Новосибирск 2.8 °C

Поговорить откровенно

10.05.2007 00:00:00



Иначе, пожалуй, и быть не могло, ведь речь шла о самом насущном: о семье, о судьбе наших детей, а значит, о будущем России. Настало время открыто поговорить о том, что тревожит, что не дает оснований гордиться настоящим и быть уверенным в великом будущем могущественной некогда державы, а также подумать над тем, что можешь сделать лично ты как гражданин и патриот своей Родины. Поговорить без лишней патетики, без сгущения красок, просто и откровенно.

Марина Глухих, студентка педагогического техникума, считает, что нужно создавать молодежную организацию, основные принципы которой совпадали бы с идеологией Собора. Кстати, по предложению митрополита Кирилла, в 2008 году в храм Христа Спасителя на Собор со всей страны съедется молодежь.

В ходе этих встреч было много интересных выступлений, но начать мне хочется с выступления Елены Петровны Головановой, заведующей отделением Болотнинской центральной библиотечной сети.

— Я считаю, что одной из причин духовной пассивности общества стало падение интереса к чтению. Общению с книгами и взрослые, и дети предпочитают другие занятия, которые не способствуют духовному обогащению и развитию личности. Бытует и такое мнение: сегодня не совсем уместно размышлять о высоких нравственных категориях: о чести, о совести, о порядочности, о доброте. Мол, общество сейчас озабочено совсем другими проблемами.

Но живет рядом с нами на земле писатель Валентин Григорьевич Распутин, который болеет душой за все, что происходит в России. Для него понятия «долг, обязанность и ответственность» были и остаются основными в жизни. Все произведения писателя остросоциальны. Они наполнены болью и тревогой за судьбу России. Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видит истоки бездуховности в социальной действительности. Он говорит нам, что совесть — это такой же орган чувств, как зрение, слух, обоняние, осязание… Человек может притупить в себе это чувство, но забыть о нем не сможет. И даже вопреки желанию человека совесть будет напоминать о себе. Почему сегодня общество мало развивается духовно? Почему современных подростков не интересует более глубокое познание окружающего мира? Почему так мало говорится о высоком предназначении человека? Сможем ли мы, расставшись с книгой, не обеднеть духовно?! — сказала Елена Петровна, и ее проникновенные слова, мне так показалось, подвигли многих из сидящих в зале (а аудитория была процентов на семьдесят молодежной) на размышление о том, что не развлекательное, а душеполезное, философское, познавательное прочел я в последний месяц или год...

А мне подумалось еще вот о чем. Для людей моего поколения переход в самостоятельную взрослую жизнь, когда мы вышли из школы и приняли первое ответственное решение, выбрав профессию, случился в переломное время середины восьмидесятых. Мы не успели прочувствовать «удушливой» атмосферы застоя, когда мыслить и тем паче говорить иначе было запрещено, когда главные задушевные разговоры протекали на маленьких кухнях советских квартир. Мы об этом много слышали и читали.

Сегодня, казалось бы, всем предоставлена полная свобода выражать свои мнения и взгляды. Нет запретов и нет официальной цензуры. Но именно сейчас вернулась традиция откровенных бесед «в своем кругу». Может, и не на кухнях. И без опаски быть преследуемыми за острые высказывания. Но отрицать этот факт нельзя. Сегодня как никогда отчетливо проявилась острая потребность людей побеседовать о самых главных, сущностных вопросах бытия. Поговорить обо всем том, о чем не говорится с высоких трибун и с телеэкранов. Хотя терминология соответствующая — «национальная идея», «нравственность», «исторические корни» — используется довольно часто, но не вызывает отклика в душах сограждан, научившихся безошибочно распознавать политическую «словесную эквилибристику», сдобренную ораторским даром. Встречи, состоявшиеся в Карасуке и Болотном, дают основание думать, что именно Народный собор становится сегодня той аудиторией (в более широком смысле этого слова), где такой разговор возможен.

«Собор — это не только обозначение большой церкви с несколькими приделами. Существует на Руси более древнее понятие этого слова: собор — значит всем вместе, всем миром. А мир, вече, собор собирались на Руси, когда нашему народу приходилось решать жизненно важные вопросы, когда грозила смертельная опасность. Собором преодолевали смуты, собором выбирали князей, а потом и царей, собор собирали на защиту от внешних врагов, собором, как правило, этих врагов побеждали, — сказал, обращаясь к общественности южных районов области на встрече в Карасуке, Александр Косенков, писатель, драматург, кинорежиссер. — Почему необходимы соборы в наше время? Почему лучшие люди сегодняшней России, представители всех слоев общества и религиозных конфессий, политики, ученые с мировыми именами, педагоги, врачи, артисты (во всяком случае, лучшие из них) по доброй воле, без просьб и понуждений каждый год встречаются в соборном зале храма Христа Спасителя? И в этом году состоялся уже одиннадцатый всемирный Русский народный собор. Этих людей объединяет непреходящая тревога за судьбу нашей страны и народа. Потому что они глубже и правдивее, профессиональнее и, если хотите, с особой душевной болью осознают, что страна наша, несмотря на видимое улучшение дел в сфере материальной, тяжело больна в сфере духовной».

Нетрудно подсчитать, что Собор возродился в очень сложное для страны время — в конце девяностых. Вот уже в течение одиннадцати лет умнейшие и порядочнейшие люди собираются, чтобы обсудить проблему нравственного выживания народа, без которого невозможно выживание физическое, чтобы дать людям моральную опору, подарить им уверенность и надежду. А теперь спросите себя, слышали ли вы об этом событии три года назад? А пять, восемь лет назад? Даже если не заглядывать в близкое, но все же прошлое, скажите, что вы знаете о нынешнем Соборе, состоявшемся в Москве не далее как два месяца назад? Чему он был посвящен? Какие проблемы рассматривал? Центральная печать и телевидение уделили этому событию минимум внимания, лишив таким образом значительную часть общества, во-первых, информации, а во-вторых, возможности поразмышлять и подискутировать об очень важных вещах.

Если разговору о духовности, о нравственности народа уделять лишь три-пять процентов газетной площади и эфирного времени, сложится неверное впечатление, что эти вопросы интересуют общество в той же пропорции, а девяносто пять или девяносто семь процентов жителей России хотят знать лишь о том, где случилась бандитская разборка, а где пожар, как развлеклись на каникулах дети олигархов, и почему покупать дизайнерские джинсы сегодня уже некруто. Это не так. И мы с вами это понимаем, но видимость-то создается именно такая. И в отличие от людей старшего поколения, молодые девчонки и парни могут поверить в эту иллюзию. Да, наверное, и верят.

Прислушаемся к словам студентки Болотнинского педагогического колледжа Марины Глухих:

— Общество, в котором мы живем, находится в процессе переориентации, переоценки всех нравственных ценностей. И одна из его главных бед — нравственная безграмотность. Нам, молодым, нередко приходится слышать обвинения в безнравственности. В чем наша вина? Мы — дети этого общества и этого времени. Именно культура современного общества нас воспитала такими.

Телевидение сегодня стало вторым по значимости социальным институтом после семьи. Оно серьезно влияет на воспитание ребенка и подростка. Имея естественное желание расслабиться и отдохнуть у экрана, мы включаем телевизор и что же видим? Триллеры, художественные и документальные, безвкусные юмористические передачи с шутками определенного сорта, клубную жизнь и «любовь» в «Доме-2» как образец жизненного успеха... И молодежь, не вся, конечно, но значительная ее часть, это принимает как стиль жизни, стиль поведения. Тогда чему удивляться, что в нашем обществе происходят акты вандализма, растет преступность и все чаще приходится сталкиваться с людским равнодушием... Телевидение преподносит прожигание, бессмысленное провождение жизни как норму. И этому не дается нравственная оценка.

С особой горечью хочу сказать о сквернословии. Испокон веков русская девушка была эталоном нравственной чистоты, а сегодня мы видим другую картину. Без пива не обходится ни одна молодежная вечеринка, и многие считают, что это совсем не алкоголь, а просто напиток. Мы пытаемся своим студентам растолковывать, что дело обстоит совсем иначе. У нас существует студенческий совет, действует эффективная система самоуправления. Но этого недостаточно. Как будущий учитель я считаю, что надо чаще и открыто говорить обо всех этих проблемах, надо, чтобы общество не молчало.

Нельзя молчать и о том, что редкий фильм, сериал, журнал и даже книга, ориентированная на молодежь, обходятся без сцены наркотического опьянения кого-нибудь из героев, причем чаще это подается в юмористическом ключе, со снисходительной или пренебрежительной подстрочной улыбкой автора, а порой и делается попытка вызвать сочувствие читателя, мол, карьера не удалась, разорился или сердце плачет от безответной любви, вот и подсел на допинг. Меж тем, по словам Анатолия Степанова, заместителя начальника управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, только согласно официальной статистике ежегодно от передозировки погибает более 70 000 человек. И возраст погибших — от тринадцати до тридцати лет. «Это те, по кому нанесен основной удар, — говорит Анатолий Викторович. — Нас лишают нашего будущего. В девяностые годы ежегодный прирост поставленных на учет составлял двадцать пять процентов. К началу века официально числились на учете более четырехсот тысяч наркобольных. По оценкам экспертов, реально число больных — более двух миллионов человек. Одна из насущных задач сегодня — консолидация всех здоровых сил общества, чтобы остановить страшное зло, уничтожающее будущее страны».

Так что же происходит с нами? Мы семимильными шагами движемся в направлении «современных ценностей» и вот-вот интегрируемся в европейскую культуру или, по неразумению или по злому умыслу, теряем то, что стоило бы беречь как зеницу ока? У Николая Александрова, председателя Новосибирского отделения Всемирного русского народного собора, весьма острый взгляд на происходящее сегодня в нашей стране:

— За последние годы жизнь России изменилась к лучшему. Есть перемены в экономике. Реализуются несколько национальных проектов. Но тревога не покидает. И боязнь надвигающейся беды не проходит, несмотря на то, что с телеэкранов нас каждодневно уверяют в том, что живем мы все лучше и лучше и по своему уровню развития все ближе к цивилизованным странам. Почему-то невозможно в это поверить. Быть может, потому, что нас с каждым годом становится на один миллион меньше. Как верить в перемены к лучшему, если в результате абортов ежегодно гибнут четыре миллиона нерожденных детей? Если половина трудоспособного населения живет на грани или за чертой бедности?! Если природные богатства, данные самим Богом народу, живущему на этой территории, которую мы называем Россией, принадлежат горстке олигархов?! Если Стабилизационный фонд отправлен за границу и поднимает экономику недружественных нам стран враждебного блока НАТО?! Если за последние пятнадцать лет с лица земли стерты пятнадцать тысяч российских деревень?! Если у государства нет национальной идеологии, которая определяет путь развития и наполняет смыслом общественную жизнь?!

Совершенно очевидно, что наша страна находится в тяжелейшем кризисе, который не только коснулся различных сфер жизни, но и ведет к нравственной деградации населения. Общество медленно умирает. И не чувствовать, не понимать этого мы не имеем права.

Не случайно темой для встреч с общественностью как в Карасуке, так и в Болотном стали проблемы российской семьи. Педагоги (а это по-прежнему самая неравнодушная часть нашего общества) с болью говорили о деформации института семьи, о потери школой значительной части ее воспитательных функций, о сложности диалога с парнями и девчонками, имеющими перед глазами иной идеал жизненного успеха, нежели тот, который им предлагают словесники и учителя истории. Хочу привести фрагмент выступления преподавателя Карасукского технического лицея № 176 Ольги Грицай. Размышляя об отношении своих учеников к семейной жизни, Ольга Константиновна сказала:

— Я много общаюсь с ребятами и могу уверенно сказать, что большинство молодых людей собираются в будущем заводить семью, намерены иметь детей, причем обзаводиться ими до достижения тридцати лет. Но примерно двадцать процентов сомневаются, нужна ли семья вообще, и считают, что надо успеть пожить для себя. По вопросу, нужно ли оформлять брак официально, мнения разделились. Причем среди тех, кому более симпатичен вариант гражданского брака, большинство — юноши. Я думаю, что этот факт отражает стремление уйти от семейной ответственности, так как семья воспринимается многими как право на любовь, на заботу со стороны другого человека, но не как ответственность за другого…

Говоря об ошибочности слепого копирования западных образцов при реформировании богатой традициями российской системы образования, Ольга Константиновна Грицай сделала особый акцент на необходимости общегосударственной программы духовного возрождения общества, которая бы охватывала все сферы жизни человека от его рождения до становления и зрелости. Много и очень остро говорилось о вреде полового воспитания в школе. Эти проекты, пока в качестве экспериментальных площадок, реализуются в нескольких российских регионах на средства иностранных фондов и меценатов. Ирина Сергеевна Вишневская, руководитель регионального отделения общественной организации «Всероссийское родительское собрание», привела удручающую статистику, свидетельствующую о том, что в регионах, где эксперимент по половому воспитанию школьников идет в течение нескольких лет, резко выросло число абортов и случаев венерических заболеваний среди подростков. Моральные же травмы, нанесенные нашим детям, подсчитать сложно.

Несмотря на вышесказанное, эксперимент продолжается и, более того, идут разговоры о распространении его на другие регионы. Это происходит на фоне жарких дискуссий по поводу преподавания в школе основ православной культуры. В стране, где три четверти населения позиционируют себя как православные, как ни странно немало противников (и в том числе на самом «высоком уровне») этой дисциплины даже в качестве регионального компонента школьной программы. О том, что такое православная культура, как она зарождалась и что такое чувствовать себя русским, на Соборной встрече в Болотном очень хорошо сказал настоятель храма Преподобного Серафима Саровского отец Анатолий:

— Что такое русский? Мы говорим: русская культура, русский человек... А чем он отличается от немецкого или английского? Русский — это единственная национальность, которая определяется не именем существительным, отвечающим на вопрос «кто?», а именем прилагательным — какой? Русский. Это значит человек, принадлежащий к чему-то. К какой-то идеологии, к какой-то культуре, к какой-то истории. Выдающийся русский словесник Владимир Даль — датчанин, выдающийся русский полководец Багратион — грузин, мы можем продолжать список и увидим в нем немцев, прибалтов, кого угодно. Почему? Потому, что русский — это имя прилагательное.

Русская культура возникла благодаря православию. У каждого народа есть своя история происхождения. Когда появились первые германцы, никто точно сказать не может, когда появились первые галлы — тоже. А когда появились первые русские, известно точно: первого августа 988 года. Почему? Потому что в этот день состоялось крещение Руси. В купель крещения вошли вятичи, древляне и поляне, а вышел единый русский народ — племена, объединившиеся вокруг одной веры. И после принятия православия начинает формироваться феномен русской культуры.

Сегодня вопрос введения основ православной культуры — не вопрос религиоведения и не вопрос обращения молодежи к Богу (это интимный вопрос, каждый верит, как он может, и каждый молится, как он может). Это вопрос обращения к корням нашей культуры. Нет творчества без творца, а главный творец — это Бог. И если мы не понимаем религиозных истоков нашей родной отечественной культуры, мы не поймем нашу культуру никогда.

Все знают, что в Москве есть Красная площадь, а на ней храм Василия Блаженного. Правда, мало кто знает, что он правильно называется храм Покрова на рву. Все знают, что перед этим храмом находится лобное место. Но если спросить: «Что это такое?», скажут: «Место казни!» И не понимают, что лобное место никогда не может быть местом казни. Потому что Лобное место — это буквальный перевод еврейского слова Голгофа. Место, где распяли Христа. Разве можно казнить преступников там, где распяли Христа?! Лобное место — это место, с которого совершались общественные патриаршие богослужения и откуда зачитывались царские указы. Это место особых торжеств. А для казни преступников строились эшафоты. Но эта расхожая химера распространяется не только детьми, но и взрослыми и даже учителями истории.

Лобное место — это амвон, и вся Красная площадь в архитектурном ансамбле — это алтарь России. Храм Василия Блаженного — это иконостас. А вход на Красную площадь — Воскресенские ворота — охраняется Божией Матерью, как при входе в каждый храм справа находится икона Божией Матери, так у входа на Красную площадь находится часовня Иверской Божией матери. Иначе она называется Вратарница. Она охраняет ворота в мир. Мы не объясняем этого нашим детям, как не объясняем им религиозных истоков мышления Пушкина и Достоевского. Как можно понять «Братьев Карамазовых», не зная убеждений Достоевского и истории оптинского старчества?! Поэтому главным итогом нашего собора должно стать совместное решение. И мне бы очень хотелось, чтобы это было решение о том, что в нашем районе нашим детям нужны основы православной культуры России. А то, что изучение этих основ способно дать, показали наши же дети, несколько дней назад завоевавшие на международном фестивале «Удаль молодецкая» в Москве четыре первых места. (Эти слова зал встретил овацией. — Авт.) Желаю вам быть достойными преемниками исторических традиций ваших предков, храни вас Господь!

По итогам обеих встреч участниками были приняты резолюции, которые в дальнейшем не только станут достоянием широкой общественности и правлением новосибирского отделения ВРНС будут направлены в Москву, в высший орган Всемирного русского народного собора. Многие предложения, внесенные жителями Карасукского, Болотнинского, Венгеровского и других районов, касаются укрепления института семьи, усиления общественной цензуры над СМИ, возрастания воспитательной роли школы и многих других проблем, о которых шла речь на соборных встречах. И все же главный итог, пожалуй, не это, и даже не создание территориального отделения Собора в Болотнинском районе во главе с Владимиром Сергеевичем Грибовским и южного межрайонного представительства с центром в Карасуке под председательством Сергея Александровича Кривушева (хотя это, безусловно, очень значимые события), а начало открытого большого разговора. И очень хорошо, что он нашел отклик в душах не только людей старшего поколения, но и молодых.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: