Новосибирск 6.8 °C

Неденежные истины сельскохозяйственников

25.12.2006 00:00:00



На общей окружной территории сосредоточено 20 процентов российской пашни — это достаточно высокая доля в расчете на одного человека, особенно в сравнении с другими регионами и округами. Сельским хозяйством в округе занимаются 3779 организаций — бывших колхозов и совхозов, почти 30 тысяч крестьянских фермерских хозяйств. Доля сельскохозяйственной продукции Сибирского округа в общероссийском объеме составляет почти 15 процентов, и Новосибирская область — одна из важнейших аграрных территорий СФО. По оценке федеральной власти, есть и резервы — наш потенциал, уверен Алексей Васильевич, не до конца использован. По имеющимся расчетам Сибирь могла бы производить дополнительно порядка 5 миллионов тонн зерна.

Свою встречу с новосибирскими журналистами, организованную представительством Новосибирской области в Москве, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев начал с уверенной оценки жизнедеятельности и сельскохозяйственной сферы нашего региона. Алексей Васильевич произвел впечатление одного из самых подкованных московских руководителей в знании даже самых «узких мест» отрасли на конкретных территориях.

— Алексей Васильевич, закон о государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей федерального уровня разрабатывается сегодня и носит в большой степени рамочный характер. Как вы оцениваете перспективы развития этого документа? В Новосибирской области такой закон принят, и, несмотря на возможные несовершенства, он все же регламентирует конкретные суммы средств — уже в бюджете 2007 года прописано выделение 1 миллиона 300 тысяч рублей на поддержку сельскохозяйственников. В каком свете видится наш опыт в Москве?

— В последние годы поддержка сельского хозяйства регионов со стороны федерального центра идет вразрез с изданными по результатам административной реформы законами. Была попытка «бросить» в субъекты РФ основные полномочия по отрасли, и это даже было законодательно закреплено. Наше федеральное министерство категорически не соглашалось с таким развитием событий, и старт национального проекта поставил точку в этом споре. В 2006 году бюджет поддержки уже почти в два раза больше, чем в прошлом, но мы понимаем, что все равно решаются далеко не все проблемы на селе.

Проект закона о господдержке находится сегодня в Госдуме РФ, первое чтение состоялось, и несколько раз была попытка поставить закон на второе чтение, но процесс приостановил как раз спор о том, нужен ли такой рамочный документ без прописанных в нем конкретных цифр.

Как бы то ни было, этим документом определяется много важных норм, к примеру, понятие сельхозпроизводителя, которое до сих пор исчерпывающе определено не было. Также впервые вводится обязанность правительства представлять национальный доклад о состоянии сельского хозяйства на определенный период времени. Этот публичный документ будет оглашаться перед Федеральным собранием и всем российским обществом. Кроме того, закон поднимает статус отраслевых ассоциаций и союзов — это будут консолидированные организации, представляющие интересы конкретных отраслей.

Чтобы избежать пустых идеологических дебатов, наше министерство придерживается концепции о закреплении в законе целого ряда важнейших норм и одновременном принятии пятилетней госпрограммы развития сельского хозяйства с определенными параметрами финансирования. Выполнение этих документов будет рассматриваться по годовым показателям. В результате национальный проект превращается в государственную программу по всем направлениям отрасли. Мы считаем, что в тексте закона нужно прописать специальную статью, определяющую цель госпрограммы, — выравнивание доходов сельского хозяйства по отношению к другим отраслям экономики. Важно, чтобы программу утверждала Государственная дума РФ и здесь была политическая ответственность не только правительства, но и Федерального собрания.

Знаю, что ряд сибирских регионов — Алтайский край, Новосибирская область — уже принял свои региональные законы. Молодцы, это еще раз подтверждает мысль о том, что федеральное правительство должно опираться на опыт регионов.

— В реализации нацпроекта очень важна грамотная кадровая политика. В этом смысле — какова дальнейшая судьба учхозов и государственной поддержки для них?

— В Новосибирской области находится один из лучших российских учхозов, и это только подтверждает очень пеструю картину по стране: есть учхозы с устаревшими техникой и технологиями, низкой продуктивностью, и есть такие передовые хозяйства. Думаю, нужно выходить на понимание, каким должен быть масштаб учхоза, в зависимости от этого он может работать в привязке к профильному вузу. Обязательно нужно поднимать вопрос о поставке в учхозы новых технологий, чтобы ребята, обучаясь, понимали свое будущее не просто в обслуживании отдельных участков отрасли, но и принимали сельское хозяйство как новую экономику.

В стране работает 59 сельскохозяйственных вузов, многие из которых отлично справляются с задачей подготовки специалистов, но не в силах решить проблему закрепляемости кадров на селе — сегодня по стране она немногим превышает 30 процентов. То есть пока по большому счету кадры готовятся только для города, и основная причина — неудовлетворительный для требовательной и высокообразованной молодежи общий уровень жизни в деревне. Первое дело тут — жилищное обеспечение специалистов, механизмы которого сегодня ищутся. По системе ипотечного кредитования, как предлагало Министерство экономического развития, мы не пошли — это во многом лишь идеальная картинка: молодой человек едет в деревню и берет большой заем на строительство. Сегодня очень мало действительно эффективных механизмов для создания нормальных условий жизни на селе. Необходимо переходить к комплексной программе устойчивого развития сельских территорий — инфраструктуры, социальных вопросов, доходов. Тем более сегодня появились сельские муниципальные образования — как некие объекты, которыми можно управлять и прогнозировать их развитие. Настоящее требует других масштабов и понимания того, что чисто рыночные механизмы не смогут обеспечить развитие регионов, и прежде всего Сибири и Дальнего Востока.

Так широко я развил тему кадрового голода на селе, потому что мы не строим иллюзий о решении этой проблемы малыми затратами. Времена Павки Коргчагина прошли — молодежь не заманишь туда, где нет асфальтированных дорог, нормальных коммуникаций. Если рассматривать сельские территории, с точки зрения определенного уклада жизни, при нормальных условиях можно отметить их гораздо большую привлекательность, чем есть в России сейчас.

Чтобы планировать создание поселений ХХI века в нашей стране, нужно оценить потенциал каждого конкретного района — что эта территория может и должна нести обществу. Ведь сельское хозяйство выполняет большое количество задач, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте, к примеру, обеспечение административного политического контроля на территории, природоохрана, сбережение культурных традиций. Мы должны по каждому сельскому району сделать «ревизию» и создать поселения, как некие социально-производственные центры.

— Как вы оцениваете перспективы российского животноводства?

— Бурно развивается птицеводство — в этом году наблюдается 15-процентный рост в этой отрасли. А прошлый год мы называли годом свиньи, так как произошел перелом в свиноводстве, увеличилось общее поголовье и пошли вверх показатели производительности. Планируется через модернизацию, ресурсосберегающие технологии выйти на высокую продуктивность и низкую себестоимость, производительность труда на уровне европейских стандартов, чтобы мы стали вполне конкурентоспособными в сфере животноводства на мировом рынке.

Единственное, в чем мы, думаю, не сможем переломить ситуацию, — это производство говядины, мясное скотоводство. Здесь циклы от 5 до 7 лет, и, конечно, двухлетний горизонт планирования, каковым является нацпроект, не оставляет иллюзий. Но за счет свинины и мяса птицы показатели мы выполним.

Проблемным направлением остается производство молока и ценообразование на него. Если переработчик покупает у производителя молоко по 7,5 рубля, то на прилавке мы видим совсем другие цены, от которых только треть-четверть достается сельскохозяйственникам. Я бы сказал, что это происходит на фоне невнятной торговой политики. Мы до сих пор не можем дать отпор субсидированию продукции западных стран, прекратить контрабанду со стороны ряда зарубежных стран. Китай при помощи наших недобросовестных импортеров завозит в Россию до 200 тысяч тонн свинины в год — это могло бы быть результатом работы примерно 40 успешных отечественных свинокомплексов. В условиях нерегулируемого продовольственного рынка, осложняемых условиями вступления во Всемирную торговую организацию, очень сложно бороться за собственное производство.

В целом некоторые выводы разговора с министром содержали мысли простые и понятные: сельскому хозяйству нужны не только, а, пожалуй, и не столько деньги. Требуются новые подходы налоговой политики, специальные инструменты антимонопольной, таможенной тарифной политики. Эти комплексные задачи ставят новые требования для создания качественно иного общества.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: