Новосибирск 3.2 °C

Укрупнение поликлиник и аптек приблизит их к народу

28.09.2006 00:00:00



и организации добровольного страхования, крупные специалисты медицинских организаций различных форм собственности.

В данной публикации с «круглого стола» затронуты некоторые аспекты объединения, укрупнения поликлиник и аптек.

Пациенты стали требовательнее
Александр Абрамович Львов, начальник управления здравоохранения мэрии Новосибирска:

— Почему стали объединять поликлиники Новосибирска? Что это даст?

— Мы начали этот год с предложения укрупнения амбулаторного звена. Это было связано с тем, что поликлиники были неравнозначны по количеству обслуживаемого населения, по материальной базе, по наличию специалистов и качеству их работы. Анализ говорил о том, что сеть не может обеспечить возросшие потребности общества в качественной медицинской помощи. Поэтому был произведен ряд объединений на территориях Кировского, Ленинского, Калининского, Железнодорожного, Дзержинского районов. Мы стремимся к тому, чтобы к территориальной поликлинике было приписано не менее 60 — 80 тысяч проживающего населения. Это позволяет укрупнить штатное расписание и на новые штатные возможности привлечь новых специалистов.

— Каков приток новых кадров в участковую сеть?

— С начала года прибыло около 180 врачей и медицинских сестер. Мы рассчитываем и на увеличение количества узких специалистов за счет увеличения заработной платы.

— Опросы населения показывают, что людей сегодня волнует качество медицинских услуг. Улучшит ли его реформирование?

— Мы считаем, что положительно повлияет в короткие сроки, и достаточно очевидно. Ведь проблема государственного здравоохранения в том, что просто не стало достаточного количества специалистов, и они ниоткуда не возьмутся — их надо готовить. Система подготовки в высшей школе медицинских специалистов изменилась настолько кардинально, что потребуются два-три года, чтобы вырастить недостающее количество медицинских работников. Вторая важная проблема — низкая заработная плата. В результате укрупнения мы получили дополнительные экономические возможности. Если до 2006 года дефицит финансирования в системе составлял только по зарплате около 50 миллионов рублей, то сейчас мы заметно сдвинулись на цифру ниже 20. Считаем, что в течение будущего года дефицит в системе может быть ликвидирован. По заработной плате уже идут существенные подвижки. Сейчас некоторые поликлиники приглашают узких специалистов за плату 15 — 18 тысяч рублей. Для того чтобы зарплата не падала, а возрастала, предназначена система муниципальных надбавок. В 2007 году, наверное, будем разрабатывать и систему муниципальных грантов для государственных медицинских учреждений. Третья проблема — неважные условия труда и жизни медицинских работников в государственном секторе. Однако мы при этом считаем, что ремонт и оснащение лечебных учреждений компьютерами, мебелью и всем необходимым для нормальной работы специалистов, а также предоставление служебного жилья даст свои результаты.

— Пациенты в курсе, что вырос заработок участковых врачей. Они повысили свои требования к врачам?

— Естественно. Они хотят прежде всего внимания и уменьшения очередей. И на самом деле на участкового врача взвален сегодня такой большой объем бумажной работы — отчеты, рецепты... 10 тысяч рублей доплаты к зарплате уже не компенсируют тех нагрузок, которые врач несет на участке. Поэтому мы пытаемся ввести сейчас новую единицу: фельдшера-помощника врача. В поликлинике №1 на участки пришли 5 фельдшеров-помощников. Первые результаты положительные.

— Скажите, будет ли укрупнение стоматологических учреждений?

— Не секрет, что в работе находится документ о создании в Новосибирске двух государственных стоматологических сетей. Одна должна объединить три детские стоматологические поликлиники, вторая — семь взрослых, находящихся в разных районах города. Каждая сеть будет единым юридическим лицом, с одной управляющей компанией и одним уровнем менеджмента — в юридическом статусе муниципальных учреждений. Задача не в том, чтобы приватизировать эти сети, а в том, чтобы создать конкурентную среду в стоматологии, повысить заметно качество услуг в государственном секторе за счет привлечения туда новых технологий.

Изменится ли ситуация с платными услугами?

— К финишу этого года мы собираемся предложить новую концепцию платных услуг в системе государственного здравоохранения. Ее реализация, мы считаем, позволит повысить гарантии оказания пациентам бесплатной медицинской помощи и дополнительно привлечет инвестиции в отрасль. Прошло первое обсуждение бюджета на 2007 год, в нем объемы платных услуг в отрасли уменьшены более чем на 200 миллионов рублей. Эти деньги будут замещены бюджетными средствами. Теперь лечебно-профилактические учреждения будут иметь большие государственные гарантии. Мы считаем, что в ближайшие годы можно умеренно оптимистично смотреть на муниципальное здравоохранение.

Все-таки есть опасения
Андрей Викторович Андрейченко, депутат городского Совета Новосибирска, председатель постоянной комиссии по социальному развитию.

— Действует ли у вас независимая экспертиза, когда приходится принимать «судьбоносные» решения по реформе здравоохранения?

— Конечно! Мы сами порой выступаем в роли независимых экспертов, потому что наши депутаты на самом деле не зависят от системы здравоохранения. У нас из 12 человек только один работает в муниципальной системе здравоохранения. А потом ведь у нас существует такая практика: когда появляется какой-то проблематичный вопрос, мы приглашаем ученых, специалистов федеральных центров здравоохранения. И довольно часто к ним приходится обращаться, они дают свои квалифицированные заключения.

— Известно, что на депутатов при принятии решений, в частности по здравоохранению, оказывают давление заинтересованные лица, ведомства, партии. Всегда удается быть при этом на высоте?

— Удается, но замечу, что мы более всего зависим от общественного мнения. А оно не всегда бывает точно выверено. Поэтому иногда мы допускаем ошибки, которые стараемся исправлять. Помогает экспертиза. Подсчитываем, что последует за решением в ближней по срокам и в отдаленной перспективе.

— Вы лично убеждены, что реформы здравоохранения идут верным курсом?

— У любого думающего человека должны быть опасения: не навредим ли мы? Но мы основываемся не только на умозрительных теоретических выводах. Объединение медицинских учреждений началось не в этом году и даже не в прошлом. Оно началось в 2003 году, и, конечно, тогда были споры. Они носили прежде всего субъективный характер, потому что приходилось сокращать кадры администраторов. Много было шума, возмущений. Впоследствии структурные изменения происходили достаточно часто. Когда мы анализировали затем результаты, то негатива не было.

— А что все-таки вызывает опасения депутатов?

— Здесь не сказали, что в Новосибирске, который является третьей столицей России, где хорошие специалисты, в десятки раз хуже обеспечение медицинским оборудованием, чем в Алтайском крае. Мы в собственном соку варились и за счет собственных средств выживали. Вот это плохо. И сейчас, когда вступают в силу национальные проекты, мы не видим, что ситуация преодоления бедности оснащения медицинским оборудованием резко меняется.

Необходим экспертный совет
Ольга Борисовна Незамаева, депутат областного Совета депутатов, член комитета по социальной политике и охране здоровья.

— Сегодня шла речь о начале объединения аптек Новосибирска в единую сеть. А что можно сказать об уже существующем объединении аптек в сельских районах области?

— В сельских районах существует иная форма организации. Там работает ГУП «Фармацея», которая осуществляет и управление, и единые закупки, используя свой собственный склад. Такая схема наверняка будет создана и в городе, и будет функционировать под патронажем управления здравоохранения мэрии. Это минимизирует риски, сделает максимально возможным снижение цен для конечного потребителя и сделает эту систему прозрачной.

— Каковы, на ваш взгляд, плюсы объединения аптечной сети Новосибирска? Как это работает?

— Пока я не могу сказать, что это реально заработало. Аптеки еще не объединены де-юре, а лишь — де-факто, то есть началась техническая подготовка к объединению. Ведутся кадровые перестановки, проведен конкурс на замещение вакантной должности руководителя аптечной сети, но объединение в единое юридическое лицо произойдет позже, в октябре. Тогда аптечная сеть сможет заработать полноценно. Но, несомненно, существуют проблемы. На «круглом столе» говорили, что далеко не все муниципальные аптеки работали успешно. Мешали не только какие-то внешние обстоятельства. Несомненно, проблемы были как в контроле над деятельностью этих учреждений, так и в управленческих возможностях самих аптечных работников. А управление аптечной сетью — весьма сложный процесс. Это не просто физическая совокупность единичных учреждений. Это требует совершенно иных подходов к организации, потому что это большая структура, которая недаром объединяется в сеть. Здесь цена ошибки может быть велика, поэтому нужно четко просчитывать все шаги. Для такой структуры необходим патронаж и депутатского корпуса городского Совета, и управления здравоохранения города.

— Как себя чувствуют в ситуации объединения частные аптеки?

— Они преобладают сейчас на рынке и объективно участвуют в укрупнении. Это общероссийская, общемировая тенденция — укрупнение, образование сети, потому что сеть подразумевает единые стандарты: ценовые, ассортиментные. А также единый стандарт качества, как в плане обслуживания посетителей, так и качества лекарственных препаратов. Только сеть может обеспечить порог безопасности для потребителей, потому что единичные аптеки, особенно частные, достаточно сложно контролировать. Сети, как правило, заключают договоры со страховыми организациями: пациенту выдается так называемый страховой полис. В случае получения некачественной фармацевтической помощи покупатель имеет право на компенсацию своих потерь.

Комментарий журналиста:
Вопрос реформирования медицинских учреждений в сознании профессиональных представителей отрасли неразрывно связан с реформированием сети муниципальных аптек. Участники «круглого стола» единодушно высказали мысль, что для успешного функционирования новой аптечной муниципальной сети необходим экспертный совет. Как вариант, можно рассматривать его создание совместно с управлением здравоохранения мэрии. Это сняло бы все вопросы и позволило сделать эту реорганизацию наиболее удачной.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: