— Со временем пришел черед роз, я изучала их строение, хотелось их по «сырому» написать и гуашью, и акрилом, и маслом. Сейчас в любимчиках — тюльпаны и лилии...
На открытии персональной выставки «С любовью от Любови» в государственном краеведческом музее виновницу торжества плотным кольцом окружили родители учеников нынешних, ученики бывшие, коллеги и друзья: и дарили, дарили, дарили цветы, а сколько добрых слов было сказано!
Минут десять пришлось ждать, пока появилась возможность задать несколько вопросов.
— Как вы думаете, женщины-художники пишут картины не так, как мужчины?
— Мне кажется, что женщина-художник выбирает более эмоциональные сферы жизни, семейные темы. Она, как правило, почти не пишет сцены охоты, войны, баталии. Женщина склонна замечать мелкие детали, оттенки, нюансы. Мое творчество связано с вдохновенным воспеванием красоты, восхищением природой. Ну и, конечно же, вершина — это девушка, женщина, дети.
Не секрет, что женщине-художнику сложнее соединять творчество и семейную жизнь. У нас, в России, принято, что женщина — хранительница домашнего очага, она должна все купить, приготовить, создать уют. Но и о творчестве не хочется забывать. Поэтому лавируем как можем. Обдумать свои картины, к примеру, можно и когда режешь салат или чистишь ковер.
В последнее время часто размышляю над темой: место женщины в мире. Мне кажется, что наше будущее — за мудрым женским руководством. Недаром название нашей страны Россия — женского рода. И наши женщины — самые красивые.
Задумала сделать серию картин под условным названием: «Четыре возраста».
— Ваши дети, наверное, тоже рисуют?
— Нет... У меня две дочери, в детстве пробовали свои силы, но дальше не пошло. Возможно, что я слишком строго к ним относилась. Зато моя трехлетняя внучка, Юнона, возможно, продолжит династию, у нее уже было несколько персональных выставок. Девочка симпатичная и эмоциональная, и талантами Бог не обделил: и танцует, и поет.
Мы с ней в одной мастерской работаем. Бежит ко мне: «Баба, дай кисточку, дай мне краски».
— Любовь Ивановна, интересно узнать, какая работа вам больше запомнилась?
— «Экзотика»... Это портрет девушки с косичками на фоне восточного зонтика. Моя старшая дочь, Наташа, несколько лет назад ездила в Таиланд и привезла оттуда необычные сувениры. Это и вдохновило меня на новую работу. Мы сделали постановку, и в течение месяца дочь мне позировала, а я рисовала. Так вышло, что портрет остался недорисованным, он три года простоял. А перед выставкой я его доделала.
Рисуя его, вспоминала работы Зинаиды Серебряковой, ее «Марокканскую серию». Русская художница, умершая в Париже, близка мне по духу. Она сумела соединить такие, казалось бы, несовместимые вещи, как творчество, женское начало и материнство. У нее было четверо детей. Рано умер муж, и Зинаида Серебрякова в трудное послереволюционное время, чтобы прокормить семью, бралась за любую работу — рисовала пастелью, акварелью, у нее широко представлена женская тема, что мне также близко.
Когда в Новосибирске, в конце семидесятых годов, я впервые увидела ее работы в подлиннике, меня поразили мастерство владения техникой пастели, выбор тем...
— Что больше в вас — художника или педагога?
— Одно неотделимо от другого! Конечно, преподавание отнимает много времени, сил и энергии. Если не успеваю реализовать свои творческие идеи, отдаю их своим ученикам.
Возможно, что делаю это неплохо, если восемьдесят процентов моих бывших воспитанников поступают в учебные заведения, связанные с искусством.
На снимках: Любовь Сугак и ее работы.
«Четыре возраста» Любови Сугак
07.04.2007 00:00:00