Новосибирск -0.6 °C

Экстрим по-краснофакельски

12.04.2007 00:00:00



Фактически за несколько часов репетиций и прогонов перед показом им довелось совершить невозможное — восстановить полузабытый спектакль. Естественно, без потерь по части художественного уровня не обошлось, как не обошлось и без жертв, которых, как известно, требуют красота и искусство. Тем не менее сыграли достойно. Трактовка мольеровской комедии в духе булгаковского романа «Мастер и Маргарита», осуществленная режиссером Андреем Прикотенко, вызвала бурную полемику среди искушенной московской публики и критики. А в целом поездка на «Маску» подтвердила ту истину, что «Красный факел» был и остается в сложнейших условиях реконструкции одним из самых живых, интересных в творческом отношении, дерзким по степени готовности к экспериментам театров страны.

Напомню, что на фестивале «Сибирский транзит», состоявшемся прошлой осенью в Улан-Удэ, краснофакельский «Тартюф» удостоился почетного приза в номинации «Лучший спектакль-ансамбль» — жюри отметило именно поразительную слаженность игры, степень внешнего и внутреннего взаимодействия персонажей друг с другом. А далее эксперты «Золотой маски» выдвинули этот спектакль на соискание национальной премии сразу по четырем номинациям: «Лучший драматический спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа сценографа» и «Лучшая мужская роль», в которой обозначились сразу два имени исполнителей главных ролей — заслуженных артистов РФ Владимира Лемешонка (Оргон) и Игоря Белозерова (Тартюф).

Когда я прочла общий список номинантов, невольно вспомнилось стихотворение Маяковского «Про любовь»: «…ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьиванны считая своим соперником!» Ибо прямые соперники наших новосибирских номинантов — это сплошь театральные «тяжеловесы». Например, молодой и перспективный, поскольку весьма востребованный сценограф «Тартюфа» Олег Головко выдвинут наряду с Давидом Боровским и Сергеем Бархиным, уже снискавшими многочисленные лауреатские звания и награды как за отдельные свершения, так и по совокупности заслуг, уже в силу продолжительного срока служения искусству. Вот и конкурентами очевидных лидеров краснофакельской труппы Лемешонка и Белозерова стали звезды первой величины вроде москвичей Евгения Миронова и Игоря Ясуловича, питерского красавца Александра Баргмана, Петра Семака (из МДТ под управлением Льва Додина), Александра Девотченко и других.

Впрочем, о премиях, равно как и о праздниках и развлечениях, никто и не помышлял: новосибирские актеры прилетели в Москву в воскресенье, 8 апреля, когда православные отмечали Пасху. Понятно, что перед ранним утренним вылетом не выспались, а по прибытии, едва успев бросить сумки и осмотреться в гостинице «Измайловская», отправились в РАМТ. Актеры повторяли текст в репетиционном зале, в промежутках засыпая прямо на составленных в ряд стульях. Осветители, реквизиторы и монтировщики декораций, не дожидаясь окончания рамтовского спектакля «Тень» по Шварцу, за кулисами взялись распаковывать контейнеры с бутафорией и костюмами.

Процесс установки достаточно сложного по конструкции сценического станка длился всю ночь напролет и завершился лишь к полудню. Место действия — мясная лавка, модель брутального, обывательского мирка, созданного постановщиками, кстати, несколько оскудела — часть бутафорских колбас, сосисок и окороков утратила «товарный вид» ввиду длительного хранения на складе, а потому и не вывешивалась на крюки. Зато актеры — участники «Тартюфа» — преисполнились энтузиазмом «первой свежести»: на прогоне, продлившемся с 13.00 до 17.30, они играли с такой отдачей и вдохновением, что режиссер Прикотенко искренне поблагодарил их за самоотверженность. И попросил за оставшиеся до спектакля 1,5 часа накопить другие ресурсы, чтобы довести площадное действо в стиле комедий дель арте до фарса через обострение...

Увы, прогон оказался выразительнее спектакля. Многим актерам перед выходом на чужие подмостки, к переполненному залу отказало самообладание. Пролог сыграли излишне нервно, форсируя звук на подаче реплик, да и далее возникали сложности из-за своеобразной акустики зала. Первой жертвой волнения в буквальном смысле пала исполнительница роли госпожи Пернель Светлана Сергеева — оступившись, она упала с возвышения планшета, сильно ударившись лбом, но и виду не подала, что ей больно, закончила мизансцену как ни в чем ни бывало, потому многие в публике восприняли это как трюк. А заслуженная артистка в паузах сидела в гримерке с холодным компрессом. Максим Битюков, игравший Дорину, в запале эксцентрики расшиб колено. Хватило и мелких накладок и нестыковок, заставивших режиссера признать, что фестивальный показ о степени актерской взволнованности очень напомнил ему день премьеры, состоявшейся в ноябре 2005 года.

Кстати, Андрей Прикотенко сейчас является художественным руководителем Театра русской драмы в Риге, но утверждает, что краснофакельскую труппу по-прежнему считает своей. И, разумеется, очень рад был встрече с коллегами Сергей Пиоро, который и волновался меньше других, сообщив, что после съемок в сериале воспринимает возможность снова участвовать в спектакле как подарок судьбы (съемки для него продлятся до августа).

«Соединение Мольера с булгаковскими мотивами занятно, забавно, но не более того», — высказал мнение после просмотра критик Александр Иняхин, знакомый с творчеством «Красного факела» уже более 30 лет. По его мнению, актеры старшего и среднего поколений в «Тартюфе» не превзошли свои прежние удачные роли, зато среди плеяды молодых порадовал точностью попадания в режиссерскую механику Антон Коломеец. Выразительную, органичную работу Коломейца отметили многие зрители, среди которых было немало знакомых лиц — режиссер Владимир Берзин, бывший актер Алексей Самолетов, ныне работающий на «Радио России», и другие.

Общий взыскательный настрой критиков, собственно, и объясняется тем, что нашему «Красному факелу», имеющему репутацию ведущего театра Сибири, давно никто не делает скидку на провинциальность, его судят, что называется, по гамбургскому счету. И приветствуют так же горячо: в финале актерам кричали: «Браво!», а на вечеринке в клубе «Золотой маски» и вовсе звучали сплошные комплименты, ставшие логичным завершающим аккордом фестивальной поездки. Причем последним высказался знаменитый режиссер Дмитрий Черняков, многократный лауреат «Маски», некогда дебютировавший в «Факеле» выпуском спектакля «Козий остров». В этом году он из номинантов перешел в разряд… постановщика церемонии награждения. Пообещал, что она будет не менее торжественной, чем вручение Нобелевских премий — «без всякой капусты». А еще заявил, что сам более в «золотомасочных» конкурсах участвовать не намерен, ибо это суета.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: