Новосибирск 6.4 °C

«Нужна государственная система профилактики преступности»

16.05.2007 00:00:00



В последние годы получили дальнейшее развитие тенденции укрепления российской государственности, формирования единого правового пространства, улучшения деятельности государственных структур по защите прав и свобод граждан. Это создает прочные предпосылки формирования российского правового государства. Законодательно обеспечивается финансирование из федерального бюджета, а значит, реализация приоритетных национальных проектов. Главная их цель — повышение качества образования, улучшение здоровья населения, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, создание достойных условий жизни на селе и развитие агропромышленного производства. Национальные проекты — это совершенно новый подход государственной власти к вопросам реализации конституционных гарантий каждого россиянина.

— Какие законодательные меры, на ваш взгляд, приобретают особую актуальность?

— С учетом социально-экономической обстановки в стране особую актуальность приобретают законодательные меры по повышению эффективности управления государственной собственностью, обеспечению гарантий предпринимательства, противодействию коррупции и злоупотреблениям государственных и муниципальных служащих. Нуждается в совершенствовании механизм реализации самих законов, контроль государства и общества за исполнением правовых предписаний, соблюдением прав граждан, поскольку в стране по-прежнему остается острой криминальная обстановка. Распространенный характер носят нарушения, связанные с выплатой заработной платы, охраной труда, медицинским обслуживанием, работой жилищно-коммунальных служб.

Один из наиболее острых вопросов в социальной сфере — соблюдение жилищных прав граждан. Зачастую нарушения связаны с несоблюдением установленного законом порядка предоставления жилья по договору социального найма, предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Игнорируются законодательные нормы пользования жилыми помещениями, приватизации занимаемых квартир. Далеко не всеми соблюдаются жилищные права несовершеннолетних. Некоторые органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты в области жилищных отношений, противоречащие федеральному законодательству.

Значительное число правонарушений связано с ненадлежащей организацией контроля со стороны уполномоченных органов за соблюдением прав и интересов граждан — участников долевого строительства объектов недвижимости, пострадавших от мошеннических действий. Только за 2005—2006 годы в отношении компаний, которые привлекали вклады граждан в долевое строительство многоквартирных домов, возбуждено 1075 уголовных дел, в рамках которых потерпевшими от преступных посягательств признаны 16 827 участников долевого строительства. Неудовлетворительное состояние этой сферы во многом связано с многочисленными фактами нарушений законодательства, ненадлежащим исполнением своих полномочий органами власти и местного самоуправления, а также уполномоченными контролирующими органами. По-прежнему много проблем возникает в ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Выявляются разнообразные нарушения, ущемляющие права граждан на нормальное проживание в жилых домах. До настоящего времени многими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются незаконные правовые акты. Только за 2006 год в сфере ЖКХ выявлено более 92 тысяч нарушений закона, в том числе 7 935 незаконных правовых актов.

Вызывает серьезную озабоченность ситуация с качеством и безопасностью лекарственных средств, продовольственного сырья и пищевых продуктов. Повсеместно не соблюдается законодательство о защите авторских прав, широко распространены случаи реализации контрафактной аудио- и видеопродукции. По оценкам Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), Российской антипиратской организации (РАПО) доля контрафактных и поддельных товаров составляет в общем объеме видеопродукции 68 процентов, аудиопродукции — 63 процента, DVD — 78 процентов, продукции программного обеспечения — 73 процента, промышленных и продовольственных товаров — от 10 до 50 процентов.

В особом внимании со стороны государства нуждаются социально незащищенные категории граждан: пенсионеры, инвалиды, престарелые люди и несовершеннолетние, чьи права непосредственно затронула проводимая в стране монетизация льгот. Пробуксовка этой реформы объясняется тем, что представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации до сих пор не принято 145 соответствующих региональных нормативных правовых актов. Такие серьезные пробелы есть во многих субъектах Российской Федерации. Поэтому очевидна необходимость законодательного регулирования эффективности работы и ответственности субъектов регионального нормотворчества.

Особо актуальными для страны остаются проблемы профилактики преступности. Комплексные меры борьбы с ней станут возможными, если будет принят нормативный правовой акт, определяющий основу ее целостной системы. Но, несмотря на неоднократные попытки внесения на рассмотрение Государственной думой соответствующих законопроектов, данного нормативного правового акта до сих пор нет. Его отсутствие приводит к тому, что элементы, образующие систему профилактики преступлений и иных правонарушений, остаются законодательно не определенными. И это сдерживает принятие иных не менее важных правовых документов, в том числе об участии общественности в обеспечении правопорядка.

Не приняты и другие крайне необходимые федеральные законы профилактической направленности, в том числе о предупреждении насилия в семье, о социально-правовом контроле за освобожденными из мест лишения свободы и т. д.

— Валентин Васильевич, как вы оцениваете уровень борьбы с коррупцией в настоящее время?

— К сожалению, тесно связанная с экономическими преступлениями, коррупция проникла и в органы власти. Регистрируемые показатели преступлений коррупционной направленности из года в год возрастают. В то же время выявление фактов коррупции затруднено: преступники в целях сокрытия противоправной деятельности используют разные схемы вымогательства, передачи и получения взяток. Мешает эффективной борьбе с коррупцией и то, что многие министерства и ведомства, а также их представительства в регионах ничего не предпринимают для профилактики коррупционных проявлений в подведомственных им структурах. Государственные служащие зачастую незаконно участвуют в коммерческой деятельности, являются учредителями коммерческих организаций, владеют долями и пакетами акций, занимают оплачиваемые должности в хозяйствующих субъектах, что влечет за собой конфликт личных интересов и интересов государственной службы, создает идеальные условия для коррупционных проявлений. Отмечены случаи, когда органы исполнительной власти всех уровней, наделенные контрольными и надзорными полномочиями, вопреки антимонопольному законодательству оказывают платные услуги хозяйствующим субъектам.

Но как бы ни пытались «схватить за руку» правонарушителей, только пресечением и наказанием виновных проблему не решить. Требуется комплекс мер по противодействию коррупции. Однако в стране не выработан и не утвержден стратегический концептуальный документ, на основе которого можно было бы развивать законодательную базу противодействия коррупции.

Нельзя недооценивать серьезный шаг на пути к решению этой проблемы — ратификацию Россией важнейших антикоррупционных международных договоров. Вместе с тем сам по себе этот шаг не несет в себе возможность адекватно действовать в российских обстоятельствах. Необходима имплементация международных норм в национальное, прежде всего уголовное, законодательство.

— Какие эффективные меры противодействия наркомании, по вашему мнению, могут быть уже сегодня применены?

— Считаю, что многое можно делать на местах. А пока серьезные нарекания вызывает отношение органов государственной власти субъектов Российской Федерации к предупреждению и профилактике наркомании. Так, приняты и реализуются республиканские целевые программы, но на них области и края России либо вообще не дают денег, либо выделяют их не в полном объеме. Почти во всех субъектах Российской Федерации органами местного самоуправления и территориальными правоохранительными органами не налажена профилактическая работа, направленная на выявление и уничтожение наркосодержащих растений, хотя около миллиона гектаров земли занято дикорастущей коноплей.

В условиях, когда незаконное распространение и потребление наркотических средств, психотропных веществ приобрели гигантские масштабы, как никогда актуальна необходимость совместных и четко скоординированных действий правоохранительных органов и органов государственной власти всех уровней в борьбе с угрозой здоровью нации и будущих поколений. Наркоманы совершают не только преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, но и общеуголовные преступления. При этом в состоянии наркотического опьянения совершается значительное число особо тяжких преступлений, в том числе умышленных убийств.

— Двух мнений уже нет: состояние законности и правопорядка оставляют желать много лучшего. Какую основную проблему, по вашему мнению, нужно решить, чтобы радикально улучшить положение в нашей стране?

— Я считаю серьезной проблемой недостатки в законотворческой деятельности.

Начнем с того, что отсутствуют многие правовые нормы, призванные регулировать конкретные правоотношения. Процедуры согласования и принятия необходимых нормативных правовых актов затягиваются. Это порождает правовой вакуум в общественных отношениях, которые начинают стихийно саморегулироваться.

Несовершенство отдельных законодательных актов, их финансовая и материальная необеспеченность, отсутствие механизма реализации приводят к тому, что нормы закона перестают работать.

Не менее актуальной остается проблема исполнения законов. Незнание правовых норм распространено не только среди широких масс населения, но и, к сожалению, среди значительной части должностных лиц контролирующих органов, кому по роду своей деятельности поручено следить за соблюдением требований законодательства.

В результате масса нарушений остается без соответствующей реакции со стороны органов власти, что влечет не только значительные финансовые, материальные, а иногда и человеческие потери. В общественном сознании формируется мнение о полной безнаказанности преступных проявлений и бессилии власти.

Чтобы в комплексе определять причины нарушений законности, находить пути оздоровления обстановки в стране, необходимо, по моему мнению, создать государственную систему профилактики преступности. Работать в этом направлении должны не только правоохранительные органы, но и обе ветви власти всех уровней, а также институты гражданского общества.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: