Новосибирск 4.1 °C

«Закон Кулона не объявишь вне закона»

12.04.2007 00:00:00



Тимур Шаов — звезда молодого поколения современной бардовской песни. Выпустил семь альбомов, выступил почти во всех крупных городах России, побывал с концертами в Германии, Голландии, США, Канаде, Израиле, в странах Балтии, Украине, Белоруссии. Лауреат Грушинского фестиваля. В 2001 году стал единственным бардом, получившим профессиональную премию в жанре сатиры и юмора «Золотой Остап». Лауреат национальной премии «Шансон года-2003». В Новосибирск с музыкантами Сергеем Костюхиным и Михаилом Маховичем привез новую программу «Свободная частица», с которой совершает гастрольный тур по стране.

Он опоздал на пресс-конференцию — долго ехали из Томска, где он тоже выступал. Владимир Аникеев — хранитель духа авторской песни в Новосибирске, вдохновитель и организатор не имеющего аналогов в Сибири проекта «Гитара по кругу», представляя «звезду», сказал: «Благодаря таким людям, как Тимур, мы не теряем оптимизма». «Звезда иронии» среагировал мгновенно: «На этом пресс-конференция заканчивается! Главное сказано».

На вопрос, считает ли себя бардом, ответил: «Может быть. Не важно, кем себя считаешь. Но, с другой стороны, неудобно, когда у детей в школе спрашивают: а кто ваш папа? А что они? Бард наш папа?! Как-то несерьезно. Артист? Черт его знает, кто я! Я вообще не люблю классификации. Психотерапевт я, наверное, все-таки! Как был доктором, так и остался».

Тимур Шаов окончил мединститут, 12 лет работал в районной больнице, на родине, в Карачаево-Черкесской автономной области. И писал песни. Настал момент (1999 год), когда авторская песня «настолько влезла в жизнь, что пришлось заняться ею профессионально». Женат, трое детей. Живет в городе Дубна Московской области. Им написано около двух сотен песен. Жизненное расписание очень плотное: 10 — 14 концертов ежемесячно.

Его творчество стоит несколько особняком. Это не надрыв и безрассудное бунтарство Высоцкого, не трагический слог Галича и ядовитая сатира Жванецкого. Шаов ни на кого не похож. Его слово, приправленное изрядной долей иронии и каплями здорового врачебного цинизма, клокочет и жжет, как больная совесть. Ему чуждо ханжество. Он не стесняясь называет вещи своими именами, рассыпает по текстам сленговые словечки, чем хлестко бьет в ухо любителя изящной словесности. Считает, когда возникает желание понравиться, на этом человек как творческая единица заканчивается. Не теряет самоиронии и с чувством юмора относится к себе.

И пишет так, «чтобы было весело». Непринужденная, свободная атмосфера царит и на концертах: он отвечает на любые вопросы, не просит убрать фото- и видеокамеры, разрешает держать включенными мобильники («Как же можно? Человек сидит, меня слушает. А вдруг у него бизнес горит в это время?!»).

Журналисты называют Тимура Шаова «бардовским» Зощенко. «Талантливым и злобным шутом» он также слывет. А он, признанный, отмеченный наградами, остается самим собой. «Ну а так как я не классик, сам воздвиг себе Парнасик» — песня «Пегас, Муза и лирический герой»:

На обочине культурного
процесса
Вольно дышится и видно
далеко.
Я сижу в обличье дикого
черкеса,
Откупориваю сабелькой
пивко.
У других людей Пегасы —
Любо-дорого глядеть.
Мой Пегас подкован криво:
У него из пакли грива
И общипанные крылья,
Куцый хвост, как пистолет.
Нрав веселый: скачет,
квасит,
Встретит лошадь —
отпегасит.
Он шакалит на помойках,
Но вообще-то он эстет.
Моя муза — из Советского
Союза,
Торговала раньше пивом
на разлив,
Называет меня:
«вшивый мой Карузо»
И подмигивает, плечи оголив.
Мой лирический герой,
он не лиричен,
Он циничен, мой лирический
герой.
Он порочен, не приручен,
ироничен.
Я-то добрый сам,
а он чего-то злой.
Я хороший, тихий, славный,
неприметный,
А он шумный, он гуляка
и нахал,
И все время кроет лексикой
абсцентной,
Я и слов таких-то сроду
не слыхал.
Тут у нас приют убогого пиита.
Эти трое пишут пульку
на песке
С шумом, руганью:
«А ваша дама бита!» —
Атмосфера, как в портовом
бардаке.

Песенные миниатюры Шаова довольно длинные, но исполненные артистично, с неподражаемой «шаовской» интонацией, вместившие в себя и картинки нелепой повседневной действительности («Верните машину!» — об угоне автомобиля у друга), и явления социально-политической жизни («Выбери меня» — на тему верховной власти в стране), они никого не оставляют равнодушным. Поданные с искрометным юмором и тонкой иронией, песни Тимура Шаова, о вещах в общем-то грустных, не оставляют гнетущей безнадежности. В них есть «свет в конце туннеля». И философский смысл. И зритель, смеясь над слабостями собственными и пороками общества, задумывается о вечном российском: «Какие мы и что же делать?» «Врачебную нищенскую» Тимура просят исполнить на каждом концерте:

Ах, нищее племя,
коллеги-врачи,
За что ж нас судьба наказала?
В аванс выдают нам анализ
мочи,
В получку — анализы кала.
Нет жизни на Марсе,
ученый сказал,
У нас тоже нет, уж поверьте:
Я гол, как сокол, и я зол,
как шакал,
Я нищ, как Ван Гог
перед смертью.
Как выйдешь на паперть и
глянешь окрест —
Нет счастья. Покой есть и воля.
Отчизной поставлен
на мне красный крест,
И в зад полумесяц мне колет.
Я — жертва Минздрава,
я — падший престиж,
Я — швед под Полтавою,
братья,
Я — черная моль, я —
летучая мышь,
Я — функция в белом халате.

В последнее время — заметили? — появилась тенденция говорить, что живем все лучше. А массы ну никак не хотят положительные сдвиги замечать — «Какой неудачный попался народ!» И появляются издания, спонсируемые властью и бизнесом, так называемые издания «со знаком плюс». Покажем-де — жизнь-то налаживается. А баба Маня по-прежнему покупает молочко с хлебом да рыбий хвостик на базаре на уху, все меньше бюджетных мест в вузах и полечиться качественно можно только за деньги. И Шаов в сегодняшней России очень кстати.
«Иные времена» (переслушивая Галича):

Шуршат лимузины, искрится
вино,
Жратвы в магазинах, как грязи,
полно!
Текут инвестиции, крепится
власть,
И даже в провинции есть что
украсть!
Живем в шоколаде, а что алчем
рубля,
Так не корысти ради, а радости
для!
Триумф креатива —
апгрейдинг умов!
А главное — пива сто двадцать
сортов!
Вроде жареным не пахнет,
Черный ворон не кружит,
Олигарх над златом чахнет,
У метро алкаш лежит.
Складно врет номенклатура:
Счастье, мол, не за горой.
А страна сидит, как дура,
И кивает головой:
Кому бутик открывать,
кому окоп отрывать...
А с Тверской страна не видна.
А кто плохо жил, будет
плохо жить.
Это все они — времена...

На вопрос, были ли проблемы в связи с остросоциальными текстами, «бардовский» Зощенко ответил: «Если бы меня часто по телевизору показывали... Как бы я остро социально ни вякал, ни кудахтал, у нас сейчас плюнь в глаза — абсолютно божья роса. Роль творческих людей сегодня в стране сведена к минимуму. Вот поучаствовать в выборной кампании... А критика — никому это неинтересно». «Свободная частица» — песня, давшая название новой программе. Сам термин — физический, из области микромира. Проведя поэтическую аналогию, в макромире, именуемом Россией, каждый из нас — тоже частица. И нужно учиться быть свободными. Жить с ощущением внутренней свободы. Только тогда возможно поступательное движение, развитие духовное человека и общества.

Ты знаешь, Петя, я зауважал
науку.
Сейчас такое злое время
на дворе,
Страна не та уже давно,
а скорость звука
Все та же, что при батюшке
царе.
Ах, как печально на пеньке
сидит ворона!..
Пришли Лопахины и вырубили
сад.
Из вечных ценностей — один
закон Кулона
Да площадь круга все еще
пи эр квадрат.
Летит нейтрино сквозь рогатки
и препоны,
И за Можай его, нейтрино,
не сошлют,
Закон Кулона не объявишь
вне закона,
Но разве что через
Басманный суд.
Эх, нам бы воспарить,
как птицы,
Эх, нам бы взять пример
с частицы.
Она свободна. Жаль,
ее не видно.
Как гражданину это мне
обидно.

«В Перми после концерта к нам зашел человек и произнес чудесную фразу, которую мы выгравируем, наверно, как эпитафию. Он сказал: «Спасибо вам за то, что вы несете!» Имел, конечно, в виду доброе, вечное. Но прозвучало чудесно! Сергей Владимирович Костюхин — циник законченный, он вскочил, пожал ему руку и сказал: «Вот вы первый, кто правильно оценил наше творчество!» Поведав байку зрителям, автор и музыканты вместе по традиции лихо закончили выступление бравурным и веселым «антидепрессивным гимном» — актуальная тема! — «Боремся с депрессией».

В интернете у Тимура Шаова есть официальный сайт. Но поклонникам этого мало — организовали неофициальный сайт, фан-клуб. «Одна из самых большущих поклонниц живет в вашем Академгородке, — с теплотой поведал Тимур. — Она не юный человек. Всегда пишет на сайт, задает вопросы. А если, не дай Бог, кто-нибудь меня поругает, становится на защиту грудью. Мы в прошлый приезд познакомились с Зоей Мартыновной». На концерт в Дом ученых Тимур приехал с букетом цветов для своей верной поклонницы.

Говорят, человечество смеясь расстается со своим прошлым. Из прошлого, да и из настоящего, гражданам России есть с чем расставаться. Тимур Шаов блестяще демонстрирует это. Свободным творчеством. Значит, можно верить, «придут другие времена». Достойные.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: