Новосибирск 1.1 °C

Сблизить позиции государства и общества

11.01.2007 00:00:00



Сегодня об итогах 2006 года и перспективах работы в 2007 году мы беседуем с Юрием ШПАКОВЫМ — руководителем одного из важнейших комитетов Новосибирского областного Совета депутатов по государственному строительству, уставному законодательству и регламенту.

— Юрий Николаевич, прошел уже год с того момента, как сформировался ваш комитет. В вашей компетенции регулирование в сфере избирательного, административного законодательства, законодательства о государственной гражданской службе, об органах правопорядка в пределах полномочий субъекта РФ. Члены комитета для такой достаточно специфичной работы, требующей специальной подготовки, набирались по какому-то особому принципу?

— В соответствии с регламентом Совета любой депутат может выразить желание состоять в том комитете, в котором он считает необходимым и возможным работать. В наш комитет записались девять депутатов, и все они, с самого начала и до настоящего момента, продолжают в нем работать. Команда подобралась квалифицированная. Объем работы очень большой, вопросы специфические, и для их решения требуется специальная подготовка.

— То есть люди целенаправленно шли на эту работу?

— Да, и я считаю, что комитету повезло с составом, потому что каждый претендовавший на место в нем чувствовал, что может проявить себя именно здесь. Если я не ошибаюсь, в нынешнем составе Совета всего четыре юриста, и все они — в нашем комитете. Оба моих заместителя — Ольга Владимировна Онищенко и Игорь Федорович Гришунин — имеют юридическое образование. Ольга Владимировна до этого работала в комитете еще в качестве советника, а Игорь Федорович имеет богатый опыт работы в силовых структурах и является кандидатом юридических наук.

— Какая, на ваш взгляд, была выполнена самая заметная работа в минувшем году?

— В первом чтении на ноябрьскую сессию комитетом был вынесен закон «Об административных правонарушениях в Новосибирской области». Мы уверены, что Новосибирск — столица Западной Сибири, а такой статус предполагает и соответствующий облик нашего города. Поэтому в данном законопроекте мы постарались уделить особое внимание мерам по наведению чистоты, порядка в Новосибирске, борьбе с недобросовестностью отдельных граждан и организаций. Предполагается усилить это путем увеличения штрафных санкций. К примеру, будет ужесточена ответственность по отношению к недобросовестным застройщикам, не восстанавливающим после возведения нового объекта элементов благоустройства и озеленения.

Также закон призван регулировать усиление ответственности за движение на дорогах со стороны предпринимателей и организаций, занимающихся пассажирскими перевозками на бездоговорной основе с мэрией Новосибирска. Сегодня нередки ситуации, когда пассажирскому транспорту — троллейбусам, автобусам — не находится места на законных остановках, потому что на определенных маршрутах количество частных перевозчиков избыточно. Наша задача — установить ответственность за осуществление пассажирских перевозок на бездоговорной основе с мэрией и таким образом отрегулировать транспортную сферу в городе. Мы предполагаем, что этот закон заставит предпринимателей подумать о том, где эффективнее для себя и общества применять собственные силы.

— Насколько мэрия Новосибирска идет навстречу сотрудничеству с вами?

— Мэрия в лице департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса выходила с этим предложением еще в прошлом созыве Совета. Но этот вопрос достаточно сложен, чтобы его можно было решить сразу: с одной стороны, нужно соблюсти букву закона, с другой — не забыть об ответственности и защите прав предпринимателей. Нужно учесть интересы города, свободу предпринимательской деятельности, потребности граждан в пассажирских перевозках, их безопасность.

— Какие еще направления работы относятся к компетенции комитета?

— Еще одно из самых больших для нас совместных с администрацией области достижений за этот год — это значительные изменения в сфере финансирования и улучшения положения дел мировой юстиции. В Новосибирской области существует 122 судебных участка и работает такое же количество судей, нагрузка на них колоссальная. В то же время условия, в которых работают мировые судьи, а значит, и в которых находятся люди, пришедшие для разрешения той или иной проблемы, не выдерживают никакой критики. В основном это маленькие, тесные помещения.

В Новосибирске подавляющее большинство помещений судов находится в ведении мэрии, и нет государственных зданий судов. Сегодня нужно выработать общую с новосибирской мэрией позицию, которая позволила бы улучшить условия труда мировых судей на государственном уровне.

Что касается улучшения условий труда судей, работающих в Новосибирской области, здесь по возможности мы находим решения. К примеру, в Колывани предоставлено более-менее подходящее помещение, но, к сожалению, во многих районах области пока таких возможностей нет. В целом то, что нам удалось добиться увеличения финансирования на работу мировой юстиции в 2007 году на 70 с лишним процентов, говорит об общем понимании проблемы депутатами и областной администрацией.

В компетенции нашего комитета — защита прав и свобод человека, и в этих вопросах судебная власть понимается практически как главный инструмент. Поэтому, пожалуй, сдвиг ситуации с изменением условий работы судей в положительную сторону — это одно из самых главных наших достижений.

— А в эмоциональном плане что особенно запомнилось?

— Иногда на сессиях бывают настолько оживленные и эмоционально насыщенные обсуждения, что специально вспоминать ничего не нужно — каждое такое заседание — яркое событие. Говоря серьезно, для меня наиболее эмоциональным моментом явилось избрание председателя нашего Совета этого созыва. Как вы помните, с первого раза голосование не удалось, поэтому в целом процесс получился напряженным. За прошедший год, думаю, ни у кого не осталось сомнений, что этот сложный выбор был сделан правильно.

Кстати, еще очень важно сказать об одном из «громких» законопроектов — законе «Об Общественной палате Новосибирской области», внесенном губернатором, проходившем через наш комитет и принятом в этом году. Были долгие и жаркие споры, возражения депутатов областного, городского Советов, но все-таки закон был принят, и палата вскоре начнет работать. В январе 2007-го будет сформирована рабочая группа, которая предложит первых 25 человек в региональную Общественную палату из числа наиболее заслуженных и известных жителей Новосибирской области. В течение 2007 года, думаю, мы уже сможем оценить результаты и направленность работы этого органа.

— ...в том числе — степень обоснованности возражений противников создания палаты. Как вы считаете, возможно, что в чем-то они окажутся правы?

— Вы знаете, деятельность любого института зависит от того, насколько ответственно и с пониманием задач, которые необходимо решать в первую очередь, подойдут люди. Если не заниматься популизмом, а попытаться вникнуть в суть существующих проблем экономического, социального характера, вопросов по деятельности органов госвласти, принимаемых законов, то общественная палата сыграет свою положительную роль как инструмент социального контроля и продвижения гражданских инициатив.

— Коль мы затронули обсуждение этой темы, не могу удержаться от интересующего лично меня вопроса: насколько все-таки изначально велика потребность создания дополнительного «мостика» между властью и гражданским обществом в виде общественной палаты? Ведь оба этих социальных института в той или иной мере беспрепятственно общались между собой и до возникновения идеи о палате. А роль того самого «мостика» всегда возлагалась, к примеру, на депутатский корпус.

— Депутаты — это, строго говоря, звено, через которое действуют наши избиратели. Принципиальное отличие общественной палаты в том, что в нее входят граждане, проявляющие наибольшую общественную активность. Именно они будут участвовать в сотрудничестве с органами государственной власти — в рамках, определенных законом. В законе предусмотрены такие инструменты, как ознакомление с готовящимися законопроектами, участие в их разработке, дача рекомендаций по обсуждаемым проектам. Нередко, когда законопроект начинает реализовываться, «вылезают шипы», уколы которых прежде всего на себе ощущают люди. Участие членов общественной палаты в предпроектной стадии разработки законов поможет обратить внимание на возможные издержки.

Вообще вопрос взаимоотношений общества и государства очень обширен, в нем трудно найти стопроцентный рецепт решения проблемы. Общественная палата — один из инструментов сближения позиций, и в принципе, думаю, что это правильный путь.

— Вы почувствовали за 2006 год, получается ли продвигать наши законодательные инициативы в Государственной думе РФ?

— Пока наши возможности в области законодательных инициатив в основном связаны с поддержкой коллег из других субъектов РФ. Думаю, что уже в 2007 году в этом направлении произойдут изменения. Здесь надо работать по принципу «лучше меньше, да лучше», чтобы инициативы законодательного органа становились не самоцелью, а продуманными, взвешенными и в итоге — принимаемыми на государственном уровне решениями. Некоторые субъекты РФ ведут себя очень активно, но в целом очень большой процент их законодательных инициатив в Госдуме отсеивается именно из-за недостаточной проработанности.

— Что бы вы хотели пожелать жителям области в новом году?

— Я искренне желаю избирателям здоровья и успехов, хороших событий в их личной жизни, в их домах, в коллективах, в которых они трудятся. Очень рассчитываю на то, что все мы вместе в ближайшее время сумеем изменить ситуацию к лучшему, чтобы добиться хотя бы такого уровня жизни, благодаря которому не нужно будет с утра до вечера вспоминать только о проблемах.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: