Новосибирск -2.6 °C

Российская оборонка: от добра добра не ищут

03.03.2007 00:00:00



Это вопросы о положении дел, об обеспечении экономической безопасности и государственного заказа промышленных предприятий.

Главным направлением работы комитета с начала нового созыва стало сохранение тех темпов законотворческой деятельности, которые область держит уже многие годы. В 2006 году на заседаниях комитета рассмотрено 70 вопросов, 12 обращений физических и юридических лиц. По предложению комитета на сессии облсовета было вынесено 12 вопросов. В порядке законодательной инициативы комитет разрабатывал и участвовал в принятии проектов изменений Федеральных законов «О государственном оборонном заказе», «Об исполнительном производстве».

Решение задач реструктуризации российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) наряду с политическими перипетиями дополнилось очередным шагом на этот раз организационных преобразований — сменой министра обороны РФ. Сергей Иванов, занимавший эту должность, назначен первым вице-премьером России, ему на смену пришел бывший руководитель Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков. Теперь помимо военно-промышленного комплекса Сергей Иванов будет координировать часть гражданского сектора экономики. Такие перестановки, по словам Президента РФ Владимира Путина, призваны способствовать расширению наблюдающихся сегодня положительных сдвигов военно-промышленного комплекса за счет гражданского сектора. О том, как скажутся на ОПК, в том числе нашего региона, настоящие, прошлые и будущие перемены, сегодня мы разговариваем с председателем комитета по промышленности и топливно-энергетическому комплексу Новосибирского областного Совета депутатов Борисом ПРИЛЕПСКИМ.

— Борис Васильевич, прокомментируйте, пожалуйста, свою позицию относительно кадровых перестановок в высшем эшелоне власти в части оборонного комплекса страны, которые президент в том числе связывает с реструктуризацией ОПК России. Насколько, по вашему мнению, целесообразно ставить во главу Министерства обороны РФ специалиста экономического направления?

— Оборонно-промышленный комплекс — это сложнейший технический механизм, для руководства которым нужен огромный опыт как в данной сфере, так и в государственном управлении. Вновь назначенный министр обороны Анатолий Эдуардович Сердюков — в большей степени специалист по торговле, налогам, и у него мало опыта для государственной деятельности в сфере ОПК. При этом даже не столь важно, что это гражданская фигура — в нашей стране в советское время был гражданский министр обороны Дмитрий Федорович Устинов, который прекрасно знал оборонный комплекс, армию, вооружение и всю жизнь эффективно работал в оборонке, есть опыт гражданских министров обороны и за рубежом. Однако с учетом того, что сегодня перед армией ставятся очень масштабные и серьезные новые задачи, произошедшие перестановки в Правительстве РФ я не очень одобряю.

— Как вы оцениваете государственную политику в сфере ОПК России, в особенности применительно к предприятиям Новосибирской области?

— Меня радует, что о необходимости изменений в отрасли заговорили на высоком государственном уровне, но существенных изменений здесь пока нет — об этом можно судить по предприятиям Новосибирской области. Конечно, в последнее время они чувствуют себя более-менее успешно — нет той задолженности по оборонным заказам, которая была в 90-е годы, нет тяжелой социальной обстановки тех лет. Все эти положительные тенденции я расцениваю как общее улучшение обстановки в российской промышленности и как результат успешной работы директорского состава и коллективов новосибирских предприятий. К примеру, приборостроительный завод имени Ленина за 2004 — 2006 годы увеличил объемы производства почти до миллиарда, освоил новые изделия народнохозяйственной и военной тематики.

И президент, и прежний министр обороны РФ говорили о том, что оборонные предприятия не могут на 100 процентов надеяться на выживание за счет оборонных заказов — дай бог получать их хотя бы 30 — 40 процентов. Однако при этом многие предприятия сегодня процентов на 80 зависят от оборонных заказов. Чтобы выжить, им приходится работать не только по военному направлению, но и вести разработки по народнохозяйственной тематике. К примеру, для красноярского завода «Холодильник» наше НПО «Луч» сегодня представило свое новое изделие — систему освежения воздуха в холодильных установках, а новосибирский же НИИ электронных приборов — температурные датчики. В дальнейшем со своей разработкой «Луч» хочет выйти на птицефабрики для сокращения бактериальной обсемененности помещений.

Так, с одной стороны, предприятия изо всех сил стараются оживить свою деятельность не только за счет оборонного заказа, с другой — мы наблюдаем попытки рейдерства в их отношении. К примеру, за 2005 год завод «Искра» признан лучшим налогоплательщиком по Новосибирской области, за последние несколько лет это предприятие значительно подняло объемы производства, наладило хороший экспорт по народнохозяйственному направлению. Тем не менее, несмотря на поддержку области, руководитель «Искры» Александр Неклюдов, при котором на предприятии происходило заметное оживление последнего времени, не прошел по конкурсу, и сегодня директором из федерального центра назначен человек со стороны. Новому специалисту, даже высококвалифицированному, если он не знает конкретного производства, нужно будет все осваивать с азов.

Сегодня тотальные проверки федеральными органами идут и по всем оборонным предприятиям нашей области и округа. Я понимаю, что контроль должен быть, но когда он явно приобретает тенденции кардиальной смены руководства, меня это пугает. Этой ситуацией очень обеспокоены не только депутаты нашего комитета, но и председатель Новосибирского областного Совета Алексей Беспаликов, губернатор области Виктор Толоконский. Полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин, как бывший военный, сегодня досконально разбирается в проблемах сибирских оборонных предприятий и проводит большую работу по их защите.

В деятельности любого большого предприятия всегда можно найти определенные недоработки, но от добра, как говорится, добра не ищут, и «свежая кровь», по-моему, нужна только для действительно плохо работающих предприятий. Кроме того, смена руководства вполне может приводить к настоящим социальным взрывам, за которые сразу будут обвинять исполнительную власть региона и округа.

— Борис Васильевич, как вы считаете, чем продиктованы эти тенденции и куда они могут привести? Возможно, это делается в том числе и для смены менеджмента предприятий, чтобы с большей эффективностью перевести их деятельность в рыночные рамки?

— Предприятия ОПК остаются «лакомым куском», поэтому на них будут нападать — и отнюдь не для того, чтобы реструктуризировать оборонный комплекс. Эта деятельность направлена не на поднятие производства, а на закрытие долгов за счет продажи корпусов, на которых еще есть мобилизационные мощности.

По моему убеждению, смена директорского корпуса оборонно-промышленных предприятий должна быть естественной — когда руководитель подходит к определенному возрастному цензу, ему на смену приходят подготовленные специалисты, досконально знающие свое предприятие.

— Сегодня государство достаточно внушительные средства планирует вкладывать в предприятия ОПК. Наша область может рассчитывать на определенную долю господдержки?

— Думаю, нет. К тому же, даже участвуя в федеральных проектах, необходимого объема средств все равно не получить. Простой пример: новосибирские предприятия электронной промышленности, в том числе ФГУП НПП «Восток», должны принять участие в проекте одной из федеральных программ с общей суммой инвестиций несколько сот миллионов рублей, а новосибирским предприятиям предполагается поддержка на сумму всего порядка 10 — 18 миллионов рублей. Это просто смешная в своей недостаточности цифра, и, скорее всего, все эти деньги останутся в европейской части страны, потому что там находятся почти все разработчики изделий и головные предприятия-производители, а в Новосибирской области в основном располагаются предприятия-смежники. Поскольку с государственным заказом Федерация выходит на головные предприятия, а они всегда оставляют основную массу заказов у себя, мы вряд ли можем рассчитывать на основательную помощь федерального бюджета.

ОАО «Новосибирский электровакуумный завод — Союз» на освоение производства генераторов сверхвысоких частот (СВЧ) для космических технологий, радионавигации и других серьезных систем затратило огромные, по сути дела, заводские средства. А в 2007 году на данную продукцию резко снизился оборонный заказ, возобновление достаточных объемов которого обещают только в 2008 году. Как содержать технологии и специалистов до того времени — неизвестно. Да и предприятия-смежники без генераторов СВЧ в этом году могут попросту остановиться, ведь «Союз» — монополист в данном секторе, и производственная остановка может сдержать изготовление целого комплекса — зенитно-ракетного, радарных установок. С таким подходом можно вообще потерять производство этого важного изделия и посадить предприятие, выпускающее его, на долговой «счетчик».

Сегодня президент делает правильную постановку вопроса — планировать оборонный заказ государство должно минимум на три года, что особенно важно для предприятий-монополистов. Это поможет выйти на путь нормальной комплектации Российской армии современным, высокоточным и эффективным оружием.

Проводимая комитетом работа в определенной степени способствует улучшению общеэкономической и финансовой ситуации. В промышленности Новосибирской области как в последние годы, так и в 2006 году идет наращивание объемов выпуска продукции: по сравнению с 2005 годом увеличение в прошлом году составило 10 процентов. В настоящее время разрабатывается областная целевая программа «Энергоэффективность и энергобезопасность Новосибирской области на период до 2020 года». Выполнение программы «Газификация Новосибирской области на 2004-2008 годы» в 2006 году позволило увеличить сеть распределительных газопроводов на 235 километров, газифицировать более 6 тысяч домовладений и перевести на газ почти 100 котельных.

***
Рейдерство — общее название цепочки операций, которая с помощью «уязвимостей» в законодательстве позволяет получить владение над капиталом (обычно предприятием). При этом совершается вывод активов из владения законных собственников. Рейдерство — это более-менее законный, сложный, высокоинтеллектуальный и высокодоходный бизнес. (Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ».)

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: