Новосибирск 11 °C

Доброта спасет неудачников

15.09.2006 00:00:00



Если ребенок с самого раннего детства испытывал дефицит одобрения и внимания к себе, когда он подрастет и попадет в ситуацию неуспеха или неудачи (а это бывает с каждым), то это закономерно вызовет в его душе смятение. Но он уже привык считать себя неудачником и не привык побеждать: его не приучили, потому что не поощряли за победы. В детстве он искал подтверждения родительской любви. Искал и не находил. Повзрослев, он снова и снова будет искать дополнительные подтверждения своей социальной состоятельности, уже не у матери, а у окружающих. И так же — не находить (ведь у него нет соответствующих стратегий поведения).

Как выглядит такой ребенок, а позже и взрослый, со стороны? Он занят собой, старается быть на виду, требует внимания, уже неважно — положительного или отрицательного. Его жизнь почти целиком состоит из незаслуженных наказаний и случайных похвал — просто так его научили видеть окружающий мир мы, взрослые...

Внимание — это удовлетворение сенсорного голода (через ласки, физический контакт), структурного голода (структурирование времени), голода по признанию (тебя узнали, отличают от других и от стенки). Можно даже сказать, что внимание — это эквивалент всех человеческих отношений. Начальство заметило успех — повысило зарплату. Муж обратил внимание на красивую прическу жены — обнял. Увидели усталость — пожалели, дали конфетку.

Доброе или злое. Мягкое или назойливое. Участие или равнодушие. То есть положительное или отрицательное внимание. Похвалили — плюс, наказали — минус. Сделали комплимент — прлюс, прочли нотацию — минус.

Какого внимания ребенок получает в детстве больше? Чтобы он вырос уверенным в себе и счастливым, нужно, чтобы было больше положительного внимания. Но, к сожалению, чаще получается наоборот. И вырастают дети, которые отрицательное внимание считают нормой отношений.

Была я свидетелем одного эпизода...

Пришла к знакомой, у которой дочь Ирочка, 3,5 года. Сидим, рассматриваем журналы мод. Ира что-то старательно рисует. Наконец протягивает матери листок и гордо говорит: «Мама! Я нарисовала солнышко. Меня дедушка научил!» А там, на листочке, — «каля-маля». Мать берет листочек. Смотрит полсекунды. Возвращает взгляд к удачному фасону и торопливо произносит: «Угу. Хорошо. Иди, рисуй дальше...» Девочка хмурится, затем отходит. На личике можно прочесть: «Что-то тут не так! Я за такое красивое солнышко рассчитывала получить 10 кг внимания!.. Дедушка же вчера дал... А мама — всего лишь 150 г. Может, она его не разглядела?» И девочка рисует другое солнышко — побольше. Показывает маме: «Мама! Смотри, какое мое солнышко!» Мама, занятая выбором выкройки, берет листок, смотрит уже две секунды и фальшиво произносит: «Какое большое! Молодец!»

Ирочка испытующе разглядывает ответившую маму и раздумывает: «Точно что-то тут нечисто. Уж за такое большое солнышко мне должны 15 кг, а дали?! Ну граммов 50 да слово «молодец» еще граммов на 300. Итого — 350. Ага, оно, солнышко, было больше. А если очень большое нарисовать, как целое небо?! Мама же хорошая, и я хорошая. Но где взять такую большую бумагу?..» Девочка обводит взглядом комнату, глазки внезапно загораются. Вот она! Большой лист — родители вчера белые, какие-то фильские или финские обои приклеили... И Ирочка, взяв решительно оранжевый фломастер, рисует огромное солнышко и зовет: «Мама! Посмотри!!!» Мама смотрит. Целую минуту. Вскакивает, роняя выкройки, и... дочь получает... внимание. Много. Долго. Вечером пришел папа — добавил. Тонну, не меньше.

Ирочка своего добилась, нашла способ получать много внимания. Вопрос лишь в том, какое оно. Отрицательное. Но если другого не дают?!

Месяца через два в случайном разговоре приятельница пожаловалась, что дочь совсем от рук отбилась.

— Только гадостей от нее и ждешь. Всех кукол и плюшевого слона (неблагодарная, его же моя мама ей на свою пенсию купила!) разрисовывает. Платье, что тогда с тобой выбирала в журнале, от портнихи принесла только, на кухню вышла на минутку, возвращаюсь — три дырки на подоле вырезала...

Я робко прерываю жалобы и спрашиваю, что делают родители.

— Шлепаем, кричим, в угол ставим... А ей хоть бы что. Даже удовольствие на мордашке написано.

Сейчас она во втором классе. Я слышала, она стул учительницы краской залила... оранжевой. Как вы думаете, какое она внимание за это получит, от кого и сколько? Несмотря на внимание со знаком минус, она будет продолжать вести себя подобным образом, потому что других способов получить его она не знает.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: