Новосибирск 3.2 °C

Механизм приватизации требует контроля

19.10.2006 00:00:00



Почему это стало возможно? Как преодолеть эту новую «национальную напасть», ставшую ощутимой преградой для динамичного развития нашей экономики? Ответить на эти вопросы мы попросили заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной думы, члена политсовета Новосибирского регионального отделения партии

«Единая Россия» Валентина Бобырева.

—Раньше приватизацию государственного имущества контролировали федеральные службы финансового оздоровления, управления имуществом, трудовой коллектив и законодательный орган субъекта Федерации. По закону она проводилась по разработанному специальной комиссией проекту плана приватизации, который являлся важнейшим документом при передаче объекта новому собственнику. Все изменения этого плана подлежали согласованию с трудовым коллективом предприятия. В случае его отклонения комиссия из представителей органов по управлению имуществом и финансовых государственных институтов обязана была представить другой вариант. Словом, существовал общественный и госконтроль.

Сегодня такого контроля практически нет. Казалось бы, при продаже госсобственности чиновники обязаны защищать интересы общества: получать максимально возможную прибыль, пополнять бюджеты всех уровней финансовыми средствами. Анализ показывает, что многие принятые за последнее время поправки в законы, регулирующие приватизацию, снимают с чиновников ответственность за бесконтрольное присвоение неприватизированной госсобственности. В новом законе о приватизации уже нет статей из ранее действовавшего закона, в котором самым подробным образом были расписаны способы, порядок перехода прав собственности на государственное и муниципальное имущество, основания для признания сделок приватизации недействительными, ответственности лиц за нарушение законодательства о приватизации и т. д.

Приватизацией госимущества занимаются органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. На основании нового закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» они самостоятельно (!) определяют порядок принятия решений об условиях передачи госсобственности. В законе не прописано, «кто и где принимает решения», и чиновники из фондов действуют на основании своего решения через подконтрольные и родственные им структуры. Могут, к примеру, передать все функции коммерческой структуре, учредителем которой являются родственники «государственного мужа».

— Выходит, государство переложило эти функции на нижестоящие властные структуры? Им, дескать, виднее, что делать с тем или иным объектом собственности?

— Это действительно так. He имеющие права законодательной инициативы государевы слуги федеральной власти и на местах при помощи постоянно меняющихся приказов и постановлений, на основании отсылочных норм федеральных законов руководят финансовыми, таможенными и экономическими процессами в стране. Депутаты об этом не подозревают — механизм контроля разработчиков и исполнителей текстов отсылочных норм не проработан. Принято считать, что отсылочные нормы — серьезный коррупционный фактор, ибо не проходят всеобщего обсуждения и общественного контроля. Они подчас выше законов и не соответствуют их основной концепции.

Чтобы поживиться за государственный счет, какие только ухищрения не пускаются в ход чиновниками. К примеру, государственные объекты выставляются на аукцион на основании заключения специалиста-оценщика. Делается запись, что оценка проведена без учета стоимости затрат на ремонтно-восстановительные работы, понесенных якобы арендатором. При продаже выясняется, что «арендатору» необходимо возместить до 500% стоимости объекта из бюджета субъекта Федерации или города. Часто при проведении аукционов допускается сговор: условие законодательства об участии в аукционе двух и более претендентов соблюдается формально.

Занижают также стоимость уже отремонтированного объекта приватизации, что удешевляет его для «своих» лиц и «откатов». Чиновники манипулируют в судах доводами, что оценка имущества может проводиться, например, с целью «...определения рыночной стоимости пакета акций», а может и «...для принятия управленческих решений». В таком случае цена одного и того же объекта оценки может значительно (в десятки раз) для каждой цели отличаться!?

Вопреки закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» не соблюдаются сроки оплаты приватизационных объектов. К нарушителям не применяют штрафных санкций. Используются фальшивые документы: справки из налоговой службы по отсутствию задолженности, заключения об оценке, изменения профиля объектов и т. д.

— Какие злоупотребления при приватизации являются наиболее распространенными?

— Анализ и судебная практика показывают, что часто сделки с объектами приватизации муниципального имущества осуществлялись не на основании постановлений глав городов, а по устному согласованию. В планах приватизации отсутствуют расчеты нормативной цены стоимости государственных объектов. Так, самая ценная муниципальная собственность распродается за бесценок «своим» людям. Разворовывается на глазах у общества.

Как ни прискорбно, но механизм образования цен от продажи имущества на аукционах, способы продажи, получаемая выручка от передачи госсобственности в частные руки практически ушли из-под полного государственного контроля. Исполнительная власть и Счетные палаты РФ в субъектах Федерации следят только за порядком и своевременностью перечисления полученных от продажи федерального имущества денежных средств в федеральный бюджет. Остальное власть почему-то не интересует.

Поэтому и нет в стране полнокровной и единой концепции государственного контроля. Да и откуда ей взяться, если в сегодняшнем законе о приватизации нечетко разграничены функции субъектов контроля? Бюджетным кодексом РФ и нормативными актами Министерства финансов РФ определено понятие «нецелевого использования средств». Но нет толкования таких понятий, как «эффективность использования государственных средств», ресурсов, собственности, «рациональности их использования». Вроде бы законодательство закрепляет финансовый контроль за федеральными службами финансово-бюджетного надзора, казначейством и другими финансовыми органами. Но контрольно-счетные палаты субъектов Федерации вполне серьезно и официально утверждают, что, например, аукционы по продаже государственного имущества и полученные от них финансовые средства не входят в их полномочия.

Наконец, в законе не проводится разграничений между аукционами с повышением или понижением цены. Записано просто «аукцион». Но такое «юридическое легкомыслие» ведет к различным правовым последствиям и большим финансовым потерям для государства. И этому способствует «дырявое» законодательство. Из-за него государство ежегодно теряет огромные средства. Так, по скромным подсчетам экспертов, от последней реформации — передачи в частные руки оставшегося госимущества — ущерб составит сотни миллионов рублей в год для среднего города России. А какими будут потери в масштабах страны?

— Остановить этот беспредел, видимо, должны правоохранительные органы, наши суды, рассматривающие споры, возникающие при приватизации госимущества.

— Очень надеюсь на это. Но наша судебная система, как самая справедливая и последняя инстанция при разрешении различных споров и законодательных коллизий, иногда сама принимает неправовые решения. В таком случае обжаловать незаконные действия чиновников, как это ни печально выглядит, практически больше негде. Ведь до сих пор, несмотря на то, что уже много было высказано претензий по этому поводу, в районном суде могут необоснованно арестовать недвижимое имущество любого отечественного предприятия по ходатайству о принятии мер обеспечения иска от любого физического лица. Более того, дела «по существу» в судах общей юрисдикции рассматриваются годами вместо положенных двух месяцев, нет механизма защиты прав физических и юридических лиц (в том числе и частной собственности), как практически нет и ответственности судей за необоснованные процессуальные действия.

При этом нужно заметить, и об этом пишут многие избиратели, что в Арбитражных судах РФ стали более квалифицированно, обоснованно и справедливо рассматривать все дела об экономических спорах, корпоративных конфликтах, а также по вопросам применения обеспечительных мер. Видно, что президиум Высшего арбитражного суда и руководство арбитражных судов уделяют этим проблемам большое внимание и принимают соответствующие меры реагирования.

Очевидно, что законодательная база по механизму приватизации требует безотлагательной доработки. Ибо каждый день такой просрочки позволяет обогащаться чиновникам, олигархам, рейдерам, коррупционерам, криминалу, взяточникам. Необходимо пересмотреть и проанализировать законы на предмет исключения из них коррупционных факторов. Такие меры ускорят приближение к поставленной высшим руководством страны задаче — удвоению ВВП.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: