Новосибирск -0.6 °C

Нравственный завет академика Дмитрия Лихачева

08.12.2006 00:00:00



Что же стоит за словами «Год Лихачева»?

Прежде всего эти слова означают, что юбилей великого ученого современности, филолога, историка, философа культуры, патриота мы имели возможность отмечать не только 28 ноября, в день его рождения, но и весь юбилейный год. Во-вторых, словосочетание «Год Лихачева» указывает на национальный масштаб личности ученого, 100-летие со дня рождения которого призвана праздновать вся страна.

Нынешний год богат на 100-летние юбилеи выдающихся деятелей российской культуры. Однако в отечественной истории 2006 год запечатлится как Год Лихачева.

Если говорить о роли личности академика Д. С. Лихачева в истории XX века, особенно в истории российской науки и культуры прошлого века, то можно сказать много славных слов, и многое уже было сказано и написано в похвалу великому ученому. Невозможно переоценить его вклад в изучение древнерусской литературы, равно как невозможно исчислить его заслуги в деле защиты памятников отечественной культуры. Недаром его стали именовать совестью нации.

Но это все, на первый взгляд, относится к прошлому веку, современником которого и являлся Дмитрий Сергеевич. А как же век нынешний? Что имя и духовное наследие этого великого мыслителя значат для современного человека?

Журналист Алексей Еременко в статье «Башня из слоновой кости» («Известия», 4 декабря), соглашаясь, что Лихачев — великий человек, высказал опасение: «Важно, конечно, не сделать из него идола-истукана, как с бедным Пушкиным». Еременко очень боится «слепого поклонения» Лихачеву.

Чем вызваны такие опасения? Думается, что неприятием Лихачева: неприятием его высочайшей духовно-нравственной позиции, его жизненной философии, его мировосприятия и отношения к миру и человеку. Современному человеку, по мнению автора указанной газетной статьи, «нужна интеллектуальная гибкость, способность адаптироваться к современной жизни». А Дмитрий Сергеевич всегда двигался «против течения» и о совести писал так: «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной».

Читая книги, статьи и письма Д. С. Лихачева, никто не сможет сделать для себя из него идола-истукана. Нравственным завещанием современникам и потомкам стали «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича, вышедшие в свет уже несколькими изданиями. Его «Воспоминания» выходят за рамки традиционного мемуарного жанра. В них хотя и отражаются некоторые события его собственной жизни — детские годы, учение в университете, студенческие научные кружки, арест, Соловки, строительство Беломоро-Балтийского канала, освобождение, тяжелые голодные блокадные дни, работа в издательстве Академии наук, в Пушкинском доме, — однако ученый не ставит своей целью воспроизвести лишь события собственной жизни. Свои воспоминания ученый писал главным образом для того, «чтобы не забылись события, атмосфера прежних лет, чтобы остался след от людей, которых, может быть, никто больше никогда не вспомнит, о которых врут документы».

Воссоздавая картины прошлого, передавая атмосферу прожитых лет, рассказывая о людях, с которыми ученому пришлось соприкоснуться, Д. С. Лихачев побуждает читателя вглядеться в лицо эпохи, задуматься над ее закономерностями, извлечь уроки из прошлого. «Воспоминания открывают нам окно в прошлое, — пишет академик Д.С. Лихачев. — Они не только сообщают нам сведения о прошлом, но дают нам и точки зрения современников событий, живое ощущение современников».

В данной юбилейной статье хочется привести некоторые высказывания, сделанные великим ученым в последние годы его жизни. Эти слова сказаны Дмитрием Сергеевичем уже после выхода в свет его книги «Воспоминания».

Выступая на дискуссии «Судьба российской интеллигенции» 23 мая 1996 года, Д. С. Лихачев говорил о совести как о гаранте человеческой свободы. «Интеллектуальная свобода в известной мере всегда явление морального порядка. А мораль — единственная власть, сила которой не только не лишает человека свободы, но и гарантирует ее. Я очень прошу задуматься над этим, это очень важно. Совесть принуждает, но принуждение совести является гарантией его (человека) полной свободы, потому что совесть принуждает изнутри, все остальные принуждения приходят извне: партийные, классовые, какие угодно другие». Подчиниться же совести, считал Д. С. Лихачев, человек может только будучи абсолютно свободным.

На международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России», проходившей в Санкт-Петербурге 22 — 23 мая 1997 года, Д. С. Лихачев сказал: «Наша страна живет сегодня без какой-либо осознанной перспективы своего развития — особенно в области культуры. Между тем Россия — великая страна. Великая не своими территориями, не военной славой, даже не промышленностью и сырьевыми запасами, а прежде всего своей тысячелетней культурой, давшей миру бессмертные произведения литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства».

На дискуссии «Россия во мгле: оптимизм или отчаяние», проходившей в Санкт-Петербурге в октябре 1998 года, он говорил: «От нас зависит, станем мы проводниками добра или не станем». «Нас ждет то, что мы сделаем сами». «К сожалению, нас постоянно и повсюду приучают к тому, что мы не вольны управлять ни собой, ни нашим обществом. Может быть, именно в этом причина роста преступности в нашей стране. Возьмите хотя бы следующее: в газетах часто печатают астрологические предсказания, это ужасная вещь. Человек, выходя из дому, смотрит в астрологический прогноз и решает, будет ли он сегодня что-либо делать или не будет, а отложит до завтра или до послезавтра. Так же нельзя, это лишает человека свободы воли». «Почему лишение воли так страшно? Потому что свобода — это основа творчества, именно свобода».

Скончался академик Д. С. Лихачев 30 сентября 1999 года. А месяцев за пять до этого — 24 апреля 1999 года, в День школьного библиотекаря, он, выступая после писателя Д. А. Гранина, сказал следующие слова: «Мне очень приятно слышать все, о чем говорил Даниил Александрович по поводу влиянии книг на наш язык. Я бы еще хотел дополнить. Очень важны были народные пословицы, шутки, которые входили в обиход данной школы и данной семьи. Семейный язык, семейные шутки крепили нравственность семьи, обогащали общение. Пушкин создал язык русской культуры. Именно он должен быть у всех нас, а не обычное сейчас для школьников и многих других сквернословие. И еще я бы хотел упомянуть Псалтырь — великий источник образов».

Когда Дмитрия Сергеевича однажды спросили, что он считает главной задачей своей жизни, то он сказал: «Возрождение интереса к семи векам древнерусской литературы». Над выполнением этой великой задачи он трудился в науке более семидесяти лет. После тщательных исследований Дмитрия Сергеевича история древнерусской литературы предстает не как набор памятников истории и литературы, а как могучее древо, возрастание которого отражает культурно-исторический путь множества поколений наших предков.

Научное и литературное наследие Д. С. Лихачева велико. Большинство его трудов было опубликовано при его жизни. Но есть книги и сборники его статей, которые вышли в свет после его кончины.

Одной из таких является книга «Русская культура», в которую вошло 26 статей академика Д. С. Лихачева и интервью с ним от 12 февраля 1999 года о творчестве А. С. Пушкина. Большинство статей и иллюстраций этой книги отражает православную культуру России: это русские иконы, соборы, храмы, монастыри. По словам издателей, помещенные в этой книге работы Д. С. Лихачева раскрывают «природу национальной самобытности России, проявляющейся в канонах исконно русской эстетики, в православной религиозной практике».

Эта книга призвана помочь «каждому читателю обрести сознание причастности к великой русской культуре и ответственности за нее». «Книга Д. С. Лихачева «Русская культура», по мнению ее издателей, является итогом подвижнического пути ученого, отдавшего жизнь исследованию России». «Это прощальный дар академика Лихачева всему народу России».

Открывается книга статьей «Культура и совесть». Эта работа занимает всего одну страницу, текст ее набран курсивом, и данную заметку академика Д. С. Лихачева можно считать пространным эпиграфом ко всей книге «Русская культура». Вот три отрывка из этой статьи:

«Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно. Нет, конечно. И не потому, что кто-то извне воздвигает ему запреты, а потому, что поступки человека часто диктуются эгоистическими побуждениями. Последние же не совместимы со свободным принятием решения».

«Страж свободы человека — его совесть. Совесть освобождает человека от корыстных побуждений. Корысть и эгоизм внешни по отношению к человеку. Совесть и бескорыстие внутри человеческого духа. Поэтому поступок, совершенный по совести, — свободный поступок».

«Среда действия совести не только бытовая, узкочеловеческая, но и среда научных исследований, художественного творчества, область веры, взаимоотношения человека с природой и культурным наследием. Культура и совесть необходимы друг другу. Культура расширяет и обогащает «пространство совести»».

Следующая статья рассматриваемой книги называется «Культура как целостная среда». Начинается она словами: «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа и нации».

«Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

«Культура — это святыни народа, святыни нации».

Труды академика Д. С. Лихачева — то есть его духовное наследие — это подлинное выражение его любви к России, к родной литературе и культуре, к своему народу. А любовь к его творчеству не позволяет говорить об опасности «сделать из него идола-истукана». Идолов-истуканов делают современные фабрики звезд и шоу-бизнес. А Д. С. Лихачев остается для нас добрым и неназойливым учителем правильной жизни.

100-летний юбилей академика Д. С. Лихачева в целом по стране прошел более чем скромно. Это и не удивительно. Его общественный и личный идеал — это святость, запечатленная в древнерусской литературе, в православной культуре России. Сейчас в мире культивируются другие идеи и идеалы. Поэтому творчество академика Д. С. Лихачева востребовано там, где есть озабоченность духовным возрождением, возрождением забытых отечественных традиций.

Отрадно то, что школа обратилась лицом к наследию этого ученого, мыслителя, патриота. «Уроки Д. С. Лихачева» прошли во многих школах Новосибирска и Новосибирской области. Так же называлась замечательная научно-педагогическая конференция, которая по инициативе архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона проводилась 29 сентября во Дворце культуры железнодорожников. Совместными усилиями Новосибирской епархии Русской православной церкви, департамента образования Новосибирской области, НИПКиПРО и НГПУ были изданы учебно-методические материалы для образовательных учреждений, основанные на творчестве Д. С. Лихачева.

Когда по Новосибирской области проходил поезд «За духовное возрождение России», по районам также проводились педагогические конференции, посвященные 100-летию Д. С. Лихачева. Благодаря этим конференциям и урокам тысячи учителей и учащихся смогли соприкоснуться с добрым и прекрасным.

А в канун 100-летия со дня рождения академика Д. С. Лихачева, вечером 27 ноября, в большом зале Новосибирской филармонии прошел праздничный концерт, посвященный великому ученому. В нашем городе в Калининском районе есть публичная библиотека имени Дмитрия Сергеевича Лихачева, и 29 ноября там прошла научно-практическая конференция по его творчеству, она была посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и собрала представителей церкви, органов управления образования, городских библиотек, школ, вузов. Забота о духовном воспитании ведется и в колонии для несовершеннолетних. Там, например, в столовой развешаны плакаты с цитатами из произведений Лихачева.

Город Новосибирск и Новосибирская область достойно отметили юбилей нашего великого современника. Год Лихачева в нашем регионе не прошел незаметно, и этот год продолжается.

Если внимательно прочитать труды академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, то можно сказать, что он — человек несовременный. Но если мы будем вслушиваться в его нравственные заветы, то он окажется весьма своевременным учителем и наставником как для взрослых, так и для молодежи.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: