Новосибирск -0.6 °C

Всех уравнять с бюджетной выгодой

24.04.2007 00:00:00



В неудобном месте, между отдаленными друг от друга остановками. Несколько раз подвергла себя опасности, выбираясь из троллейбуса на тротуар по оживленной проезжей части, испачкала обувь на всем известно каких наших дорогах, заплатила за езду с пересадками втрое больше обычного и на час опоздала на работу. Слава богу, что еще не стала ввязываться в разгоревшийся скандал между пассажирами и кондуктором, не желавшим возвращать деньги, не доставив людей до места, — а то бы еще, наверное, и мини-стресс испытала. Идею жаловаться на кондуктора отмела почти сразу — и без того у пожилой женщины работа не сахар, а отказ в обмене билетов на деньги, видно, вызван был особыми причинами. Этой долгою дорогою особенно остро мучили меня не вдруг возникшие вопросы: кто во всех дорожно-транспортных безобразиях виноват и что вообще можно предпринять такого кардинального, чтобы раз и навсегда улучшить ситуацию в сети муниципальных перевозчиков, дисциплинировать частников, поправить материально-техническое положение новосибирских автотранспортных предприятий?

Ответы на эти вопросы, конечно, пытаются найти и представители власти. Новосибирские депутаты городского Совета, к примеру, недавно выступили в областном Совете с законодательной инициативой об увеличении налогообложения для частных извозчиков. Так, по мысли народных избранников, можно было бы попытаться для начала уравнять возможности муниципальных и частных перевозчиков, а в дальнейшем — со значительным увеличением поступлений в городскую казну — укрепить материальную базу муниципалов и вывести их работу в целом на новый уровень.

Сегодня для автотранспортных организаций при базовой доходности, определенной в месяц на одно транспортное средство и равняющейся 6 тысячам рублей, налог с одной машины в месяц составляет всего лишь 1018 рублей. В связи с тем, что 90 процентов от данного налога поступает в местные бюджеты, депутаты Новосибирского горсовета посчитали себя вправе проанализировать финансовые показатели и предложить изменения налогообложения для данного вида деятельности.

Как сообщил на заседании комитета облсовета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике председатель комиссии Новосибирского горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству Александр Солодкин, «по мнению управления налоговой службы РФ по Новосибирской области, доход коммерческих перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров, составляет от 110 до 280 тысяч рублей в месяц». При этом узнать точную сумму доходов каждого из немуниципальных перевозчиков не представляется возможным: в налоговых декларациях они без труда занижают цифры — на коммерческих машинах отсутствуют даже элементарные системы контроля выдачи билетов. Поэтому, анализируя финансовую ситуацию в отрасли, депутаты были вынуждены руководствоваться лишь официальными данными по муниципальным автотранспортным предприятиям города Новосибирска. И все равно вышло, что сегодняшний размер базовой доходности, из которой рассчитываются налоги для перевозчиков, явно занижен.

Городские депутаты предложили установить величину базовой доходности 36 тысяч рублей — при ней ежемесячный налог с одного транспортного средства составит 6 тысяч 701 рубль. По мнению начальника департамента экономики и финансов мэрии города Новосибирска Ольги Молчановой, эта величина далеко не предельна и не может привести ни к разорению предпринимателей, ни к ухудшению условий работы для водителей.

Поскольку за органами местного самоуправления закрепляется право корректировать базовую доходность с понижающими коэффициентами, в зависимости от реальных финансовых показателей, муниципальные органы власти смогут учесть все особенности местного бизнеса, которых из Москвы не видно, и установить подходящие именно для их муниципалитетов величины расчета налога. К примеру, если при максимальном размере коэффициента размер налога на одно транспортное средство может составлять 6 тысяч 701 рубль, то нижняя планка позволит платить лишь 33 рубля 50 копеек. Такое послабление может быть необходимым для многих территорий Новосибирской области с не столь развитой транспортной сетью, как в областном центре — городе Новосибирске — или других крупных населенных пунктах.

Депутаты Новосибирского горсовета считают, что предлагаемые изменения будут способствовать установлению обоснованной налоговой нагрузки и в то же время позволят увеличить поступления в местные бюджеты, создать стабильные дополнительные источники доходов. Насколько хорошо усиление налогового бремени для транспортников отразится на муниципальной казне, по словам Ольги Молчановой, точно все же не посчитать. Но и «невооруженным взглядом» видно, что это будут внушительные суммы.

«На все наши многочисленные запросы о том, какие суммы поступают от транспортников, налоговые органы отвечают отказом, так как по форме налоговой отчетности сегодня не предусмотрено выделение по отраслям. И все же даже при сегодняшней тенденции упорядочивающего транспортные потоки сокращения перевозчиков на улицах города Новосибирска поступления от отрасли с предлагаемыми изменениями все равно увеличатся в 2 — 3 раза», — говорит Ольга Витальевна.

Александр Солодкин особо отметил, что перевозчики, участвовавшие в разработке представленных предложений, готовы выстраивать необременительные налоги, и предлагаемую сумму они назвали для себя приемлемой.

Свое мнение по этому вопросу высказал директор муниципального унитарного предприятия Пассажирское автотранспортное предприятие-4 (МУП ПАТП-4) Геннадий Палков: «Нужно увеличить размер базовой доходности не только на 30 тысяч рублей, но и еще раза в два. То, что частники платят сегодня чуть больше тысячи рублей с одной машины в месяц — это же копейки! Большой автобус «делает» 6 — 8, а то и 10 тысяч рублей в день. При расчете размера налога должны учитываться место работы, заполняемость, интенсивность маршрута, а для грузовых машин — мощность двигателя. Но в целом изменения налоговых коэффициентов обязательно нужны, а то муниципальные и частные перевозчики сегодня находятся в слишком разных условиях. Частники попросту выживают нас с этого рынка за счет разницы в налогах — ведь муниципальные предприятия показывают все доходы, а частники скрывают большую часть прибыли».

В то время, как наши муниципалитеты просчитывают возможную выгоду и готовятся выступить в защиту своих интересов, на федеральном уровне, по крайней мере, на сегодня по данному вопросу все решено. Видимо, не разделяя мнения, что с мест ситуация понятнее, Правительство РФ уже выдало отрицательное заключение на подобную законодательную инициативу от других регионов. Однако уверенные в своей правоте регионы отступать не собираются. Новосибирские депутаты решили, объединившись с коллегами из других субъектов, еще раз выступить с законодательной инициативой по изменению налоговых ставок. Рано или поздно, считает заместитель председателя комитета облсовета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике Сергей Канунников, вопрос должен решиться.

Когда бы и как ни решилось, для простых пассажиров это вряд ли что-то кардинально изменит, тем более в лучшую сторону. Коммерческая стоимость проезда и так все больше «кусается» — двенадцатью рублями в автобусах и пятнадцатью — в маршрутках (и это только по городу Новосибирску). Лично у меня с повышением налогового бремени для частников не связываются надежды ни на улучшение работы и обслуживания, ни, уж тем более, на сдерживание проездных тарифов на транспорте любой формы собственности.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: