Новосибирск 2.8 °C

Жизнь — вровень с событиями

29.03.2007 00:00:00



При нас и при нашем участии происходило становление нового молодого Советского района Новосибирска. Каждый вносил в его развитие часть своего труда, своей души. Наверное, поэтому до сих пор я ощущаю, что друзья моей юности всегда рядом.

Я с уважением и гордостью вспоминаю своего первого учителя и наставника в моей трудовой жизни Константина Ивановича Бурлакова. Это он, участник битвы на Курской дуге, войны с Японией, кавалер многих боевых наград, обучил меня профессии тракториста и ввел в трудовой коллектив механизаторов, водителей строительства электростанции. Константин Иванович вместе с Иваном Потаповичем Кривошаповым, механиком автотракторного парка, обучали меня не только грамотно работать на технике, ремонтировать ее, но и жить по совести.

Перед моими глазами до сих пор стоят два друга — водители Саша Шешминцев и Володя Маневич. Иногда мы над ними подшучивали за их рост: Саша — маленький, а Володя — гигант под два метра, и оба водили автомашины МАЗ. По тем временам это были самые большегрузные самосвалы. Мы всегда удивлялись, как Саша лихо крутил баранку этакой махины с буйволом на капоте. Чуть позже на строительство подошли более мощные автосамосвалы — КрАЗ. Оба друга как передовики получили их первыми, и Саша стал приспосабливать под свой рост рычаги управления автомобиля.

Не забыть мне своего первого секретаря первичной комсомольской организации автотракторного парка Володю Сомова. Помню, как он переживал за нас, молодых строителей, при приеме в комсомол в горкоме Бердска. Это Володя преподал мне первые уроки общественной работы, предложил поработать вожатым в старших классах школы. Мне тогда и самому не было восемнадцати лет, может, поэтому я стал для ребят своим.

...Перед главными событиями в строительстве перекрытия реки — затоплением котлована и пуском первого агрегата станции — меня перевели работать в котлован. Узнав, что я направляюсь на главный объект стройки, друзья просто позавидовали, а наш регулировщик топливной аппаратуры дядя Коля (Николай Лашин), похлопав меня по плечу, сказал: «Повезло тебе, парень, не подкачай!»

Котлован — одна из главных артерий сердца стройки. И от того, как сердце будет «биться», зависели сроки перекрытия реки. Работы велись круглосуточно. По выходным от других подразделений строительства сюда по призыву комсомола, по зову сердца приходила молодежь. Помогали основным рабочим — монтажникам, бетонщикам, опалубщикам.

Главная задача субботников, воскресников — очистка ложа котлована и донных каналов. Представьте себе объем работы, если трактор ДТ-54 свободно заезжал в каналы, по которым впоследствии вода, пройдя турбины, убегала в свободное течение вниз по реке.

Не забыть зиму 1956—1957 года. Мороз доходил до 55 градусов. Несколько дней оформляли акты, заверенные метеослужбой: работать было невозможно. В эти дни мне пришлось нести дежурство в аварийной бригаде.

В котловане находились насосы, откачивавшие воду. Если насос выходил из строя, его оперативно заменяли, а без трактора этого сделать было невозможно. В такие морозы мы, механизаторы, только мечтали о зимней солярке, но выходили из безвыходного положения, добавляя керосин в дизельное топливо.

Напряжение на стройке перед перекрытием было очень высокое. Все было взаимосвязано. Один объект зависел от другого. И вот долгожданный ноябрь 1956 года...

Казалось, стоит сбросить в узкий проход бетонные глыбы — и бег реки прекратится, но многотонные глыбы уносило водой, как спички. Это было незабываемое зрелище мощи реки. Река, как могла, боролась за свою свободу, но покорилась.

Теперь о победах над природой высказываются противоречивые мнения. Но для меня и моих товарищей остается предметом гордости то, что задачи ставились и неукоснительно выполнялись. Люди при этом проявляли самоотверженность и героизм. Потому что ясны были и общие цели, и собственная убежденность в их необходимости.

Некоторые комсомольцы, в том числе и я, награждены были почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за пуск первого агрегата Новосибирской ГЭС.

Я с болью в сердце вспоминаю, как во время первого паводка — пропуска воды из водохранилища через шандоры (затворы) — погиб молодой монтажник Андрей Сердюков. Решали минуты: удастся спасти металлическую эстакаду моста или нет? Андрей пытался спасти свой труд и труд своих товарищей. Его никто не просил, не приказывал. Но, увы, свой нрав река показала. Как бритвой срезала эстакаду, и мощь воды унесла конструкции... вместе с Андреем.

И сегодня можно видеть ниже плотины полузатопленные фермы эстакады. В левобережной части Советского района есть улица, названная в честь Андрея Сердюкова. Примечательно еще и то, что с этой улицы хорошо видна построенная электростанция, и погибший монтажник словно находится в неразрывной связи с тем, чему отдал свою жизнь.

...После всех штурмов стройка стала приходить в себя. Меня с техникой отправили на подходной канал, где шло укрепление его берегов. Автомашины с бетоном, с камнем спускались задним ходом по крутому откосу, а обратно без груза их приходилось буксировать трактором, так как самостоятельно они не могли выехать.

Водохранилище наполнялось водой, она близко подошла к железнодорожному полотну напротив поселков Новый и Речкуновка. Берег стало размывать. Решено было его укрепить. Зимой по льду, вдоль берега, мы стали завозить камни и отсыпать защитную полосу. Нам удалось укрепить берег, и железнодорожную ветку переносить никуда не стали.

Во время строительства станции автодороги с твердым покрытием до Новосибирска не было. В сезон бездорожья автомашины с грузом встречали у «Турбинки» и сопровождали трактором.

Строить левобережную бетонную дорогу до города стали после сдачи главных объектов стройки. Укладка бетона шла быстро. Не удивляйтесь, но в то время бригада бетонщиков состояла из одних женщин. А как они работали! Пожалуй, нынешним мужикам было бы не по плечу с ними сравниться.

Напротив одного небольшого овражка, не доезжая кольца у Краснообска, в свежем бетоне я увековечил свои инициалы — В. Н. Ш. И год стройки.

Начались первые морозы. Бетонное полотно почти уперлось в железнодорожную ветку и повернуло направо в сторону переезда. В 50-е годы о специальных охлаждающих жидкостях у нас и не слышали.
Заканчивая смену, приходилось на ночь сливать воду из двигателей, а утром заливать по-новой и так до настоящих морозов, когда работы прекращались.

Было трудно, но что вспоминаю теперь с отрадой?

Мы бросали технику на дороге без присмотра, но знали, что с нее даже винтик не пропадет. Утром осмотрели и поехали. Тогда было время совести. Совесть в те годы не продавалась и не покупалась, как сейчас. Снимают провода с линии электропередачи, а мы кричим: потерял совесть! Зато нашел деньги — в пункте приема металла. О том, что целое общество садоводов, жилые поселки остались без электричества, им, как говорят, до «лампочки», которая уже не светит.

...Однажды в семидесятые годы по Советскому шоссе я на автомашине «Волга» вез в аэропорт академика А. Д. Александрова и члена-корреспондента А. А. Ляпунова.

Как-то у них пошел разговор об этой дороге, что по ней проще ехать. Нет светофоров, пешеходов. Спокойней. Я не удержался и похвалился, что перед ними один из тех, кто участвовал в ее строительстве. Они засомневались, мол, ты был еще мальчишка. Попросив разрешения притормозить, я остановился у того места, где в бетоне — мои инициалы. Александр Данилович только и сказал: «Ну ты, Витя, гигант!»

Впоследствии эту дорогу расширили, покрыли асфальтом. Теперь уже не найдешь моей «достопримечательности». Она осталась в моем сердце...

Память о всех строителях отражена на бетонной глыбе у ГЭС. И ее, я верю, никогда асфальтом не закатают. Когда подъезжаешь к электростанции со стороны улицы Приморской, то виден этот монумент. Его специально не воздвигали. Эта бетонная стена — фундамент бывшего дробильного цеха бетонного завода. Стену оформили, и получилось панно, посвященное покорителям могучей реки.

Среди запечатленных там рабочих особенно выделяется водолаз. Это один из моих друзей Вячеслав Захаров. К сожалению, он уже ушел из жизни, но один из его сыновей, Сергей, живет в нашем районе, и мои дети продолжают с ним общаться.

По окончании основного строительства в районе деревни Чирбузы (на ее месте теперь улицы Полевая и Демакова) развернулось строительство городка науки. На базе двух строек века был создан новый Советский район Новосибирска.

...Невозможно забыть, как мы, молодой актив комсомола Советского района, закладывали капсулу в стену Дома ученых. В нее было вложено послание молодежи ХХ века. Никто не ожидал, что комсомол уйдет в забвение так рано. Очень жаль тех забытых традиций комсомола по воспитанию подрастающего поколения.

Прожить жизнь вровень с событиями района, в общении со знаменитыми учеными не каждому дано. Мне повезло — все это стало моей судьбой.

Горжусь моими товарищами, благодарю, что я был с ними, а они со мной.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: