Новосибирск 7.8 °C

Самая страшная пробоина в борту нашей экономики

22.02.2007 00:00:00



С основным докладом выступит депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по безопасности, член президиума политсовета Новосибирского регионального отделения «Единой России» Валентин БОБЫРЕВ.

По мнению Валентина Васильевича, коррупция остается главным злом, наносящим колоссальный вред международному имиджу России и подрывающим основы ее экономики, социальной консолидации.
В подтверждение своих слов парламентарий предоставил нашей редакции некоторые фактологические материалы, которые анализируют в Комитете по безопасности. Для публикации мы отобрали лишь небольшую их часть...

Главная статья российского коррупционного рынка — сфера госзакупок. Это самая страшная пробоина в борту нашей экономики, через нее прямо из бюджета, без хитроумных схем утекают миллиарды. Утекают в виде откатов, заложенных в стоимость закупок.

До сих пор можно было лишь гадать, как велики эти потери. Теперь они впервые подсчитаны с высокой степенью достоверности. Это удалось движению «Против коррупции» в сотрудничестве с Национальной ассоциацией участников электронных торгов. Проделана большая и сложная работа, ее результаты и методика опубликованы.

Объем потерь чудовищен: за 2006 год на федеральном, региональном и муниципальном уровнях украдено в общей сложности 303 миллиарда рублей. С этой цифрой согласны Счетная палата и Федеральная антимонопольная служба, при содействии которых проводилось исследование.

Сравнив эту цифру со всеми расходами консолидированного бюджета России в 2006 году (7,6 триллиона рублей), мы увидим, что перерасходовано и украдено не менее четырех процентов заложенных туда денег.

Эти потери велики даже на фоне ВВП. По итогам 2006 года весь ВВП России составит примерно 26 — 27 триллионов рублей. Перерасход 303 миллиардов — это примерно 1,2 процента от этой цифры. И ведь это продолжается из года в год! Именно здесь кроется тот ежегодный «недолёт», который мешает нам выполнить задачу удвоения ВВП за десять лет. Дело в том, что для такого удвоения необходим ежегодный прирост ВВП слегка за семь процентов, это давно подсчитано. Вместо этого прирост каждый год составляет шесть процентов или чуть больше. То есть за счет хищений при закупках срывается важнейшая государственная задача!

Еще больше расхищается в корпоративном секторе. За 2006 год объем украденного составил 340 млрд рублей. Потери частного бизнеса не могут быть безразличны государству. Эти потери означают недополученные казной налоги, уменьшение рабочих мест, более низкие объемы производства. Иными словами, это опять удар по ВВП.

Общая сумма общественных потерь в сфере закупок составляет, таким образом, 643 млрд рублей (24,75 млрд долларов). Все эти цифры показывают, что ни один из видов коррупции столь не опасен для российской экономики, как коррупция в сфере закупок и заказов для государственных и корпоративных нужд.

Наконец, при коррупционных закупках на лжеконкурсах чаще всего закупается не лучшее, а худшее. Это еще один тормозящий фактор нашего развития.

Всего несколько примеров так называемых «контрольных закупок» 2006 года по Сибири. Напомню: превышение рыночной цены на десять процентов и выше — верный признак коррупционного сговора. Примеры взяты из материалов движения «Против коррупции» и Национальной ассоциации участников электронных торгов:

Ямало-Ненецкий АО. Открытый конкурс на поставку компьютерного оборудования. Превышение рыночной цены на 26,4 процента.

Алтайский край. Открытый конкурс на поставку 22 автомобилей ГАЗ-31. Рыночная цена — 6 млн 530 тысяч рублей. Уплачено 8 млн 254 тысячи рублей.

Красноярский край. Тендер на поставку каменного угля для Енисейского дома-интерната специального типа. Превышение рыночной цены на 17,5 процента.

Омская область. Открытый конкурс на поставку 8 тысяч тонн угля. Превышение рыночной цены на 46,4 процента.

Тюменская область. Открытый конкурс на поставку компьютерной техники. Превышение рыночной цены на 48,6 процента.

Томская область. Аукцион на поставку 109 тысяч литров дизельного топлива и бензинов А-92 и А-80. Превышение рыночной цены на 12,8 процента.

Из тысяч и тысяч таких сделок с явными признаками коррупции складываются те огромные потери для казны, о которых шла речь.

Есть и позитивная новость: Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2006 года, хотя и не заработал пока в полную силу, но уже дал экономический эффект, принеся порядка 100 млрд рублей экономии средств бюджетов всех уровней. Эти 100 миллиардов рублей могли попасть, но не попали в карманы коррупционеров.

Движением «Против коррупции» и Национальной ассоциацией участников электронных торгов отлажен мониторинг расходования средств главными государственными и корпоративными закупщиками. Он лег в основу «Национального рейтинга прозрачности закупок», который отныне будет постоянным — и на общероссийском, и на региональных уровнях.

Рейтинги определялись в четырех основных секторах национального рынка закупок: федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном. Было выделено пять уровней прозрачности, а именно: гарантированная прозрачность; высокая прозрачность; средняя прозрачность; базовая прозрачность; низкая прозрачность. Определялись также количественные показатели потерь закупщиков от непрозрачных и неэффективных закупок.

Наилучшие показатели отмечены в классе региональных закупщиков, тогда как среди федеральных закупщиков на высший уровень не попал никто. Оценку «низкая прозрачность» получили Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство транспорта, МВД, Министерство природных ресурсов, Федеральное космическое агентство, Пенсионный фонд, Центральный банк, Совет Федерации — всего 44 министерства и ведомства.

Несмотря на то, что упомянутый закон уже принес большой материальный выигрыш, первый год его применения выявил в нем ряд недостатков. Это не повод обвинять законодателей в браке. Германия — уж на что рыночная страна, но и там на отладку аналогичного закона ушло пять лет. Дума планирует активно дорабатывать закон.

Но не все зависит от парламентариев. Введены в действие и подзаконные акты со ссылками на документы — а именно постановления правительства, которые будут определять перечень товаров и порядок проведения электронных аукционов. Ссылки есть, а самих документов все нет и нет. Поэтому в настоящее время аукционов крайне мало, преобладают конкурсы. С переходом на электронные аукционы прозрачность закупок резко вырастет.

«Национальный рейтинг прозрачности закупок» — сравнительно простой, но при этом очень надежный рычаг воздействия на ситуацию в самом стратегически важном месте — там, где коррупция сильнее и опаснее всего.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: