Новосибирск 1.7 °C

Образование как национальная идея?..

23.11.2006 00:00:00



После довольно краткого и стремительного по своей динамичности подготовительного этапа в Москве состоялся учредительный съезд Всероссийского педагогического собрания.

По сути, это общероссийская общественная организация. И в этом определении каждое слово является ключевым. На учредительном съезде в столице присутствовало более восьмисот представителей из 78 регионов, включая Новосибирскую область.

Но наиболее значимым является второй тезис — об общественном характере вновь созданной организации. Несмотря на кажущуюся жесткую цеховую направленность (педагогическую), фактически она открыта для любого человека, активно заинтересованного в развитии образовательной сферы. То есть никакого подобия профсоюзной специализации.

Ведь если поднимать планку обобщений, заинтересованность судьбой образования самой жизнью приравнивается к активной жизненной позиции, к чаяниям всего государства. Не будет преувеличением сказать, что образование сегодня — основа всего. Хороший школьник — ценный кадр общества уже завтра. У этого будущего полноценного гражданина есть родители, для которых перипетии школьной жизни их отпрыска — главный жизненный интерес. Одним словом, равнодушных к проблемам образования в принципе нет.

А проблемы есть, накопились понемногу, да и в свете сегодняшних реалий постоянно возникают новые. Но это — закономерная дань движению. Те же упомянутые замкнутость и инертность учреждений образования тоже имеют место. Но где? Там, где сами родители «не доросли» до прямого участия если не в образовательном процессе, то хотя бы в жизни той школы, в которой учится их ребенок. Но те яркие примеры, где папы и мамы увидели, насколько действенным и эффективным может быть их участие в роли различных общественных организаций, помогающих работе школы, доказывают, что настоящая, интересная и чутко откликающаяся на требования времени школа вполне возможна — надо лишь только понять необходимость взаимодействия образования и общества. Там, где поняли, результат, как говорится, налицо.

Это и есть одна из целей вновь появившегося педагогического собрания — объединить общественные организации, своей деятельностью заинтересованные в сотрудничестве с системой образования. Ведь на сегодняшний день таких людей, объединенных социальным неравнодушием как к судьбе отдельной школы, так и всей педагогической жизни в целом, довольно много. Беда в том, что порой у этих всех многочисленных гольфстримов нет единого вектора.

А задачи, которые стоят перед образованием в частности, а по существу — перед всем обществом, самые что ни на есть практические. Примером может служить положение дел в профессиональном образовании. Вдоволь насладившись зачастую бессмысленным «свободным плаванием» (когда ПУ сотнями штамповали выпускников с дикими специальностями «повар-менеджер», в то время как промышленность задыхалась без рабочих специальностей), в отдельных регионах самостоятельно делаются попытки организовать смычку бизнес — профтех. Причем здесь под словом «бизнес» следует понимать его первоначальное, эталонное значение. Крупные предприятия, заинтересованные в рабочих определенных специальностей, потихоньку начали осваивать образовательное поле с целью «вырастить под себя» определенное число нужных профессионалов. Нормальная практика, существующая во всем мире.

Но так как случаи эти носят характер стихийной уникальности и единичности, нет единой картины потребностей рынка в специальностях, а соответственно, невозможно в должной мере качественно скорректировать программы профтехобразования.

И такие проблемы, которые можно решить только имея единый координационный центр, довольно типичны для самых различных регионов России. И эффективность их решения заложена не только в географической представительности субъектов-участников, побывавших на учредительном съезде и планирующих теперь создание региональных отделений для координации работы на местах, но и в той самой смычке общество — образование.

Сама идея создания Всероссийского педагогического собрания принадлежит представителям комитета по образованию и науке Государственной думы РФ. Но с самого начала можно говорить о том, что заявленное инициаторами неприятие цеховой замкнутости новорожденной организации выполнено: в общественный, координационный и центральный советы вошли представители как педагогической общественности, так и промышленности, активные представители родителей, предпринимательства и бизнеса. Одна фигура президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина уже говорит о серьезности намерений по интеграции общества, бизнеса и образования.

От Новосибирской области в состав центрального совета собрания вошла заместитель руководителя департамента образования Наталия Юсупова, а в координационный совет — кандидат педагогических наук, ректор института молодежной политики и социальной работы Валентина Пель.

Для реализации задуманного в заданном темпе до конца декабря планируется создание сети региональных отделений собрания. В нашей области местное учредительное собрание пройдет ориентировочно в середине декабря.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: