Новосибирск 12.1 °C

Мастер музыки

13.02.2007 00:00:00



Увлеченный, он не замечает посторонних звуков. Он творит. Именно под его пальцами оживает дерево, одаривая слушателей причудливыми переливами старинного народного инструмента. Именно его руки и создали этот инструмент. Именно так оживает, рождается из дерева музыка. Мастера зовут Сергей СИНЧУКОВ…

Родился Сергей Синчуков в Воронежской области, в семье интеллигентов — отец всю жизнь посвятил кино, мать преподавала литературу и русский язык. И оттого любовь к красоте, а в том числе — и к русскому слову, к народным традициям, стала для маленького Сережи пусть пока не вполне осознанным, но вполне оформившимся чувством. Кстати сказать, с народной музыкой у Сергея Викторовича связи еще с тех, детских, времен: дед играл на аккордеоне и балалайке, передав умение внуку. Да так захватило царство музыки паренька, что в пятом классе Сергей своими собственными руками, имея лишь самые общие представления о конструкции инструмента, изготовил… балалайку. Сейчас это детское увлечение переросло в то, что стало смыслом жизни Сергея Синчукова — первого в области обладателя «Хрустального ключа» — награды, полученной им в 2005 году на всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

— В молодости любой хочет получить интересную специальность, — говорит мастер. — Так получилось, что я попал в Ленинград. Но иногородним предлагались в учебных заведениях специальности рабочие, строительные. Мечтал стать резчиком по дереву, камню. А попал… на обучение профессии столяра.

Пусть так. Но и эта специальность оказалась вовсе не лишней. И здесь, оказалось, можно сделать столько интересных открытий для себя! Питер, как известно, — город уникальный, исторический. Столько зданий многовековых стоит, обветшали за долгие годы, облупились. Столярам работы хватало: восстанавливать внутреннее убранство таких домов, перекрытия, ставить встроенную мебель… Это увлекательно — соприкасаться с историей. И Санкт-Петербург до сих пор помнит тепло рук мастера, реставрировавшего дом по Набережной адмирала Макарова, 18.

Тогда, в семидесятых, было модно знать гитару. Молодежь поголовно увлеклась ею. «Самоцветы», «Дип Пёрпл», «Красные маки» гремели из магнитофонных динамиков по всей стране. Но… Сергею хотелось чего-то своего, особенного. Гитара — вещь хорошая, и корабельный духовой оркестр, где довелось поучаствовать во время срочной службы на Северном флоте, — тоже. Только человек творческий, он всегда подсознательно стремится вырваться из круга обыденности, обычности. Создать свое, особенное, яркое. И оно, это яркое, пришло, когда во время учебы в институте культуры услышал Сергей ансамбль народных инструментов.

…Вызывающе, дерзко сыпанула звонкую дробь балалайка. Следом густо прокатил по аудитории института раскатистый голос бас-балалайки. И вдруг… резко, отрывисто ударили совсем другие звуки. Трещащие, бренчащие, они вовсе не диссонировали с общей мелодией, на удивление мягко вплетаясь в ее ткань, придавая особое изящество старинной русской песне. Именно тогда Сергей Синчуков впервые услышал группу ложкарей струнного ансамбля. И это «зацепило».

— Я никогда не задумывался, какой была бы моя жизнь без музыки… — пожимает плечами Сергей Викторович. — Это средство общения с детьми, с окружающим миром. Что бы я ни делал — все это выливается в музыку. Так возникают новые инструменты, новые тембры… даже новые течения в музыке.

Сегодня Сергей Синчуков — педагог высшей квалификационной категории Куйбышевского Дома детского творчества. Именно Куйбышев стал для него родиной. Не местом, где родился такой человек — Синчуков С. В., а родиной творческой личности. Мастера музыки.

Здесь он уже двенадцать лет. Так получилось: творческий народ — люд беспокойный, ищущий, и если что-то меняющий, то кардинально. Бесповоротно. Не заладилось в семье — и переиначил свою жизнь Сергей Синчуков. Начал с чистого листа — простым работягой, потом — учителем музыки (благо опыт был — еще в Пензе при ДК кружок музыкальный вел). А спустя всего несколько месяцев состоялся у него интересный разговор с Ларисой Филатовой — руководителем детского ансамбля «Скомороши». Она сама подошла: «Как бы вас из школы в Дом творчества переманить?» А что там переманивать, если такое желание исподволь давно уже назрело! Пошел, не раздумывая. Поначалу, кстати, вместе и начинали. Потом тропинки творческие двух увлеченных людей развели — Филатовские «Скомороши» и за пределами области известны, а Синчуковские «Скоморохи» — теперь и всей России. Еще бы — пусть ансамбли народных инструментов и есть кое-где, даже у нас в области, а вот попробуй-ка найди умельца, который эти инструменты (жалейки, свирели, трещотки…) сам изготовит да сам же и ребят на них играть обучит? То-то и оно!

Первый успех пришел почти сразу — дети легко обучаются, но им важен быстрый результат. Создав группу ложкарей, еще работая в школе № 4, Сергей Викторович постепенно сплотил настоящий творческий коллектив. И уже спустя всего месяц шестеро ребят начали играть. И сразу же — выступать на областных фестивалях. А первый успех, спустя всего год или чуть больше, пришел в 1997-м. Победа на сцене театра «Глобус» в фестивале «Юные таланты Сибири».

Потом их было много, побед. Его ансамбль — лауреат детского областного фестиваля «Деревенские перегуды» (2000 г.), областного Рождественского фестиваля искусств (2001 г.), областного фестиваля «Юные таланты Сибири» (2002 г.), областного фестиваля «Салют Победы», участник гала-концерта в г. Новосибирске (2005 г.). И главная победа — в фестивале «Сердце отдаю детям» в декабре минувшего года.

А вот что узнал я о Синчукове из газеты Дома детского творчества «Калейдоскоп»: «Педагог разработал и внедрил в практику технологию изготовления и обучения игре на традиционных народных инструментах, которые отмечены Малой золотой медалью «Сибирской ярмарки» «УЧСИБ-2001». В 2002 году награжден Почетной грамотой администрации Новосибирской области, в 2004 году — Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. В 2005 году награжден дипломом департамента культуры и департамента образования Новосибирской области в номинации «Лучшая педагогическая работа» по итогам фестиваля детского и юношеского творчества «Салют Победы». Получил премию главы администрации области «Лучший педагогический работник», диплом лауреата VI Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Художественная» в г. Санкт-Петербурге». А спустя несколько месяцев была и очередная победа — в областном конкурсе «Серебряный ключ».

— Когда работаешь, кажется, чего тут необычного? — размышляет мастер. — Но сейчас мы пытаемся и классику сохранить в своем репертуаре — «Барыню», «Камаринскую», и в то же время сделать народную музыку в современном прочтении. Как у группы «Иван Купала». Но и здесь сохраняются народные особенности. Помогает в этом и ноутбук — подарок за «Хрустальный ключ». Я нашел программу, которая может оформить фонограмму. И под нее можно и малым составом выступать, и одной группой инструментов…

…Под рукой мастера — только то, что надо. Он задумчиво перебирает инструменты, отложив только что исполненный рожок, прислушиваясь к отзвукам чистой мелодии, гуляющим по уголкам безлюдного здания. Тисочки, долото, сверло… А «Хрустальный ключ» — он где-то там, в другом кабинете, на стеллаже с кубками и медалями Дома детского творчества. Он — лишь символ признанного мастерства, так же, как и лежащие на верстачке не законченные пока резные гусли — символ поиска. Символ творчества.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: