Новосибирск -1.6 °C

Наш общий дом (О современных проблемах реконструкции и развития Новосибирска)

16.02.2007 00:00:00



Я больше чем уверен, что любой высокий чиновник скажет, что все это у нас есть. Но, увы! Демократизм нашей городской власти во многом носит демонстрационный характер, рассчитанный на легковерных избирателей. Борьба, которую то там, то здесь ведут жители города за соблюдение своих прав при решении градостроительных вопросов, — тому убедительное подтверждение. Не научилась еще власть работать с общественностью...

Создание условий для последовательного и гармоничного градостроительного формирования и развития Новосибирска — одна из важнейших сфер деятельности городской власти. Не случайно вопросы архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства курирует первый заместитель мэра. Если благоприятные условия для всех участников градоформируюших процессов созданы, то не остается места для борьбы — все должно идти своим чередом.

Многолетняя коллективная работа ученых, специалистов и городских служб над «стратегией устойчивого развития» Новосибирска без должного внимания, к сожалению, к стратегическим проблемам и задачам градостроительного формирования и развития города и его систем привела к потере времени, и город оказался в конце прошлого и начале текущего десятилетия без градостроительной документации, без ясной стратегии развития Новосибирска и всех его систем.

Это стало одной из причин спонтанности и непредсказуемости выборочной застройки, целесообразность которой в каждом конкретном случае определяли в большей степени претензии инвесторов и конъюнктура рынка, чем интересы города и здравый смысл. Отсутствием обновленной градостроительной документации можно объяснить появление в условиях штучной («точечной») застройки многочисленных ошибочных решений, которые в лучшем случае усугубляют ситуацию с парковками автомобилей, непомерно стесняют внутриквартальные пространства, создают социальное напряжение функциональной неразберихой, а в худшем — еще и разрушают преемственность в формировании планировочно-пространственной структуры города и городского центра. Особую опасность несут необдуманные решения по отводам участков для строительства объектов, перекрывающих важные первоочередные или перспективные транспортные направления, заужающих коридоры улиц и магистралей, создающих неразрешимые в будущем проблемы формирования транспортных развязок, строительство которых по условиям финансирования город вынужден отодвигать на более отдаленный период. К сожалению, такие случаи не единичны и они продолжают множиться.

Нe менее опасны для города спонтанные решения по застройке случайными объектами уникальных по своему положению в структуре города и по своим природно-ландшафтным особенностям территорий. Таких, как долина Каменки в ее низовьях и левый берег Каменки, где всеми генеральными планами города предусматривалось формирование основного ядра развивающегося центра города, территории бровки левобережной надпойменной террасы и др.

А как не отметить опасные последствия, которые может принести городу наступление стройплощадок на территории общественного озеленения. Причем не только проектируемого, то есть заложенного в генеральном плане города или проекте детальной планировки, но и на существующие бульвары, скверы, сады, парки. Катастрофический дефицит озелененных территорий общего пользования в Новосибирске, особенно в его центральной зоне, продолжает усугубляться. Здесь случаи покушения на рекреационные территории, увы, не единичны.

Современные центростремительные тенденции в формировании города, обусловленные объективными факторами, помимо cyгyбo прагматических задач, связанных с повышением эффективности использования ценных городских территорий, функциональным наполнением городских пространств и получением от этого наибольшего экономического эффекта (строительство дорогого элитного жилья, фешенебельных магазинов, кафе, ресторанов, возведение комплексов развлекательных учреждений, офисных помещений и т.д.), призваны решать и задачи совершенствования городской среды, улучшения архитектурно-художественного облика городской застройки.

Город физически готов принять это строительство. Дело в том, что в прежние, советские, времена возможности нетипового, индивидуального строительства были крайне ограниченны, и многие площадки в центральной зоне города, к которым, естественно, должен быть сугубо индивидуальный подход, резервировались городской властью, как говорилось, до лучших времен. Если кто-то думает, что лучшие времена наступили, тот сильно ошибается. По уровню градостроительного мышления и соответствующему уровню градостроительной политики, обеспеченности разработанной и утвержденной в установленном порядке документацией город к освоению ответственных территорий, особенно в своей центральной зоне, сегодня не готов.

Принципиальные подходы к реконструкции тех или иных площадок, принципы градостроительного освоения территорий в центральной зоне города были разработаны и утверждены в проекте детальной планировки центра Новосибирска (1971 — 1973 гг.), которые базировались на идеях конкурсного проекта центра Новосибирска, отмеченного первой премией всесоюзною закрытого конкурса (1969 г.), основных положениях генерального плана города Новосибирска (1966 — 1968 гг.). Сейчас эти территории и площадки торопливо осваиваются без учета старой градостроительной документации и без наличия обновленной.

Естественно, разработанный более 30 лет назад для совершенно других социально-экономических условий проект детальной планировки центра Новосибирска сегодня во многом устарел. Именно поэтому уже на протяжении многих лет архитектурно-градостроительная общественность города добивается от мэрии принятия решения о корректировке проекта. К этой проблеме с пониманием отнеслась областная администрация, включив в утвержденный в марте 2003 года губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским «Перечень мероприятий по проблеме обеспечения поселений Новосибирской области градостроительной документацией» разработку «проекта застройки центральной части Новосибирска». В этом документе в графе «срок исполнения» был поставлен 2004 год, а в графе «ответственные» — мэрия Новосибирска. Это решение принималось при согласии и поддержке главного архитектора города Валерия Арбатского.

Жителям города накануне последних выборов мэра было обещано, что в 2005 году город получит новый генеральный план. Уже два года нам обещают в мэрии параллельно с работой над генеральным планом начать разработку проекта планировки центральной зоны города, который, согласно принятой сегодня стадийности градостроительного проектирования, равнозначен старому проекту детальной планировки. Мы слышали также признание главного архитектора города, что до выполнения градостроительной документации всякое движение в центральной зоне, связанное с решениями по проектированию новых объектов, строительству и реконструкции, будет приостановлено. Где же исполнение этих многочисленных обещаний?

Количество строительных площадок в центре города продолжает множиться. Никакие градостроительные разработки параллельно с разработкой генерального плана практически не ведутся, так как не обеспечены финансированием.

Основная часть проблем, связанных с устоявшейся в городе практикой выборочного, штучного строительства на свободных, как правило, территориях, появляется из-за отсутствия у исполнительной власти градостроительной документации, прошедшей все стадии подготовки, профессиональной разработки, публичного обсуждения и последующего утверждения. Отсутствие обновленной проектно-планировочной (градостроительной) документации говорит об отсутствии в городе взвешенной градостроительной политики и дисциплины, построенных на преемственности городского развития и максимальной прозрачности действий городских органов и служб.

Градостроительная документация, начиная с генерального плана города и заканчивая проектами планировки и застройки отдельных фрагментов городской среды (микрорайон, квартал, общественно-транспортный комплекс и т. п.), позволила бы мэрии не рассматривать предложения инвесторов-застройщиков, а предлагать потенциальным заказчикам-застройщикам веер разработанных проектных программ, направленных на планомерную комплексную застройку именно тех участков и тех территорий, которые отвечают задачам преемственного и последовательного формирования города, на реконструкцию тех участков городской среды, которые в этом крайне нуждаются. И лишь в отдельных случаях рассматривать встречные предложения инвесторов, обусловленные особыми, частными условиями или возникшей ситуацией.

Градостроительная документация — непременный атрибут комплексной застройки или реконструкции. Она создает условия для более активного привлечения инвестиций, в том числе крупных, так как раскрывает все особенности осваиваемой или реконструируемой территории, снижая до минимума степень риска при вложении средств. Именно на стадиях градостроительного проектирования могут быть сняты основные мотивы социального напряжения, которое неизбежно возникает при штучном проектировании и строительстве, так как на этих стадиях могут быть в деталях проработаны стратегия и тактика комплексной реконструкции, которые бы устраивали инвесторов-застройщиков, чиновников и, что не менее важно, жителей. Именно градостроительная документация даст основу для обозначения необходимых регламентов для той или иной площадки нового строительства или реконструкции. Но для реализации данной политики должны быть предприняты со стороны исполнительной власти определенные усилия, проявлены воля и желание изменить ситуацию. Не последнюю роль в этом должен сыграть городской Совет. К сожалению, законодатели в своих действиях прислушиваются больше к чиновникам, а не к профессиональной общественности, к власти, а не к своим избирателям.

Необходимость разработки градостроительных проектов прописана четко в Градостроительном кодексе, и любые манипуляции с участками городской территории должны опираться именно на градостроительную документацию. В противном случае действия власти противозаконны. Вот о чем должны знать депутаты городского Совета.

Представители власти с готовностью соглашаются с оппонентами, делают заверения, что они обязательно учтут их критику, но мало что меняется. Отсутствие финансовых средств на разработку градостроительной документации — основной аргумент представителей исполнительной власти, когда об этом заходит речь. Но дело, по-видимому, не в этом, потому что одной рядовой площадки в центральной части города под строительство жилого дома или общественного комплекса по объему выплат в городской бюджет достаточно для того, чтобы обеспечить разработку целого пакета первоочередной градостроительной документации.

В советские времена в условиях жесткой централизации управления и регулирования в сфере градостроительства сохранялись тем не менее достаточно широкие возможности для учета коллективного мнения. Во-первых, разрабатываясь в стенах проектных институтов, проект обсуждался на советах внутри проектных мастерских. Во-вторых, работы, как правило, обсуждались на институтских архитектурно-технических советах. В-третьих, многие ответственные проектные разработки по городу выносились на обсуждение в Союз архитекторов. Затем эти проекты после общественной референтуры рассматривались и обсуждались на городском и областном градостроительных советах. Иногда спорные моменты обсуждались даже в партийных комитетах. А вспомните многочисленные витрины, заставленные проектными разработками, с которыми могли знакомиться все жители города.

Что же происходит сегодня в нашем «демократическом» обществе?Наиболее ответственные и значимые для города проектные разработки выполняются в мэрии или при обязательном руководящем участии ее работников, здесь же эти работы согласовываются, здесь же они и утверждаются. Архитектурная общественность города, не говоря уже просто о жителях города, о важнейших решениях, связанных с формированием города, ничего не знает и узнает о них в лучшем случае из прессы.

На одном из последних заседаний городского градостроительного совета в начале апреля, где рассматривалась концепция формирования крупного международного общественно-делового комплекса в историческом ядре городского центра (площадь Ленина), выяснилось, что по улице Депутатской, рядом с поликлиникой № 1, уже ведется строительство 22-этажного здания. Это строительство, если оно будет реализовано в проектных параметрах, разрушит окончательно великолепный ансамбль нашей главной городской площади. И никакое высотное строительство общественно-делового комплекса, закрепляющее и развивающее осевую композицию ансамбля, где здание театра оперы и балета играет ключевую роль, не спасет ансамбль oт гибели.

Рaзpaбoткa, согласование, утверждение ответственнейших решений по формированию города сегодня чаще всего происходит в одних и тех же кабинетах. Так были «сварена», одобрена и продавлена «концепция» нового генерального плана города, «проект» застройки территорий вдоль улицы Кирова (компиляция конкурсных идей), предложения по застройке долины речки Каменки в ядре нового центра и др.

В этой ситуации, казалось бы, более значимую градорегулирующую роль должен играть градостроительный совет. Но заседания совета проходят очень редко, на его рассмотрение выносятся, как правило, незначительные объекты, а крупные или проблемные проектные разработки если и рассматриваются, то с мнением совета власть может поступить так, как ей захочется.

Вопреки мнению совета построен, к примеру, агрессивный по своей архитектуре и абсолютному масштабу многоэтажный «объем» на улице Коммунистической, внесший диссонанс в наиболее интересный и ценный фрагмент исторической застройки в районе площади Свердлова со своей эстетикой. Без учета мнения совета принято решение по согласованию архитектурно-пространственного решения пригородного вокзала на площади Гарина-Михайловского, иллюстрирующего порочность принципа развития композиции памятника архитектуры новым строительством. Мнение совета власть может использовать, когда оно совпадает с интересами чиновников, и без колебаний проигнорировать, если оно противоречит их интересам.

Технология проектирования «от общего — к частному» у нас в городе разрушена. Ожидать при этом каких-то позитивных результатов — бесперспективно. Штучный подход к строительству и реконструкции в центральной зоне города и получение при строительстве большой прибыли рождает ажиотаж и агрессию со стороны всех участников процесса. Застройщики ведут борьбу за выгодные площадки, жители воюют против ущемления своих прав с застройщиками и властью, властные чиновники в этой войне занимают сторону застройщиков. Страдает же oт всего этого город, оказавшийся в заложниках у одной из воюющих сторон.

Один из выдающихся зодчих современности японский архитектор Кендзо Танге писал: «Город может функционировать нормально, как органическое целое, только в том случае, если градостроительное решение продумано в определенном порядке — это значит, что сначала предусмотрено все необходимое для ствола, затем для ветвей, затем для листьев, а не наоборот. Только при соблюдении такого порядка... процесс роста города будет развиваться без перебоев».

Выборочная, или «точечная», как ее назвали журналисты, застройка в жилых кварталах и микрорайонах без необходимого комплексного подхода к реконструкции обветшавшей городской среды, осуждаемая на всех уровнях — от простых жителей до губернатора, по своим негативным последствиям не идет ни в какое сравнение с аналогичным подходом к застройке свободных участков общественных зон (улиц, площадей, набережных, общественно-транспортных узлов и т. п.). Именно застройка этих территорий, весьма ответственных по своему градостроительному положению и сохраняемых городом «до лучших времен», ведется сегодня, опираясь лишь на мнение инвесторов и чиновников. В этой ситуации не нужно удивляться многочисленным ошибкам, исправить которые невозможно без колоссальных затрат в последующем при сносе или реконструкции.

Ошибки эти связаны в одном случае с разрушением преемственного формирования системы городских ансамблей, ценной исторической застройки (уже упомянутый выше многоэтажный жилой дом на улице Коммунистической), в другом — строительство чуждого по своим функциям и немасштабное по отношению к сложившейся ландшафтной среде объекта (здание банка на месте бывшего павильона пристани Октябрьской на набережной реки Оби), в третьем случае — строительство группы зданий в начале улицы Советской и у здания театра «Красный факел», исключающих возможность формирования полноценной городской магистрали вдоль железной дороги с необходимыми транспортными развязками. И этот ряд можно продолжать и продолжать.

Проектирование и строительство многих объектов в городе часто ведется без участия ведущих мастеров, зарекомендовавших себя на профессиональной арене, что свидетельствует о протекционизме в профессиональной среде, мешающем формированию здоровой конкуренции. Вероятно, этим во многом объясняется явно провальное положение нашей современной городской архитектуры даже на фоне работ наших соседей, в частности, омичей и барнаульцев. Подтверждением этому являются результаты ежегодных региональных смотров-конкурсов «Золотая капитель», вот уже 10 лет проводимых в нашем городе.

Выправить положение в этом отношении могли бы городские конкурсы на решение тех или иных профессиональных архитектурно-градостроительных задач. Творческие конкурсы способны резко поднять планку профессионального уровня архитектурных и градостроительных решений. Именно для этого, по-видимому, в свое время мэрией были разработаны и утверждены «Правила проведения архитектурных и градостроительных конкурсов в городе Новосибирске» (1990 г.). Но уже много лет конкурсы не проводятся.

Город — наш общий дом, и нам небезразлично, как он формируется и реконструируется, как он обустраивается. Надеемся, не- безразлично это и всем жителям Новосибирска.

Когда материал данной статьи был уже подготовлен к отправке в газету, в руках автора оказалась компьютерная версия изображения предлагаемой застройки весьма ответственного участка улицы Кирова в районе станции метро «Октябрьская». На картинке справа изображен узнаваемый по своей архитектуре существующий жилой дом. Рядом с этим домом стоит здание, перекрывающее створ бульвара, который, согласно утвержденным ранее градостроительным разработкам, должен был соединить улицу Кирова с набережной реки Оби. Это здание уже строится, что свидетельствует о том, что очень важная для городского центра структурно-планировочная связь утрачена навсегда. Нy а насколько органична предлагаемая инвесторами и принятая мэрией новая застройка по улице Кирова, в целом могут судить читатели сами.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: