специальности, никакими коврижками не выманишь из столицы. Вот и работают предприятия в регионах в условиях острой нехватки квалифицированных кадров. И при этом умудряются работать подчас не хуже зарубежных коллег. Снова «не благодаря, а вопреки».

Словом, понятно, что закрывать глаза на проблемы столь немаловажной отрасли весьма недальновидно. И, как это у нас часто бывает, за спасение утопающих принялись сами утопающие. Формирование регионального союза — лишь первый этап. В ближайших планах СПС — создание объединения федерального уровня, которое позволит вести конструктивный диалог с властью. Решение же проблем полиграфистов отразится в конечном итоге и на потребителях их продукции. В нынешних-то условиях цены на книги, канцтовары и прессу кусаются все больнее...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: