Новосибирск 6.8 °C

На власть надейся, а сам не плошай

05.05.2007 00:00:00



Гладко вышло на бумаге...
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ (далее — Закон 181-ФЗ) «...определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации».

Если прочесть эти строки, всё прекрасно! Однако в реальной жизни не так всё просто. Видимо, инициаторы Закона 181-ФЗ были в состоянии эйфории от мысли, что законодательно решили вопросы социальной защиты инвалидов, и упустили одну «мелочь» — безграмотно посчитали количественный и качественный состав инвалидов и в какие финансовые средства «выльется» государству эта «социальная защита инвалидов».

Затем появился «знаменитый» Закон 122-ФЗ, заменивший с 1 января 2005 года натуральные льготы Закона 181-ФЗ денежной компенсацией. Хорошая в принципе идея, но, к сожалению, вместо улучшения жизни инвалидов произошло обратное, и понадобится не один десяток лет, чтобы эту ситуацию исправить.

Если до Закона 122-ФЗ, по самым скромным подсчетам, стоимость льгот Закона 181-ФЗ составляла около 1 триллиона рублей в год для 10 миллионов 400 тысяч инвалидов России, то по Закону № 122 государство компенсирует инвалидам ликвидированные льготы на сумму около 145 миллиардов рублей. Разницу стоимости реабилитации инвалидов — около 855 миллиардов рублей в год — государство переложило на плечи самих инвалидов.

Двойные стандарты
Положение усугубляется тем, что меры «...социальной поддержки и социального обслуживания, относящиеся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации…», являются расходными обязательствами самих субъектов Российской Федерации. А денег в бюджетах субъектов Российской Федерации на социальную защиту инвалидов, как правило, нет.

Несмотря на то, что «...контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов...» входит в компетенцию федеральных органов государственной власти, субъектам Российской Федерации отдано право определения «...приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации», и, самое главное, что приоритеты эти устанавливаются «...с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации». То есть если уровень социально-экономического развития субъекта Российской Федерации не позволяет проводить меры социальной защиты инвалидов, то происходит вымирание инвалидов, так как органы местной власти используют противоречия в Законе 181-ФЗ в свою пользу и не выполняют требования норм закона, а нищенские бюджеты семей инвалидов не позволяют им самим осуществлять свою реабилитацию по прейскурантам платных услуг. Так что народные представители в Госдуме РФ, которых инвалиды от своего имени избрали, в законы для инвалидов вносят либо нормы двойных стандартов, либо взаимоисключающие нормы.

Не защищают инвалидов в полной мере и местные депутаты ни областного, ни городского Советов. Один из ярких примеров — трехлетняя возня (с марта 1999 по октябрь 2002 года) с установлением социального размера в 15,0 квадратных метра дополнительной жилой площади инвалидам, имеющим на неё право согласно «Перечню заболеваний...» в Законе Новосибирской области «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области», и нежелание исполнительной власти предоставлять таким инвалидам эту льготную оплату жилищно-коммунальных услуг за дополнительную жилую площадь с 1 января 2003 года по настоящее время.

Пока никто не отвечает
А если вдуматься, кто виноват в том, что гражданин России стал инвалидом? Причины инвалидности, как правило, не зависят от самого инвалида. Либо это факторы неблагоприятной окружающей среды — Чернобыль, Семипалатинск, техногенные катастрофы... Либо социальные факторы — нищенские заработные платы, размеры которых ниже прожиточного минимума (отсюда недостаточное и некачественное питание), невозможность получить необходимое и качественное медицинское обслуживание. Жилищные условия основной массы граждан России оставляют желать лучшего. Растет детский и производственный травматизм и так далее.

Статья 6 Закона 181-ФЗ гласит: «За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». А статья 32 утверждает, что «граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». А был ли прецедент, когда за инвалидность гражданина России или нарушение его прав кто-нибудь был наказан? Если и есть такие примеры, то, уверен, их единицы.

Что достигнуто?
Постоянно с момента принятия Закона 181-ФЗ Новосибирской городской общественной организацией реабилитации инвалидов «ГОРИ» совместными усилиями с общественными организациями инвалидов Новосибирска и области неоднократно поднимаются вопросы и в органах государственной власти, и в правоохранительных органах, вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

В результате совместных усилий власти и общественных организаций появился Закон Новосибирской области «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области» № 45-ОЗ от 12 марта 1999 года, обязавший представителей государственной власти области учитывать мнение инвалидов.

С 1 января 2003 года введена в действие новая статья Закона 45-ОЗ, установившая социальный размер дополнительной жилой площади в 15,0 кв. метра на одного инвалида, имеющего на неё право в соответствии с «Перечнем заболеваний...», утвержденным Правительством Российской Федерации.

С 30 апреля 2003 года по требованиям инвалидов и представлению прокуратуры Центрального района областным судом Новосибирска отменена социальная норма потребления жилищно-коммунальных услуг, в том числе и по электроэнергии. Теперь учитывается только доля как общей площади занимаемого жилого помещения, так и услуг, приходящихся на инвалида, но не менее социальной нормы жилья и потребления услуг, установленных в субъекте Российской Федерации. В частности, доля электроэнергии, приходящаяся на одного инвалида, оплачивается в 50-процентном размере, и эта доля на одного инвалида не может быть менее 75 кВт/час.

Реализуются отдельные пункты муниципальных программ по обеспечению доступности среды обитания для инвалидов.
Однако даже те минимальные финансовые средства, выделяемые муниципальным бюджетом города, расходуются нерационально, «выбрасываются на ветер», так как не соблюдаются требования СНИПов, не обеспечивается технологическая неразрывная цепочка звеньев доступности безбарьерной среды.

Острейшие проблемы
Не обеспечен доступ в объекты социальной инфраструктуры, так как не предоставлены места парковок автомобилей инвалидов, которые не должны заниматься иными транспортными средствами.

Отсутствуют отдельные звенья неразрывной цепи безбарьерности окружающей среды инвалидов-колясочников, начиная от жилых помещений квартиры инвалида, лифтовых кабин, лестничных маршей, прилегающих к зданию территорий, входных дверей, порогов дверных проемов и кончая приспособленностью туалетных помещений во всех объектах социальной инфраструктуры для посещения их инвалидами-колясочниками.

Ликвидирована возможность передвижения на автомобилях с ручным управлением, так как если даже взять в полном объеме денежную компенсацию, выплачиваемую за все ликвидированные льготы Закона 181-ФЗ, то понадобится более 7 лет, чтобы приобрести на компенсационные деньги автомобиль «Ока». А если к стоимости автомобиля (100 тысяч рублей) прибавить ежегодные расходы по содержанию автомобиля и затраты на бензин (это ещё около 125 тысяч рублей), то понадобится более 15 лет, чтобы накопить деньги на автомобиль.

Вот только где взять эти годы инвалиду-колясочнику? И как передвигаться без автомобиля? Те, кто пишет и принимает законы, считают, что инвалидам-колясочникам достаточно их кресел-колясок. Хотел бы я посмотреть, как эти деятели на нашем месте 9 месяцев в году передвигались бы на колясках в дождь, слякоть, грязь, в гололед, по сугробам. Не позавидуешь!

Жаловаться надо правильно
Проанализировав создавшуюся ситуацию, еще раз убедился, что необходимо решать каждый конкретный вопрос по обеспечению беспрепятственного доступа в объекты социальной инфраструктуры непосредственно с собственником объекта. Если вопрос касается невыполнения каких-то услуг, то решать его нужно непосредственно с производителем этих услуг следующим образом:

1. Составить в 2-х экземплярах претензию-жалобу собственнику объекта или услуг (далее собственнику) по невыполнению тех или иных требований норм Закона 181-ФЗ.

2. Отправить 1 экземпляр претензии-жалобы собственнику по почте с уведомлением о вручении письма.

3. Дождаться (в течение 30 календарных дней с момента вручения письма) от собственника любого ответа — положительного в вашу пользу или отрицательного не в вашу пользу.

4. При положительном ответе собственник исправит положение, отмеченное вами в претензии-жалобе.

5. При отрицательном ответе собственника изучите мотив отказа.

6. При необоснованном отказе собственника направьте ваше заявление-жалобу по почте в районную прокуратуру по месту вашего жительства. В заявлении-жалобе укажите, какие ваши права нарушены собственником тех или иных требований норм Закона 181-ФЗ. К заявлению-жалобе приложите ксерокопию вашей претензии-жалобы собственнику и ксерокопию ответа собственника.

Если ваши доводы прокуратура посчитает справедливыми и они соответствуют требованиям Закона 181-ФЗ, собственнику будет выдано предписание по обеспечению выполнения нарушенных ваших прав.

В моем случае по непредоставлению мне льготной оплаты жилищно-коммунальных услуг за дополнительную жилую площадь, положенную мне в соответствии с «Перечнем заболеваний...», прокуратура Центрального района Новосибирска выдала предписание ЖЭУ-5 о проведении для меня перерасчета с учетом всех льгот, положенных мне по законодательству РФ и Новосибирской области. С меня снята вся числящаяся за мной задолженность, образовавшаяся в результате начисления ЖЭУ-5 оплаты без предоставления льгот за дополнительную жилую площадь. Эта сумма с января 2003 года составила более 2000 рублей.

Вот таким решением вопроса конкретного нарушения права инвалида, мне думается, и нужно действовать в дальнейшей реализации прав на реабилитацию и интеграцию инвалидов в гражданское общество.

Не нужно надеяться на дядю. Опыт показывает: спасение утопающего — в руках самого утопающего.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: