Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Хорошие знаки открытости

18.12.2006
Марианна Данилова
Министр регионального развития Российской Федерации Владимир Яковлев в Сибири никогда не был, но, по его собственным словам, мечтал попасть в наш край с детства. Еще тогда в его голове запечатлелось — то ли из чьих-то рассказов, то ли из прочитанного, — что жители этих достаточно суровых в климатическом отношении территорий за свое скоротечное лето умудряются выращивать огромные красные помидоры.


Пока побывать у нас и увидеть сибирские «чудеса» собственными глазами не довелось, поэтому Владимир Анатольевич был вдвойне рад визиту делегации новосибирских журналистов в столицу. Эта и многие другие интересные встречи были организованы при живейшем содействии Представительства Новосибирской области в Москве. И, конечно, беседа не смогла удержаться в строго ограниченных 30-минутных рамках.

Свое министерство Владимир Яковлев характеризует как ведомство, которое всегда есть за что критиковать, но и которое ставит перед властью страны самые непростые вопросы.

13 сентября 2004 года Президент России подписал указ о создании Министерства регионального развития РФ, призванного больше внимания уделять вопросам «с привязкой» — к проблемам каждого из российских регионов. До этого времени конкретике во взаимоотношениях между федеральными и региональными органами государственной власти было отведено гораздо более скромное место.

Минрегион стал отправной точкой для решения проблем местного самоуправления, в нем сосредоточилось решение вопросов национальной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в субъектах РФ. В настоящее время министерство активно занимается разработкой стратегии социально-экономического развития каждой из российских территорий в увязке с интересами и возможностями их соседей. Поэтому сегодня в Минрегионе заслушиваются стратегические планы развития территорий, и документы 53 субъектов РФ уже рассмотрены. Особенно в связи с этим живой интерес журналистов вызвала судьба стратегии развития Сибири, и в первую очередь министра попросили рассказать об этом.

— Стратегия развития Сибири носит очень важный социально-экономический характер. Ни для кого не секрет, что территории Западной, Восточной Сибири, Дальнего Востока сегодня пустеют. В то же время основные природные запасы, многие возможности для подъема экономики страны находятся там, поэтому мы предложили концепцию развития Сибири министерствам финансов и экономики, но, к сожалению, пока поддержки от них не получили. Зато заручились поддержкой Президента РФ. Мы считаем, что в стратегии прописан правильный путь, и от ее принятия отступаться не намерены, — заверил Владимир Анатольевич. — Также готовятся стратегии развития Дальнего Востока, предгорий Урала, где при наличии полной таблицы Менделеева по полезным ископаемым до сих пор отсутствуют развитые инженерные коммуникации и транспортные возможности. Сегодня как в Новосибирской области, Красноярском крае, так и во многих других регионах сталкиваемся с одной и той же проблемой: как только стартуют крупные проекты, сразу ощущается нехватка рабочей силы, менеджеров среднего звена. Специалистов высокого уровня и вовсе приходится везти из-за границы или из центральных территорий страны, что тоже не очень хорошо. В этом направлении, думаю, у стратегии развития Сибири большие возможности, поскольку у вас есть академический центр, хорошие вузы, сохранившийся потенциал рабочей силы, инженерной прослойки.

— Как вы оцениваете развитие местного самоуправления в Новосибирской области, одной из первых в стране приступившей к реализации знакового 131 Федерального закона? Насколько, на ваш взгляд, удачен наш опыт?

— С разрушением Советского Союза начались переход к демократическим преобразованиям, движение к рыночным отношениям. Для облегчения этих процессов необходимо было менять всю структуру власти, чтобы приблизить ее к народу — с этими целями и появился 131-й закон. Он был очень сложным, так как принимался без учета многих условий, правил, нормативов, возможностей политической ситуации. Во многом из-за инертности на местах закон сразу в силу не вступил, и со временем в него была внесена масса изменений. Первое, что было срочно сделано, — «нарезка» территорий: из 11 тысяч в стране было создано 24 тысячи 210 муниципальных образований, во всех в 1995 году прошли выборы и были зарегистрированы уставы. При этом добавилось порядка 13 тысяч сельских муниципальных образований без промышленности, бюджета, налогооблагаемой базы.

Поначалу очень тяготило опасение, что сразу увеличится количество депутатов разных уровней, муниципальных служащих, но этот сектор, к счастью, удалось удержать на нормальном уровне. Сразу встал вопрос с подготовкой кадров — специалистов в области бухгалтерии, недвижимости, регистрационной службы не хватало в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, а о небольших муниципалитетах и говорить не приходилось. Сейчас эта работа организована, но все это нужно было делать еще до принятия закона. Однако и после того, как была проделана эта огромная работа, мы не преуспели в главном — разделении полномочий и обеспечении их соответствующими средствами. У нас из 88-ми субъектов лишь 12 — так называемые доноры и приравненные к ним, а основная масса — реципиенты или депрессивные территории. Когда создаются муниципальные образования, пропорция примерно такая же. Денег от «нарезки» муниципальных образований не прибавилось, поэтому до сих пор остается еще много вопросов. Во многих муниципалитетах бюджетов хватает в лучшем случае на содержание самих себя — и ни на дороги, ни на коммуникации денег не набирается. Для решения этих проблем есть верхние органы власти — районы, субъекты, которые обязаны выделять средства на выполнение полномочий муниципальных образований. Чтобы решить все эти вопросы и создать полноценную систему местного самоуправления, требуется время.

Новосибирская область и Ставропольский край приближались к муниципальной реформе с определенным лимитом времени, поэтому они стали хорошим примером для многих регионов и во многом идут впереди.

— Как министерство видит развитие отношений с муниципалитетами в связи с тем, что мэров предлагается не избирать, а назначать? Как в этой ситуации можно решать вопросы с недоремонтом в ходе реализации жилищно-коммунальной реформы, потому что на многих мэров, в частности новосибирского, эта проблема легла тяжелейшей ношей?

— Что касается выборности, если мэров будут назначать, то мы вернемся к тому, что уже было, поэтому глав муниципалитетов должен избирать народ. По теме недоремонта. Жилищно-коммунальное хозяйство составляет 26 процентов основных фондов страны, 20 процентов потребления энергетики, и не уделять этой сфере должного внимания просто нельзя. Сегодня основные фонды ЖКХ разрушены на 60 — 70 процентов, ветхий жилой фонд составляет 93 миллиона квадратных метров. Невозможно такой большой объем работ, в том числе недоремонта, переложить с государства на население — несмотря на то, что 77 процентов квартир на данный период приватизировано, в нем должно участвовать государство. А у нас в Жилищном кодексе четко прописано: если ты собственник, то все решаешь сам. Готовя этот документ, законодатели должны были подумать, что муниципалитеты и население не виноваты в многолетнем централизованном невыделении средств на капремонт.

Если мы создаем добропорядочного собственника, которым может быть только сам житель, наряду с теми проблемами, которые мы на него «перевешиваем», мы должны ему помочь в создании эффективной системы собственников и управленцев. Причем идти по пути создания нужно не методом коллективизации и администрирования, а методом понимания ситуации и нормального человеческого подхода. Люди должны понять, что при новой системе ЖКХ исключается участие посредников. Сегодня жители не уверены, что новая система будет эффективной: с капитальным ремонтом его обманули, управленческие конторы — структуры пока малопонятные. В итоге по стране пока создано лишь около 5 процентов ТСЖ, в основном в новых домах, и практика показывает, что содержание дома для них обходится дешевле. Думаю, нужно показывать эти примеры людям в качестве хорошей агитации.

Нужно что-то делать с накопившимися 375-ю миллиардами долговых рублей коммунальной системы, в том числе 70-ю миллиардами рублей — долгов жителей перед энергетиками, газовиками. Жилищно-коммунальные предприятия накопили эти долги, значит, такая система работы себя не оправдывает. Если мы создаем эффективную систему собственников, значит, нужно создавать и эффективную систему подрядчиков, которые будут оказывать услуги. И без рынка здесь не обойтись — в этом секторе может работать малый бизнес, а большие предприятия с большими долгами должны уйти в прошлое.

— Вы поддерживаете отсрочку введения выбора управляющих компаний?

— Нет, не нужно оттягивать с его реализацией, как со 131-м законом, нужно действовать, как Новосибирская область, взявшаяся за дело раньше. В противном случае возникнут проблемы с выполнением обязательств.

Как видите, во многом разговор с министром регионального развития строился на «главных» для нас темах: ЖКХ, место Сибири на социально-экономической карте России. Не на все вопросы, касающиеся нашего региона, пока находятся однозначные ответы. Но будем надеяться на действительно хорошие знаки: возможность встречи представителей отдельно взятой российской территории с руководителями высшего уровня по крайней мере говорит о том, что любые проблемы можно ставить открыто и напрямую.
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Площадь Калинина, площадь Лунинцев и перекресток рядом с «Березовой рощей» у начала проспекта Дзержинского. В мэрии назвали три места для размещения стелы в честь присвоения Новосибирску почетного звания «Город трудовой доблести».
Стихия обрушилась на Барабинск примерно в 8 вечера 6 августа. Несмотря на короткую продолжительность урагана, он успел натворить немало бед, рассказывают жители Новосибирской области в соцсетях.
Жестокие разборки случились в СНТ «Лилия» в Первомайском районе Новосибирска. Там глубокой ночью вспыхнула дача заместителя председателя товарищества. Несчастный случай полиция исключила сразу: едва перепуганная Татьяна Светцова выбралась из горящего дома, как по ней открыли огонь из пистолета.
Жители коттеджного поселка Березки на протяжении нескольких месяцев воевали с застройщиком. Люди приобрели дома, жить в которых невозможно. Зимой в помещениях промерзают стены, а эксперты утверждают, что такие строения угрожают жизни людей. На мировую с покупателями застройщик не пошел, теперь пытается вывести активы из организации.
06.08.2020 Жилье. ДОМ
ГК «Расцветай» отрыла продажи квартир первой очереди в одном из масштабных и амбициозных проектов – ЖК «Расцветай на Красном». Жилой комплекс от известного новосибирского застройщика практически не имеет аналогов по своей площади в центральной локации Новосибирска.
Аналитики Яндекс.Путешествий выяснили, где новосибирцы планируют отдыхать в августе. Наряду с морскими курортами России и алтайской здравницей Белокурихой в Топ-5 попал Бердск: город-спутник мегаполиса в рейтинге лучших мест для отдыха жителей Новосибирска разместился между Анапой и Ялтой.

x^