Новосибирск 4.1 °C

Интернет — средство передвижения в будущее

01.03.2007 00:00:00



Но необходимо осознать Всемирную сеть как потрясающий инструмент, открывающий самые разнообразные возможности в сфере образования. Как это сделать, с чего начать — об этом наш сегодняшний разговор с директором Областного центра информационных технологий (ОблЦИТ) Верой Гавриловной ПЕРКОВОЙ.

— По сути, информатизация состоит из трех частей: контента (содержания), обучения (подготовки учителей) и оснащения. И если вопрос с оборудованием — решаемый (есть деньги — есть компьютеры), а с подготовкой учителей и повышением их квалификации в плане работы с информационными технологиями — обозримый, то контент — самое, на мой взгляд, главное.

Куда пойти?..
Еще в 1998 году был создан ресурс «Новосибирская открытая образовательная сеть», расположенный по адресу www.websib.ru. Помимо того, что там педагоги найдут новостную ленту, предметные разделы и множество полезной и актуальной информации, этот ресурс — необходимое начало для работы в сети интернет. Ведь именно на базе этого портала реализуются или же ведут от него дальше те ниточки, которые позволят учителю увидеть главное: интернет — инструмент взаимодействия образовательной среды, ее развития.

На федеральном уровне действует ресурс, организованный по принципу «открытого окна» образования — www.window. edu.ru. Специальная команда каждый день сканирует интернет, и все новое и достойное появляется на этом сайте. Вся информация, разумеется, каталогизирована, систематизирована, обработана и описана.

Независимо от того, управленец ли я, учитель — я захожу на это «окно», нахожу, например, географию, нахожу 9-й класс и очень быстро нахожу именно то, что мне надо.

Одно из главных преимуществ именно в том, что ресурс обновляется ежедневно специальной командой аналитиков, которая отслеживает появление новой образовательной информации в интернете. А ведь это тоже происходит ежедневно! Поэтому все новинки там появляются в первую очередь. Причем это «окно» рассчитано для всех уровней, а не только для системы общего образования.

Именно же для системы общего образования существует аналогичный замечательный ресурс www.catalog.iot.ru.

Вера Перкова:

— Это два основных ресурса, которые должны знать все учителя и с чего надо начинать свой доступ в интернет. И сейчас наша задача как региональной структуры — создание регионального образовательного контента и обучение педагогов, как этим пользоваться, обмениваться идеями в этом сетевом сообществе, помогать друг другу, подсказывать и передавать друг другу новинки и новации.

Взаимодействие — ключ к новым методикам…
Что для этого нужно, что для этого уже делается? Конечно, важно, что Новосибирская область попала в проект информатизации системы образования как грантовый регион. Это позволяет говорить о необходимом оснащении оборудованием и о подготовке работников образования по самым разным программам, в том числе и по работе в интернете, по поиску информации в сети.

Теперь же, когда интернет фактически вошел во все школы, необходимо, чтобы у каждой из них был свой сайт. Причем это сделать довольно просто — всем школам будут выданы шаблоны, так называемый «Конструктор школьных сайтов». Школа сама может выбрать цвет, картинки, свои тексты и прочее «оформление», но сама по себе структура довольно четкая и простая. Благодаря имеющимся шаблонам можно будет в течение получаса каждому предметнику поместить туда свою информацию.

Вера Перкова:

— Но самое главное — в другом. Сайт должен стать не статичным (разместили фотографию школы, список своих педагогов и все, успокоились), а должен стать инструментом для школьных команд учителей. Сайт должен быть не просто ради самого факта своего существования — важно понять, что это — инструмент для взаимодействия со всем образовательным сообществом, для своего развития!

Например, особое внимание при создании сайтов ОблЦИТ обратит на школы, которые выиграли в конкурсе учреждений образования, внедряющих инновационные программы развития. То же касается и педагогов, которые выиграли свои гранты. Они получили, что хотели, но ведь и система образования в целом должна получить ту полезную информацию, которой захотят воспользоваться все остальные. А ведь если учителя выложат в интернет хотя бы по одной разработке своих интересных инновационных уроков, даже при этом на региональном уровне у нас в сети появятся 180 методически передовых уроков, которые можно будет остальным использовать в своей работе!

Также и школы должны сделать такое описание своей инновационной программы, чтобы другие могли ее использовать в своей работе, разумеется, сославшись на первоисточник, — это важно, что речь не идет ни о каком плагиате, а именно о том, что называется «делиться опытом».

Именно это, например, будет частью того самого упомянутого регионального каталогизированного контента, который станет мощным ресурсом именно для наших школ — школ Новосибирской области.

Это же позволит говорить о новом подходе в методике преподавания таких, казалось бы, некомпьютерных предметов, как, например, история или литература. Да, диски с мультимедийными материалами по школьным предметам поступали в учреждения образования два раза (в 2001 и 2004 годах), и методические рекомендации по их использованию есть все на том же websib.ru. Но главное — впереди. При использовании интернета, взаимодействуя внутри образовательного сообщества, в зоне своих интересов (например, математики), делясь опытом, наработками, обмениваясь идеями, педагоги сами смогут создавать и формировать методику!

…и к образовательному рынку
Вера Перкова:
— Возвращаясь к теме авторских прав, можно сказать, что в этом заложен огромный потенциал для образовательного рынка. На сайте, например, размещается анонс той или иной инновационной работы, который призван заинтересовать, а уж чтобы получить все остальное и полностью — обращайтесь к школе-разработчику. Причем внутри Новосибирской области, разумеется, это все нужно сделать бесплатно, а для других субъектов Федерации это может стать и коммерческим продуктом. А почему нет?

Если я — представитель какой-то школы, которая по каким-либо причинам не может самостоятельно до конца разработать свою инновационную программу, но хочу знать, к чему надо стремиться, как подобные вопросы решают другие, я просто делаю следующее. Выхожу в интернет, вижу то, что мне близко, связываюсь с представителями той школы, программа которой меня заинтересовала, и, заложив, например, в свой будущий грантовый миллион затраты на покупку какого-то фрагмента программы развития (может, мне все и не надо вовсе!), у них это по-честному приобретаю. Главное, что я тоже начинаю развиваться и начинаю у себя внедрять что-то новое, а не стою на месте!

Тема образовательного рынка — отдельная и значительная. К сожалению, то огромное в масштабах страны количество вновь подключенных к интернету школ уже сейчас стало «лакомым куском» для различного рода не совсем порядочных действий. На наших бедных школах, которые пребывают в интернет-растерянности, пытаются заработать мошенники всех мастей. Школам сотнями сыплются предложения поучаствовать в каких-то конкурсах, викторинах и так далее. Но!.. «Десять рублей с ребенка…» В масштабах страны, «на круг», цифры получаются огромные! За это ребенку присылается бумажка «Спасибо, вы молодцы…», его работа размещается на каком-то непонятном «мертвом» сайте, на который никто никогда, кроме этого ребенка, и не зайдет, и на этом все заканчивается! Но ведь очень многие педагоги и ученики этого просто не понимают, главное — гордость: «Мы ж на сайте!..» А где, что и как — к сожалению, не важно. Этим и пользуются аферисты.

Вера Перкова:

— Именно поэтому наша (ОблЦИТа) задача просвещать школы, педагогов и учеников, что интернет — это еще не счастье. Главное — уметь его правильно использовать в своей работе, осваивать, в том числе и для того, чтобы начали происходить системные изменения. Чтобы потихоньку выбираться из того «мелового периода» (когда само преподавание предметов идет с использованием мела и доски), в котором подавляющее большинство школ сейчас еще находится.

Укротив — сделаем многое
Конечно, работа по переламыванию ситуации ведется не первый год. Это и курсы при самом ОблЦИТе, но главное — создание 33 учебных центров на местах, в районах. Где-то это было сделано фактически в виде районных ЦИТов (Бердск, Куйбышев, Чулым, Искитим), с оформлением юридического лица, выделением отдельных помещений, ставок специалистам и прочее. Где-то был выделен класс при школе, где-то — при Доме детского творчества — не суть важно. Главное — работа началась и идет по сей день.

Результаты такой деятельности — не только подготовка учителей, перестройка их навыков «на новый лад». Более ощутимым стало то, что и сами учителя, и их ученики стали разрабатывать не просто виртуальные «проекты ради проектов», а такие вещи, которые доказали, что информационно-компьютерные технологии — потрясающий инструмент для реализации более чем практических начинаний. Создаваемые с помощью компьютера проекты воплощались в восстановленные памятники, построенные спортивные площадки, очищенное озеро и многое другое. Таких реализованных задумок — сотни.

Аналогичной, но более широкой является реализуемая ОблЦИТом программа «Учимся с Intel», которую наш регион пилотировал в России. При различных составляющих этой работы (педагоги учатся совместной деятельности, проектированию, осваивают информационные технологии как инструмент) главный вектор программы направлен на проблемы местного сообщества. Прямо по пословице: где родился — там и пригодился.

Вера Перкова:

— Эта работа позволяет раздвигать свои границы, расширять свои горизонты, но не убегая из родного села, а обратив внимание на свои дом, улицу, поселок!

* * *
Интернет — строптивый зверь. Но мощный и с колоссальными возможностями для того, кто его укротит. И только на таком скакуне можно не отстать от времени, которое своими семимильными шагами порой обгоняет даже ветер. Главное — увидеть его силу и сделать первый шаг — набрать в адресной строке www.websib.ru.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: