В годы войны заводу пришлось принять несколько эвакуированных авиапредприятий и КБ.
Послевоенная история завода также богата на события. С 1947 года завод выпускал реактивные истребители «Миг-15», а с 1954 — сверхзвуковой «Миг-19». С 1958 года предприятие сотрудничает с КБ имени Сухого. Знаменитый «Су-24» выпускается здесь с 1973 года. Сегодня этот фронтовой бомбардировщик проходит на предприятии модернизацию.
Самый современный на сегодня российский самолёт «Су-34», ставший визитной карточкой предприятия, разрабатывался с 1989 года, в 1993 году было начато его производство, а в 2003 году первый «Су-34» поднялся в небо. С 2006 года он выпускается серийно.
Самолёт «Ан-38» разрабатывался еще в 1989 году в рамках программы конверсии. Это небольшой пассажирский самолёт. Может быть модифицирован под нужды скорой медицинской помощи, патрульной и противопожарной службы, для нужд геологов, геофизиков и экологов, и даже для VIP-пассажиров. Возможны грузовые модификации. Сегодня этот самолёт выпускается в основном для зарубежных покупателей.
В портфеле заказов завода и самый современный международный проект среднемагистрального пассажирского самолёта «Супер-Джет-100». По оценкам специалистов, только на ближайшие 10 лет рынку авиаперевозок потребуется 700 — 800 таких самолётов. На предприятии будет выпускаться его 75-местная модификация.
Потом была экскурсия по цехам завода. Нам показали даже лётно-испытательную станцию (ЛИС) при заводском аэродроме, где уже готовые самолёты проходят предполётное и послеполётное обслуживание. Самое общее впечатление по итогам экскурсии — это большое современное наукоёмкое производство.
Современную молодёжь особенно могут впечатлить обрабатывающие центры германской фирмы Handtmann. Один из них, 5-осевой обрабатывающий центр, — универсальный агрегат, оснащенный 24 видами обрабатывающих инструментов, может изготавливать в автоматическом режиме (по заданной компьютером программе) детали и узлы любой кривизны и конфигурации.
Второй подобный обрабатывающий центр снабжён 16-ю видами инструментов. Он предназначен для обработки профильных деталей.
Тут же контрольно-измерительный комплекс. Все эти агрегаты управляются компьютерами. Они заменяют целую поточную линию обрабатывающих станков. И всеми ими управляет молодёжь.
Самые яркие впечатления были от «Су» — былинно-мифологические.
Когда видишь эту современную мощную боевую машину вблизи, то вдруг ловишь себя на ощущении: на такой вот «огненной колеснице» мог бы разъезжать по небу Илья-пророк, или славянский Ярило, египетский Ра, индийский Сурья, греческие боги Олимпа или древние боги ацтеков и майя.
Именно так отечественные конструкторы, инженеры и рабочие увидели и воплотили в жизнь вековые мечты наших предков, отраженные в мифах и былинах.
А вот «Ан-38» похож на шмеля, трудолюбиво облетающего клеверное поле. Он очень удобен для связи отдаленных райцентров с Новосибирском. Надеюсь, что этот изящный авиаавтобус (или авиатакси) появится и на наших внутриобластных линиях.
Само заседание оперативного штаба прошло по-деловому. Обсудили, что сделано и что предстоит сделать. Одна из директоров районных ЦЗН узнала в ходе экскурсии в молодом рабочем своего бывшего ученика и своего бывшего безработного. И её очень заинтересовала возможность пригласить своего земляка в район. Чтобы он смог рассказать о заводе. А экскурсии на завод, как один из способов ознакомления с возможностями и потенциалом предприятия, решено проводить регулярно.
Символ НАПО в XXI веке — это не только суперсовременные машины, которые здесь делают, но и молодое поколение, которое умеет делать «огненные машины для богов». Это есть новый средний класс нашей страны, который умеет строить самые сложные и наукоёмкие машины.
Где делают колесницы богов
20.04.2007 00:00:00