Новосибирск 3.2 °C

Мы идем своим путем. Пока «вне закона»

20.12.2006 00:00:00



Эта мысль стала лейтмотивом международного «круглого стола» «Проблемы реформирования местного самоуправления на уровне субъектов Федерации», прошедшего недавно в Новосибирском областном Совете депутатов.

Для обсуждения собрались как российские, так и зарубежные парламентарии, представители исполнительной власти. Российские реформаторы позиционировали мероприятие как первое международное собрание по проблемам МСУ. Здесь специалисты делились опытом, рассказывали о своем видении преобразований. По словам одного из организаторов мероприятия — руководителя проектов Института права и публичной политики Юлии Юркевич, основная идея «круглых столов» — создание площадки для общения и налаживания контактов между парламентариями федерального, регионального и международного уровней, а также усиление и улучшение управления законодательных органов.

Примечательно, что актуальную сегодня для российской государственности тему местного самоуправления инициировали для обсуждения сами новосибирцы. Дело в том, что подобные «круглые столы» на разные темы в рамках трехлетнего проекта «Федерализм и региональные законодательные собрания» проводятся в пяти регионах нашей страны. Это Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Новосибирская, Свердловская области. Каждый из регионов-участников выбирает тему обсуждения самостоятельно, исходя из собственного потенциала и потребностей в обмене опытом. Новосибирцы не упустили возможность поделиться своим опытом и больше узнать о ходе реформирования МСУ — сферы, в которой наш регион является одним из российских лидеров, — в других субъектах РФ и зарубежных странах.

В начале встречи от имени Новосибирского облсовета депутатов его председатель Алексей Беспаликов выразил благодарность организаторам «круглого стола» за интерес к Новосибирской области, опыту и практике деятельности областных органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«Принятие этого закона ознаменовало собой начало нового этапа реформирования системы местного самоуправления, местных финансов и внутрирегиональных межбюджетных отношений в Российской Федерации», — отметил Алексей Акимович.

Как выяснилось в ходе разговора, учиться организации действенной системы местного самоуправления российским регионам предстоит еще долго — ведь пока, по словам ведущего «круглого стола» — вице-губернатора Новгородской области Владимира Подопригоры, практически вся Россия еще живет вне закона о местном самоуправлении. С его реализацией на территории нашей страны не торопились — принятый еще в середине 90-х годов прошлого века, он несколько раз откладывался в долгий ящик, и в полном объеме вступить в действие на территории России закон должен только с 2007 года.

«Несмотря на то, что закон принят уже давно, поправки к нему поступают и обрабатываются в Госдуме РФ до сих пор. Это свидетельствует о том, что многообразие экономических, культурных укладов на российских территориях изначально в документе учтено не было, и корректировать его заставляет сама жизнь. Поэтому пока сложно сказать, вступит ли закон о местном самоуправлении в действие в ближайшее время или будет совершенствоваться до той поры, пока не ответит на все вопросы населения на всех территориях России», — сделал не очень оптимистический прогноз Владимир Подопригора.

То, что реформирование МСУ начиналось и проходило в Новосибирской области по инициативе региональной власти и с учетом местных обстоятельств, конечно, сыграло на пользу, и наш эксперимент специалисты оценивают как в большой степени удачный. Однако во многом портят картину финансовые проблемы — возложенные на муниципальные образования области полномочия, не подкрепленные материально, оборачиваются для многих, особенно сельских муниципалитетов, не имеющих соответствующей налоговой базы, тяжким бременем. В этом вопросе весьма обнадежил позитивным примером новгородский вице-губернатор, заявивший об отсутствии подобных проблем в его регионе.

«Закон о местном самоуправлении, принятый в Новгородской области достаточно давно, предусматривал взаимоотношения, построенные на паритетных началах. Если инициатива о проведении каких-либо мероприятий, имеющих значение для местного населения, идет от областной власти, то в этом случае финансовое бремя на исполнение этого решения ложится на региональные органы государственной власти. Если инициатива идет от органов местной власти, то они решают вопросы финансового обеспечения из своего бюджета. Эти взаимоотношения всегда увязаны между собой, и нет никаких проблем, основанных на том, что при получении задачи сверху органы местного самоуправления не получили средств под ее реализацию — такого, к счастью, в Новгородской области нет», — особо подчеркнул Владимир Подопригора. Однако конкретных механизмов создания такой практически идиллической для муниципалитетов и системы МСУ в целом картины представлено не было.

В подтверждение международной значимости «круглого стола» один из зарубежных гостей — профессор политологии из Университета Эмори (США) господин Томас Ремингтон отметил, что проблемы МСУ — общие и для Америки, и для Европы, и для России. К примеру, наш Новосибирск и американскую Атланту, по словам профессора, значительно сближают проблемы реализации существующего интеллектуального потенциала: оба эти города являются мощными научными центрами своих стран. Однако в преодолении преград на пути к эффективному местному самоуправлению в этом и многих других вопросах наши страны солидарными быть не могут, исходя из исторических предпосылок. Отлично говорящий по-русски, господин Ремингтон очень дипломатично выразил свою позицию в этом вопросе, но суть ее сводится к тому, что России, по его мнению, не хватает плюрализма.

«В Америке более-менее закреплена двухпартийная система, американские парламентарии привыкли к тому, что всегда есть две стороны: оппозиция даже взяла верх при выборах в конгресс. В Западной Европе также действует многопартийная система. В России же до сих пор идет поиск приемлемой формы для партийной системы, которая могла бы воплотиться именно в парламентской власти. Парламент без партийной конкуренции является, скорее, инструментом для кого-то — скорее всего, для исполнительной власти. Так что пока главное отличие между Америкой и Россией — неустойчивость партийной системы», — сказал Томас Ремингтон.

Представитель новосибирских парламентариев — заместитель председателя регионального Совета депутатов Владимир Карпов объясняет основные причины для беспокойства и возможного стопора эффективной реформы МСУ другими факторами.

«Претерпевший в ходе многолетних доработок большие изменения, 131-й закон 2003 года имеет особенность, которая лично меня беспокоит: за 70 лет советской власти и последующее время реформ, как впрочем и во времена царской России, государственная власть у нас никогда с местного уровня не уходила — это глубочайшая традиция. Поэтому и вызывает озабоченность то, что юридически на районном уровне, на уровне городов областного значения государственной власти сегодня нет, — комментирует Владимир Карпов. — В Америке, как отмечает господин Ремингтон, штаты решают все. Они шли к этой модели гораздо дольше нас, и она давалась им непросто и не из каких-то теоретических соображений. С учетом того, что законодательная власть нашего региона к тому же — орган определенной политической воли, у нас есть два пути: искать варианты решения возникающих на сегодня проблем в рамках реализации ФЗ-131 2003 года или — вместе с другими сибирскими регионами — выступать с законодательными инициативами. В Новосибирском облсовете они давно наработаны».

Таким образом, согласно существующей сегодня в России модели, по убеждению новосибирского парламентария, на уровне районов области должны сосуществовать и государственная, и представительная власть. При этом государственная власть не должна быть «менее народной», чем муниципальная. Какой путь лучше — обратный процесс огосударствления местной власти или окончательное разделение полномочий (в первую очередь финансовых) разных уровней власти, — может показать, наверное, только реальная практика. Пока же новосибирским муниципалитетам приходится работать в рамках существующей модели — вне зависимости от возможностей, демонстрируемых моделью местного самоуправления других стран и даже других российских регионов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: