Новосибирск 6.8 °C

Хранитель

03.05.2007 00:00:00



По трагическому совпадению артист Кирилл Лавров пережил Михаила Ульянова — своего друга и брата, как он его называл после совместных съемок в фильме «Братья Карамазовы», всего на месяц и один день. 26 марта Лавров, будучи сам тяжело больным, приехал в Москву на похороны Ульянова и сказал: «Низкий тебе поклон, дорогой мой брат!» Актер пояснил, что после выхода фильма-экранизации романа Достоевского они с Ульяновым всю жизнь чувствовали себя братьями.

Кирилл Лавров родился в 1925 году в Киеве в театральной семье. В 1943 году 17-летним ушел добровольцем в армию, однако попал в военно-авиационное училище в Усть-Каменогорске. Лавров учился там до конца войны, затем служил военным авиатехником на Курильских островах, где впервые и попробовал себя на самодеятельной сцене.

Демобилизовавшись в 1950-м, вернулся в Киев, где его взяли статистом в театр им. Леси Украинки. На этой сцене он приобрел первую популярность, когда режиссер Константин Хохлов пригласил Лаврова в Ленинград. Первой его ролью в Большом драматическом театре стал Викентьев в спектакле «Обрыв» по роману Ивана Гончарова.

В 1956 году в театр пришел Георгий Александрович Товстоногов. Для Лаврова и для театра началось счастливое время.

После смерти Товстоногова в 1989 году труппа избрала Лаврова художественным руководителем театра.

Самыми известными из созданных на театральной сцене ролей стали Молчалин («Горе от ума» Грибоедова), Соленый («Три сестры» Чехова), Городничий («Ревизор» Гоголя), Астров («Дядя Ваня» Чехова) и, конечно же, роль 70-летнего Маттиаса Клаузена в спектакле «Перед заходом солнца». Это была его лебединая песня о последней любви. А потом была работа в веселой мелодраме про стариков, которые учатся достойно доживать, — «Квартет» по пьесе Харвуда...

В кино артист начал сниматься с 1956 года. Особенно запомнился зрителям его Алексей Лапин из ленты «Верьте мне, люди» (1965). В 1969 году вышел фильм Пырьева «Братья Карамазовы», где Лавров блистательно сыграл Ивана Карамазова. Потом последовала новая этапная роль — генеральный конструктор Андрей Башкирцев из фильма «Укрощение огня» (1972) Храбровицкого. Потом у Лотяну (граф Карнеев, «Мой ласковый и нежный зверь»), у Шпаликова (Виктор, «Долгая счастливая жизнь»), у Авербаха (Гладышев, «Объяснение в любви») и еще много-много разных ролей. Финальной стала трагическая — роль Понтия Пилата в фильме Бортко «Мастер и Маргарита».

Нам, новосибирцам, посчастливилось встретиться с Кириллом Юрьевичем сравнительно недавно — в сентябре 2006 года. Когда Большой драматический приехал на первые в истории нашего города гастроли этого театра.

На пресс-конференции Лавров тогда сказал, что Новосибирск ему по-особому дорог: в 1942-м он здесь был в эвакуации, жил на улице Романова и работал подростком на военном заводе № 325 наркомата боеприпасов, который, по его воспоминаниям, находился на Красном проспекте, за железнодорожным переездом...

Поделился, как трудно коллективу после смерти Товстоногова держать оборону настоящего искусства в рыночном хаосе. Порадовался, что наконец-то, «на 16-м году совместной работы», уговорил главного режиссера Тимура Чхеидзе взять на себя художественное руководство театром. Так как все эти годы считал себя, не владеющего режиссерской профессией, не вправе занимать эту наиважнейшую в театре должность, а точнее, роль. Он видел себя в роли непреклонного, но скромного хранителя культурных богатств. А потом мы увидели его на сцене — в пушкинском «Борисе Годунове». Лавров был Пименом. Летописцем. Хранителем правды. Исторической. Театральной. Таким мы его и запомнили...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: