Новосибирск 2.8 °C

Наш директор

26.12.2006 00:00:00



массивная дверь с табличкой «Приемная», непроходимый для «простых смертных» стол секретаря, в глубине — еще более массивная и солидная дверь, за которой Сам «сейчас занят». Не таков Виктор Григорьевич (хоть регалий за плечами и немало — заслуженный учитель РФ, отличник просвещения РФ, учитель и руководитель высшей квалификационной категории), отмечающий в эти дни свое шестидесятилетие.

Поднявшись с лестницы на второй этаж гимназии, прямо напротив учительской вы увидите чуть приоткрытую обычную, ничем не отличающуюся от классов, в которых идут уроки, дверь с лаконичной надписью «директор». Открыв ее, от неожиданности проваливаешься в небольшой кабинет, где тут же за столом сидит Виктор Григорьевич. С непривычки дергаешь плечами и невольно оглядываешься: где же? Где же привычная приемная с секретарем и неизменным докладом «Сейчас скажу, что вы пришли»?

За этой тонкой, приоткрытой створкой шумит школа, в равномерном гуле которой директор Косьяненко улавливает малейшие изменения. Как школе нужна эта приоткрытая дверь, так и ему она необходима ничуть не меньше. Это не выбранный и тщательно продуманный «стиль руководства», это образ жизни директора. Ведь он — часть огромного коллектива, состоящего из педагогов и учеников.

— Я считаю, что директор обязан, просто обязан прежде всего уметь, выслушав мнение коллег, специалистов, определить перспективу и определять все время перспективу работы, в моем случае — перспективу работы школы. И одно из самых главных — не мешать людям работать! А стараться помогать. Как у нас в школе говорят: «развесить колокольчики», чтобы каждый знал свой маневр. А дальше, по мере возможности, каждому помогать идти общей дорогой для решения перспективной задачи.

Виктор Григорьевич снимает очки, задумчиво крутит их в руке, а голубая живая вселенная его глаз, по-мужски отдающая стальным отливом, словно растекается по всему кабинету и всей школе, вглядываясь в нее, в ее душу.

— Самое главное — любить детей и любить учителей. Такими, какие они есть. Ведь на самом деле они все талантливые: и дети, и учителя. Конечно, если говорить об учителях, в характере каждого есть свои особенности, но они достойны самого высокого уважения, потому что они — подвижники.

Играющий тренер
Восемьдесят восьмой год — закат советской эпохи, когда многие из нас наяву видели, как человек, пятнадцать лет «просидевший на легкой промышленности», направлялся заведовать, например, культурой. Директор Косьяненко как настоящий тренер пришел в школу... из школы.

В восемнадцать лет закончил 67-ю школу в Кировском районе. За компанию (привычная для многих ошибка молодости) поступил в мединститут, но через три месяца бросил его. Имея за плечами музыкальное образование, пошел работать в 86-ю школу преподавателем музыки и пения — уже тогда образование стало родной гаванью, в которой упорный козерог Виктор решил дождаться зрелого решения и два-три года никуда не поступал.

Когда призвание в душе выкристаллизовалось (многие ли из нас могут похвастаться такой выдержкой для буйного двадцатилетнего возраста?), поехал в Иркутск и поступил в институт иностранных языков, который за три года закончил.

Теперь он был дипломированным учителем немецкого языка, пришедшим в профессию не случайно, а выносившим этот выбор под сердцем. Тот, далекий, тридцатишестилетней давности, выбор питает силами до сих пор.

— Когда работаешь с азартом, когда любишь эту работу — никакой тяжести не ощущаешь. Даже сейчас вроде бы: возраст, то да се. Ну бывает просто утомляемость, когда человек просто устает физически, но вот этого азарта не поубавилось. И я считаю, что самое главное — любить работу. И это не только мое мнение, это удел многих, тех, кто пришел на свою работу по желанию, по зову сердца, души. И если этот азарт есть, то этих трудностей просто не ощущаешь, не боишься и не замечаешь.

Период партийной работы, так или иначе все равно связанной с образованием, по признанию самого юбиляра, дал очень много навыков общения с людьми. К тому же все эти годы он твердо знал, что вернется в школьные стены. Даже когда в восемьдесят пятом на три года уезжал в Узбекистан, семью с собой не брал — знал, что вернется как в Новосибирск, так и в учительствование.

А с 1988 пришел в тогдашнюю 42-ю школу новый директор — Виктор Григорьевич Косьяненко, который до сих пор не только руководит, но и остается «играющим тренером» — преподает немецкий язык.

Открывать Америку — каждый день!
Достижения гимназии №1, ее успехи за последние 10 — 20 лет — тема для отдельного разговора. Скажу только, что это лишь кажется, что здание школы неподвижно стоит на Красном проспекте. Оно, словно огромный корабль, каждое утро отправляется в далекое плавание. Давным-давно, во времена странствий к Новому свету, первооткрыватели очень многое знали о таинственных далеких землях от случайных торговцев и путешественников: вплоть до приблизительных очертаний неизвестного континента.

Так и корабль гимназии хорошо знает, куда и к чему он движется. Ведь вновь появившийся капитан отличался не только командирскими талантами. Вслушиваясь в советы команды, он подхватил накопленный опыт, понимая, насколько он пригодится в плавании.

— 42-я всегда была традиционно сильна знаниями детей, сильна культом учебы. И тут ничего не надо было выдумывать. Важно было подхватить эти нити традиций. Директор, руководитель должен вот это ratio, это зерно увидеть. Когда увидел его, сделай все, чтобы оно прорастало. И я со своей стороны постарался, чтобы культ знаний, учебы продолжался, развивался.

Людмила Распопина, заместитель директора:

— Это по-настоящему талантливый руководитель, не говоря уже о том, что высокопрофессиональный, видящий перспективу развития образовательного учреждения, делающий все для того, чтобы коллектив добился той цели, которую наметил. Это необыкновенно душевный человек, вникающий в проблемы каждого человека в коллективе. Его дверь бывает закрыта только тогда, когда он на уроке. Это на самом деле значит, что к Виктору Григорьевичу может зайти любой человек со своей заботой, проблемой, радостью или печалью. С самого начала первым принципом его было: он отвечает за эту школу. Именно поэтому все новации, все эксперименты основывали на том, что было раньше. Уважение к той школе, которая была до него, в свою очередь вызывает и уважение со стороны педагогов-ветеранов, которые видели разные стили руководства. И вот это коллективное чувство, идущее вместе с его ответственностью за свое дело, — самое важное. Благодаря этому можно смело сказать, что наша гимназия переживает сейчас свой золотой век.

Во времена, когда величественные галеоны флота Ее Величества бороздили морские просторы, лучшим признанием, выражением любви всей команды для человека на капитанском мостике была пара слов «наш капитан». Который может спуститься и в машинное отделение, заглянуть на кухню и вместе с матросами отметить какое-нибудь знаменательное событие в общей кают-компании. Так и сегодня он не просто «Виктор Григорьевич», а «наш капитан», наш директор.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: