Новосибирск 4.3 °C

Наше будущее — в наших руках

01.02.2007 00:00:00




С тех пор прошло 5 лет. Можно ли уже подводить первые итоги и каковы перспективы развития пенсионной системы в Российской Федерации? На эти и другие вопросы отвечает управляющий отделением ПФР по Новосибирской области Иван Григорьевич МОРОЗ.

— Иван Григорьевич, прошло уже 5 лет с начала пенсионной реформы, что дали нам эти преобразования и что ждать в будущем?

— Несмотря на пятилетний юбилей реформы, сегодня итоги подводить ещё рано: реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации рассчитано не на год-два и даже не на пять лет. Для серьезного подведение итогов потребуется более продолжительный период времени. Однако уже сегодня можно говорить как о положительных тенденциях, так и некоторых проблемах, возникающих в процессе перестройки любой системы, в том числе и пенсионной. В первую очередь нужно вспомнить, что реформирование пенсионной системы в нашей стране не было чьим-то «личным проектом», а обуславливалось социальной и экономической необходимостью. Пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, где страховой принцип обеспечивается персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином и накопительной частью трудовой пенсии.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника, ведь новая пенсионная модель учитывает пенсионные права граждан в зависимости от уплачиваемых пенсионных взносов. 2005 — 2007 годы — начало нового этапа в реформе. Этапа стабилизации законодательной базы и полной реализации ее положений, на котором главное — четкое и полное выполнение норм законодательства всеми участниками процесса пенсионного страхования, стабилизация финансовых основ реформы. Главная же цель реформы — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. И на этом пути уже сделано немало.

— Давайте рассмотрим те направления, которые затронули преобразования.

— Создана огромная база лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. Сегодня в системе персонифицированного учета зарегистрировано 2 492 196 человек — жителей нашей области. На каждого открыт персональный (индивидуальный) лицевой счёт для учёта перечисляемых предприятием, организацией страховых взносов, данных о стаже и заработке. В отличие от прежней практики теперь работодатель делает отчисления поимённо на счёт каждого работника в зависимости от его заработка и установленного государством размера отчислений.

Лицевой счёт — это возможность проконтролировать перечисленные работодателем-страхователем средства на счет гражданина. Создание единой базы всех застрахованных лиц позволяет существенно сократить время процедуры назначения пенсий. Возможность обращения одновременно к информационной базе плательщиков страховых взносов и к базе данных персонифицированного учета обеспечивает неразрывную связь пенсионных решений с уплатой страховых взносов, что лежит в основе преобразований в пенсионной системе последних лет.

С 2002 года началось формирование накопительной составляющей. К началу 2007 года около 3 миллионов россиян передали свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, и в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурса. И число этих людей растет год от года. Передача функций по формированию пенсионного капитала от государственных структур частному бизнесу при сохранении государственного контроля — одна из основных задач пенсионной реформы.

Наличие в распоряжении застрахованных лиц указанной информации во многом предопределит выбор застрахованных лиц и будет способствовать формированию активной позиции населения при выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование. Именно с этой целью Пенсионный фонд рассылает ежегодно письма, содержащие сведения о состоянии индивидуальных лицевых счетов граждан, именуемые в народе «письма счастья». Но ведь и в каждой шутке есть доля правды…

— Мы говорим о будущих пенсионерах, а что принесла пенсионная реформа нынешним пенсионерам?

— Хоть мы и говорим о том, что реформа в первую очередь рассчитана на будущих пенсионеров, пенсионеры нынешние не оставлены без внимания. Наше отделение выплачивает сегодня пенсию почти 700 тысячам пенсионеров, пенсии которым доставляются вовремя, без задержек. Размеры пенсий ежегодно увеличиваются: если на 1 января 2002 года средний размер пенсии по Новосибирской области составлял 1151 рубль 90 копеек, то на сегодняшний день он составляет 2804 рубля 77 копеек. Размер трудовой пенсии увеличился до 2866 рублей 65 копеек, средний размер пенсии по старости перешагнул 3-тысячный рубеж и составил 3020 рублей 81 копейку. Наибольший размер повышения пенсии — у участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Конечно, это не самые большие пенсии в мире, и наши пенсионеры заслуживают более спокойной и беззаботной старости, но все же тенденция на улучшение есть, об этом говорят цифры: если до начала реформы размер пенсии составлял 80 — 90 процентов от прожиточного минимума, то вот уже несколько лет средний размер пенсии находится с ним на одной ступеньке. В следующем году нас также ждет повышение размеров пенсий. Пенсия всем категориям пенсионеров в 2007 году будет индексироваться дважды: с 1 апреля 2007 года предусматривается индексация базовой части трудовой пенсии на 7,5 процента и увеличение базовой части трудовой пенсии по старости до 1260 рублей с 1 октября 2007 года. С 1 апреля также планируется дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 9,2 процента. Среднее увеличение за год должно составить примерно 455 рублей. Будет индексироваться и ежемесячная денежная выплата. По экономическим прогнозам рост пенсии должен на 7—8 процентов превысить инфляцию.

— Какие еще меры, помимо регулярного проведения индексации пенсий и выплаты ЕДВ, предпринимает Пенсионный фонд для поддержания нынешних пенсионеров, повышения уровня их жизни?

— Пенсионный фонд уже 6 лет участвует в реализации социальных программ, направленных на повышение уровня жизни пенсионеров. За этот период на реализацию социальных программ на территории Новосибирской области выделено из средств бюджета ПФР 717,8 миллиона рублей.

Эта программа призвана решить ряд проблем пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в заботе не только со стороны близких и родных, но и нашего государства.

— Мы сейчас говорили об уровне жизни, а изменился ли уровень обслуживания населения?

— Трудности периода «перестройки» системы и внедрения нового пенсионного законодательства отрицательно не сказались на положении пенсионеров. Наоборот, сегодня мы особое внимание уделяем вопросу работы с населением. У нас организован ежедневный прием граждан по всем интересующим их вопросам, связанным с пенсионным обеспечением. Специалист, ведущий прием, имеет доступ к базе данных и может сразу ознакомиться с пенсионным делом пришедшего на прием человека, что делает обсуждение более предметным и позволяет быстро просчитать наиболее выгодный вариант исчисления пенсии.

В области, как и по всей стране, идет процесс создания клиентских служб — структурных подразделений пенсионного органа, обеспечивающих ежедневное обслуживание населения. Эти службы создаются для того, чтобы повысить качество пенсионного обслуживания, уменьшить время ожидания приема к специалисту, оказать квалифицированную помощь пенсионерам и застрахованным лицам, сократить сроки назначения пенсии, создать удобные и комфортные условия для посетителей. Сегодня клиентские службы успешно работают в 24-х районах нашей области.

В своей деятельности мы тесно взаимодействуем с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, со средствами массовой информации, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы, помимо клиентских служб, консультационные пункты, «горячие линии», встречи с руководителями и работниками предприятий и организаций, сходы граждан, широкий набор разъяснительной печатной продукции — брошюры, буклеты, листовки.

Мы, работники Пенсионного фонда, исполняя закон, не забываем и о том, что огромное значение для человека имеет возможность не только реализовать свои пенсионные права, но и возможность реализовать право на получение той информации, которая нужна каждому. Именно с этой целью мы и проводим широкую разъяснительную работу с населением.

— Иван Григорьевич, есть ли преграды на пути, то есть с какими проблемами столкнулись пенсионные органы в процессе реализации пенсионной реформы?

— Любое столь значительное начинание сталкивается в ходе реализации с трудностями. Не обошлось без них и в нашем деле. Уже неоднократно говорилось о том, что попытка вывести часть финансовых потоков из тени путем снижения единого социального налога не оправдала надежд, но главным «бичом» дня сегодняшнего остаются «зарплаты в конверте», или так называемые «серые» зарплаты.

Устойчивость любого, особенно социального, проекта обеспечивается его финансовой базой. Для бюджета Пенсионного фонда основным источником являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В соответствии с законодательством РФ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. В нашей области почти 200 тысяч плательщиков страховых взносов обеспечивают поступление средств в бюджет ПФР. Но, к сожалению, есть страхователи, которые не перечисляют (либо перечисляют не полностью) страховые взносы в бюджет ПФР, ущемляя тем самым пенсионные права граждан. Особую тревогу сегодня вызывает состояние индивидуальных лицевых счетов работников ЖКХ, транспорта и строительства. Ряд предприятий города и области имеет миллионные задолженности:

Работники организаций, вообще не уплачивающих страховые взносы в течение года, теряют этот год для включения в страховой стаж, что является прямым нарушением конституционных прав застрахованных лиц — работников данных организаций.

Мы продолжаем проводить широкую работу по защите пенсионных прав граждан: все годы реформы мы проводим совместную работу с администрацией, налоговыми органами, профсоюзными организациями, прокуратурой, судебными приставами против «нерадивых» плательщиков страховых взносов. Обеспечивая полноту сборов страховых взносов, мы решаем не только проблему выплаты пенсий «действующим» пенсионерам, но и боремся за пенсионные права будущих пенсионеров. Как положительный пример совместной работы в решении данного вопроса можно привести отрасли народного образования и здравоохранения Новосибирска. Руководство города и районов, руководители и профсоюзы учреждений исправили ситуацию, и сегодня в этих отраслях нет должников.

Таким образом, принимаемые нами меры несколько снизили темпы роста задолженности, но хочется еще раз обратить внимание граждан на то, что их роль в борьбе за свои пенсионные права огромна, поэтому и позиция каждого застрахованного лица в отстаивании своих пенсионных прав должна быть активной. А что же показали нам годы реформы? Опыт показывает, что активность граждан начинает возрастать только при наступлении пенсионного возраста. И часто бывает так, что уже исправить ничего невозможно, поэтому, получая зарплату «в конверте», задумайтесь о своем пенсионном будущем, которое наступит для каждого из нас!

— Что же делать, чтобы в будущем не остаться у «разбитого корыта»?

— За гражданами законодательно закреплено право «… беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда… и защищать свои права, в том числе в судебном порядке». В свою очередь, как я уже говорил, Пенсионный фонд информирует граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов ежегодно. И делается это в интересах застрахованного лица!

Можно дать ряд рекомендаций, которые помогут вам, как вы выразились, не «остаться у разбитого корыта»:

— ежегодно или при увольнении требовать от работодателя необходимые сведения о начислениях и перечислениях страховых взносов;

— в случае отказа — получить эти сведения в органах Пенсионного фонда;

— при несогласии со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, обратиться за разъяснением к работодателю или в профсоюзный комитет за помощью;

— если это не помогло — обратиться в суд с иском к работодателю в связи с неполной уплатой страховых взносов.

Только совместные активные действия пенсионных органов и самого работника приведут к положительному результату!

— Что, на ваш взгляд, ждет пенсионную реформу в будущем?

— Любая реформа, особенно затрагивающая интересы граждан всей страны, как сегодня, так и завтра — процесс гибкий. Мы увидели, что за прошедшие 5 лет в пенсионное законодательство внесен ряд корректив и изменений в интересах различных категорий граждан. Поэтому, на мой взгляд, преобразования в пенсионной системе будут продолжаться с учетом интересов граждан и экономической ситуации в стране.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: