Новосибирск 1.7 °C

Очевидцы славных дней

12.01.2007 00:00:00



Размер не имеет значения...
В это не верится, но это так: это была самая крупная стройка Сибири. Впоследствии отодвинутая в тень такими гигантами, как Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС, БАМ, наша Новосибирская ГЭС была крупнейшей сибирской стройкой тех лет. Потом... Потом были БАМ, Красноярск, Братск...

Всё познаётся в сравнении. Теперь многие из нас с доброй, снисходительной улыбкой читают в юбилейных публикациях горделивые цифры тогдашних рапортов трудовых побед: все эти миллионы кубометров вынутого и перемещённого грунта, сотни тысяч кубов железобетона, десятки тысяч тонн металлоконструкций. Эти цифры давно оказались превзойдены на других стройках, забавной кажется тогдашняя техника.

Но сила человеческого духа, созидательный порыв, трудовой накал и энтузиазм остаются непревзойдёнными и никогда не устаревают. Они навсегда остаются в памяти, в песнях, в легендах, в книгах и картинах. Подвиг остаётся подвигом.

Ударные темпы, партийный долг, совесть художника
И сегодня удивляют темпы строительства Новосибирской ГЭС: в мае 1953 года был уложен первый бетон в нижний ярус монтажной площадки гидростанции, весной 1955 года начата укладка бетона в водосливную плотину, в ноябре 1956 года перекрыто русло Оби, следующим летом открыто временное судоходство через шлюз и начат монтаж первого гидроагрегата. К концу 1957 года уже два блока станции введены в работу, последний, седьмой, агрегат запущен в марте 1959 года.

Темпы преобразований, ударный ритм строительства находили свое претворение в творческой работе новосибирских художников, которые были захвачены всеобщим энтузиазмом.

Начиная с 1954 — 1955 гг., на художественных выставках Новосибирского отделения Союза художников стали выставляться работы «с переднего края». Зарисовки, этюды, гравюры, эскизы вызывали большой интерес и живой отклик зрителей.

Впоследствии появились и картины, тематически посвящённые Новосибирской ГЭС и её строителям.

Самый весомый вклад в дело художественного воплощения и отражения тех славных дней, несомненно, внёс Михаил Александрович Мочалов (1904 — 1966). Его живописная серия «Строительство Новосибирской ГЭС» превратилась в художественную летопись гидростроителей, по которой можно восстановить ход событий. Вот краткий перечень его работ: 1953 год — «Шумит еще сосновый бор», «Пирс правого берега ОбьГЭСстроя», «Пирс левого берега ОбьГЭСстроя»; 1954 год — «Здесь будет Новосибирская ГЭС», «На строительстве обводного канала Новосибирской ГЭС. В полдень»; 1955 год — «На строительстве Новосибирской ГЭС», «Первый земснаряд на строительстве Новосибирской ГЭС», «На Оби в районе строительства ГЭС», «У переправы правого берега», «Индустриальный пейзаж строительства Новосибирской ГЭС»; 1956 — 1957 гг. — «Новосибирская ГЭС перед перекрытием», «Штурм Оби»; 1958 и последующие годы — «Здесь было устье Берди», «Шлюзы Новосибирской ГЭС», «У моря Обского».

Одной из самых масштабных работ этой живописной серии была картина Михаила Александровича «Штурм Оби», на которой изображён кульминационный момент перекрытия великой реки. Масштабность стройки, драматичность схватки человека с природой переданы живописцем убедительно и ярко. Обусловленные тогдашней живописной стилистикой пафосность и театральность, а также некоторые недочёты с точки зрения художественного ремесла — всё это вполне искупалось актуальностью, репортажной ценностью, искренностью передачи общего настроя энтузиазма и героизма.

Именно так увидел события художник Мочалов, член Компартии с 1926 года, многолетний секретарь партбюро Новосибирского союза. Быть в гуще ярких событий он считал для себя партийным долгом и делом совести художника.

На всех выставках, где она экспонировалась, картина «Штурм Оби» неизменно привлекала большое внимание и интерес зрителей. Репродукция этой работы вошла в изданный в 1960 году в Ленинграде альбом «Художники Новосибирска».

Титков успевал всё
Патриарх новосибирских живописцев, народный художник России Иван Васильевич Титков(1905 — 1993) по своему общественному неуёмному темпераменту и творческой «всеотзывчивости» не мог не откликнуться на такое яркое событие, как строительство ГЭС в Сибири.

В промежутках между длительными творческими командировками в Москву (для живописного оформления корпусов МГУ и ВСНХ), в Китайскую Народную Республику, напряжённой общественной работой И. В. Титков создал графическую серию, посвящённую строительству Новосибирской ГЭС.

Любимейший им мотив социалистического преобразования сибирских глухоманей получил в этой серии необычное для художника развитие. Традиционный эпически-отстранённый взгляд Титкова на Обь и обские просторы обратился на более приземлённые реалии. Крупным планом художник показывает монтаж портального крана, установку генератора, другие моменты строительства. Запечатлел Иван Васильевич и быт гидростроителей («В общежитии», «Рабочая столовая»). Несколько графических листов передают панораму строительства ГЭС в привычном титковском размахе и явно выполнялись в расчёте на последующее масштабное претворение в тематическую картину. Хоть и захлестывали мастера другие планы и заботы, хоть и считал он тему Новосибирской ГЭС «закрытой» его старым другом Михаилом Мочаловым, но такими значительными работами, как индустриальный пейзаж «На строительстве Новосибирской ГЭС» (1957 г.), большое полотно «Новосибирское море» (1958 г.) и масштабная эпическая картина «Строительство ОбьГЭС»(1962), И. В. Титков внёс весомый вклад в живописную историю нашей гидростанции.

Вечное искусство — мозаика
Гидростанции строятся на века. Долговременность сооружения словно подсказывает, обусловливает широкое применение монументальных видов изобразительного искусства.

Хоть и сказал поэт, что ничто не вечно под луной, но есть искусство, побеждающее время, — это мозаика. Ещё М. В. Ломоносов подчёркивал это, указывая на сохранившиеся мозаики погибшей Помпеи.

Владимир Петрович Сокол (1927 — 1990), выпускник Ленинградского высшего художественного училища им. Мухиной, монументалист по образованию, хорошо знал это.

Он создал удивительно ёмкое по художественному содержанию произведение — монументально-декоративную стелу с большим мозаичным панно «Покорители Оби» в посёлке гидростроителей у въезда на Новосибирскую ГЭС.

Насыщенному образному, философски-глубокому содержанию соответствуют яркая художественная форма, светоносная цветовая гамма, динамичная композиция.

Нестареющие яркие краски смальты, металла, цветного стекла, керамики радуют и удивляют гостей Новосибирска до сих пор.

В художественных монографиях искусствоведы отмечали это произведение В. П. Сокола как удачный пример монументальности форм и публицистичности интерпретации сюжета.

Геннадий Николаевич Трошкин, однокашник Сокола по учёбе в ВХПУ им. Мухиной, ставший впоследствии главным художником Новосибирска, долгие годы плодотворно работал в области декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства. Для машинного зала вновь построенной Новосибирской ГЭС им в соавторстве с Николаем Сергеевичем Гридневым были созданы эскизы монументальной росписи, которые на юбилейной выставке Новосибирского Союза художников в 1963 году заслуженно получили высокие отклики общественности.

Был захвачен всеобщим порывом
Как искренен был всеобщий подъём, как силён был тогда накал общественного энтузиазма — стало для меня ясно, когда известный новосибирский живописец Владимир Иванович Копаев рассказал, что и он был захвачен всеобщим порывом. Начинающий художник, недавний выпускник художественного училища, работавший тогда школьным учителем черчения и рисования, Владимир Копаев разрывался между творческой работой и обыденной рутиной, поисками подработок. По зову сердца, а не по чьей-то указке он выкраивал несколько свободных часов, добирался «на перекладных» до строящейся ГЭС, искал ракурс поэффектней, пытался отобразить увиденное в этюдах.

Интересно то, как увидел события этот всеми признанный впоследствии мастер пейзажа и тонкий лирик.

Прошли годы. По старым своим маршрутам Владимир Иванович ездит и поныне. Прилегающие к ОбьГЭС живописные берега, Чемской бор, уютные бухточки сибирского моря — любимые места его поездок на этюды.

Жизнь продолжается...
Всё взаимосвязано в этом мире. Строительство Новосибирской ГЭС привело к появлению своего сибирского моря — Обского водохранилища, которое стало излюбленным местом пленэра многих новосибирских живописцев.

А. А. Пятков, П. П. Давыдов, А. И. Голубев, Н. В. Шагаев, Л. Ф. Жмыхов и другие художники отдали долг восхищения и любви просторам нового моря.

А на берегах водохранилища закипала новая стройка: росли корпуса институтов и жилые районы Академгородка. Художники и тут оказались в самой гуще событий — с мольбертом, с этюдником, с альбомом для зарисовок.

Появились посвящённые строителям графические серии В. К. Чебанова, Г. Н. Крапивина, А. П. Фокина; живописные полотна и акварели И. В. Титкова. Декоративно-монументальные панно В. Г. Кирьянова, Г. Н. Трошкина, В. П. Сокола украсили здания Академгородка.

Но это уже тема другого рассказа.

Жизнь продолжалась. Страна жила и строилась.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: