Новосибирск 3.2 °C

Копилка успехов и неудач

17.11.2006 00:00:00



Хочется ведь, знаете ли, точно знать, где находишься, куда идешь и что тебя ждет в конце этой дороги. А именно об этом (перспективах и планах существования и развития больших и малых городов) и шла речь на форуме.

Если откинуть в сторону выступления, суть которых можно свести к одной фразе — вспомним, как мужественно мы преодолевали недочеты и недоработки федеральных законов, — остальные запомнившиеся мне доклады касались по преимуществу межбюджетных отношений и реформы ЖКХ.

И на мой взгляд, никто не проанализировал лучше состояние и перспективы местного самоуправления и реформирование ЖКХ, чем Георгий Карпеевич Леонтьев, депутат Государственной думы, член Комитета по вопросам местного самоуправления. Собственно, как и должно быть: кому, как не человеку, стоящему у истоков, знать, что и как нужно делать?

Начав с того, что наша ассоциация первая и последняя наиболее профессиональная, а Конгресс (Единое общероссийское объединение муниципальных образований) погряз в дрязгах, он просто и ясно доказал два выдвинутых им же тезиса.

Первый: муниципалы не научились объединять свои усилия и бороться за свои интересы. Второй: итогом 15-летней работы над внедрением закона о местном самоуправлении может стать парадоксальное возвращение к жесткой вертикали власти. Потому что главная задача, сформулированная президентом, — местные власти не должны иметь ни социальных, ни финансовых обязательств, не подтвержденных доходными источниками, — так и не выполнена. А следовательно, необходимо понять, что нас ждет и что, соответственно, вообще делать дальше. По словам депутата, предполагаемых сценариев развития три.

Сценарий №1 — ситуация сегодняшняя и пока тупиковая. Реформа ЖКХ при 100-процентной оплате гражданами тарифов привела к еще большему разбалансированию местных бюджетов. Если ничего не делать, то постепенно власть себя дискредитирует и ситуация начнет развиваться по сценарию №2.

Сценарий №2 — все завертикалить! Цитирую: «Да, будет бой с Европой, с конституционным судом, но люди это поддержат. Потому что для них без разницы, кто отвечает за то, что его ребенок приходит в школу, которая отапливается, ремонтируется, а учителя в ней получают зарплату... Причем для населения, по большому счету, это вариант лучший. Ходить и разбираться, кто виноват — губернатор, мэр, президент, — ему при втором сценарии не понадобится.

Сценарий №3. Взять сегодняшние кризисные моменты, а это межбюджетные отношения и коммунальная реформа, и начать с ними работать. Депутат Государственной думы пояснил:

— Нужно ввести нормативно-правовой метод социальных стандартов. Пусть будет этот минимум. Нам всем нужно увидеть границу между платным и бесплатным, между достаточностью и недостаточностью бюджета. А после этого все, что будет создано на территории (все отчисления от вновь созданных налоговых источников), должно идти на развитие этой территории. Межбюджетные отношения должны стимулировать развитие муниципальных образований!

Что касается жилищно-коммунального хозяйства, то здесь необходимо принимать принципиальное решение. Руку в Стабилизационный фонд запускать все-таки придется. Население не вынесет капитальных ремонтов жилья! Надо вернуть жилищно-коммунальное хозяйство государству. Причем сначала разобраться с теми долгами, которые есть (правительство уже принимает закон об оздоровлении жилищно-коммунального хозяйства, он должен выйти через месяц). А потом на долевых, может, субсидиарных отношениях, но государство должно вкладывать деньги в ЖКХ, внедрять энергосберегающие технологии. Причем об этой отрасли как будто вообще забыли, отдав ее на местные уровни и повесив на плечи населения. Но это то направление, где нас в первую очередь ожидает социальный взрыв.

Закончил Георгий Карпеевич словами:

— Если мы договоримся и выступим единым фронтом, то ситуация разрешится и местное самоуправление будет развиваться. Если нет, то нас ждет развитие событий по сценарию № 2, и попытки его внедрения мы уже видим.

Главную мысль другого авторитетного докладчика, Анатолия Васильевича Квашнина, полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, можно сформулировать коротко:

— Для каждого жителя муниципального образования важно видеть, в каком направлении будет развиваться его малая родина, как в ближайшие годы, так и на десятилетия вперед.

Поэтому, с точки зрения полпреда, самым важным инструментом муниципального управления является разработка комплексных программ социально-экономического развития, в которых будут сформулированы задачи и ответственность власти, бизнеса и гражданского общества.

— Именно такой подход позволит определить точки роста для каждого муниципального образования, — подчеркнул Анатолий Васильевич.

Что касается реформирования ЖКХ, то полномочный представитель в своем выступлении сделал упор на внедрение энергосберегающих технологий. Нет, отапливание воздуха действительно очень большая проблема российских городов и поселков. Но где взять деньги на решение этой проблемы, полпред упомянуть забыл. А ведь при постоянном недофинансировании уже имеющихся муниципальных обязательств, число которых из года в год растет (о чем говорили все присутствующие), найти еще и деньги для внедрения новой технологии плюс качественного ремонта жилого фонда практически нереально. Хотя, конечно, очень хочется.

Вообще главной стратегией развития ЖКХ многие участники называли теплосберегающие технологии. Упоминая, правда, и о том, что произойти это может только при введении экономических стимулов. Мне трудно судить о том, как можно это в реальной жизни сделать. Но для решения в том числе и этой проблемы создавалась такая организация, как Ассоциация сибирских и дальневосточных городов.

Владимир Филиппович Городецкий, президент АСДГ, мэр города Новосибирска, отвечая на вопрос журналистов о реформировании ЖКХ, сказал:

— На современном этапе и этого, и будущего года львиную долю наших советов, семинаров, совещаний будут занимать проблемы ЖКХ. И не потому, что есть неподготовленность или непонимание, а потому, что входим в непростой механизм реформирования. Причем в одночасье по всей России. Поэтому члены АСДГ будут обмениваться опытом, практикой, неудачами и своими решениями.

Что касается переноса реформы ЖКХ, то в этом я необходимости не вижу. Чтобы понять проблемы, нужно начинать над ними работать. Пройдут 2006, 2007, 2008-й годы, но если мы не войдем в эту систему, то всех трудностей понять не сможем. Нужно начинать реализовывать этот закон!

Другое дело, и в этом я согласен с депутатами, что надо немедленно разрабатывать федеральную программу совместного финансирования капитального недоремонта: из федерального бюджета, местного самоуправления, бюджетов субъектов Федерации, — вот это надо делать.

* * *
Из выступления Анатолия Ивановича Салтыкова, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, вице-президента Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

— При принятии 131-го закона местное самоуправление получило закрытый перечень полномочий, в котором первоначально было 27 обязательств для городских округов и 22 полномочия для поселений. С 1 января 2007 года для городских округов их будет уже 36, а для поселений 31. Министерства и ведомства сбрасывают с себя нагрузку, а главное, свои финансовые обязательства, перекладывая их на региональный и местный уровень. Причем готовится новый законопроект, по которому еще около 10 полномочий будут переданы на местный уровень. При этом право на отказ от переданных полномочий без обеспечения их ресурсами не действует!

Надо согласиться с рекомендацией Конгресса местных и региональных властей Совета Европы о детальной правовой передаче полномочий. Необходимо четкое перечисление тех органов, на которые возлагаются полномочия, характеристика и порядок передачи финансовых ресурсов, контроля и надзора за передаваемыми функциями и порядок возмещения затрат муниципалитетам в случае снижения уровня государственных субсидий. Необходимо делать все, чтобы эти права на деле были реализованы!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: