Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Учительская закалка — величина постоянная»

18.05.2007 00:00:00



Ведь НГПУ — это не только «инкубатор» передовой педагогической науки, но и альма-матер нескольких поколений нашего учительства.

— Петр Вольдемарович, ваше мнение о национальном проекте «Образование»?

— Без сомнения, национальный проект — это первый реальный шаг государства, который будет способствовать развитию школьного образования. Посмотрите, 50 школ нашей области, получивших гранты, две сотни учителей — лауреатов президентского конкурса — это очень серьезная заявка на то, чтобы общество обратило внимание на школьное образование и положение учителя.

Наша учительская профессия при всей ее, казалось бы, «понятности», прозрачности извне на самом деле весьма сложна. Во-первых, должно быть личное желание молодого человека поступить сюда и получить педагогическое образование. Во-вторых, это умение и желание ежедневно и ежечасно общаться с детьми, с родителями, с общественностью... Это все ведь на плечах учителя! Третье, — это непрерывное, это вечное самообразование, потому что учитель всегда учится.

И основная составляющая учительского труда — работа в школе. Педагог не тот, что пришел, провел урок и ушел. Это день-деньской в школе. И заниматься учителю параллельно какой-то другой работой, ради того, чтобы жить и — замкнутый круг — ХОРОШО работать — нет такой возможности! Если человек начинает совмещать несколько видов деятельности — подрабатывать или выполнять учебную нагрузку в той же школе на полторы-две ставки — это уже не качественный труд... Словом, это такая профессия, которая должна быть обеспечена государством, местной властью, где-то, может, и родители способны помочь, но должна быть такая схема, чтобы человек мог в школе работать. Мог, хотел и не зависел ни от каких обстоятельств, чтобы имел возможность всего себя отдать детям.

Поэтому мне кажется, что национальный проект — это чрезвычайно важный государственный шаг. И главное здесь — чтобы учительство в целом было защищено. Речь не идет о «купании в роскоши», но чтобы учитель целиком отдавался профессии, необходимо создать ему условия, в том числе материальные: достойную зарплату, жилье...

Учителя — это фанаты. Учительский труд — это фанатизм. И я всегда поражаюсь тому, особенно после абсолютно «провальных» по отношению к педагогам 90-х гг., что многие дети из учительских семей поступают снова к нам, продолжают эту традицию.

— И все-таки как-то изменилось учительство, педагогическое сообщество за прошедшие 10—15 лет? А что, может быть, осталось, как константа, незыблемым?

— Хороший вопрос... Что изменилось? Знаете, участвую во всех мероприятиях, которые проводят город, область по оценке труда учителя. Такой яркой и выпуклой частью коллективного портрета наших педагогов является конкурс «Учитель года». В течение последних трех лет заметил: участники молодеют. Второе: обычно победителем «Учителя года» был естественник, в прошлом и в этом году лауреатами стали гуманитарии, больше стало участвовать учителей иностранного языка. И самое главное, это молодежь!

Ведь учительский корпус стареет. И такая диспропорция для движения школы, ее развития как организма, прямо скажем, не хороша.
И еще один момент, на который хотел бы обратить внимание: сегодня в школу из числа молодых приходят не самые талантливые наши выпускники. Я всегда, каждый год, в апреле встречаюсь с пятикурсниками. Обычный вопрос-просьба: если вы не устроитесь работать по специальности, приходите, весь ректорат, все деканы окажут вам всяческое содействие в трудоустройстве. Поверьте, пять лет ко мне никто не приходит! Причем при разговоре с ребятами они так мило улыбаются: зачем, мол, все это? А потом многие говорят: «Уважаемый ректор, я с удовольствием бы пришел в школу и посвятил свою жизнь учительскому труду, но работать за пять тысяч рублей мне моя человеческая гордость не позволяет. Я чувствую свою силу и я найду работу по своим знаниям и по своему образованию». И находят. Находят в разных сферах, и весьма успешно.

При всем при этом я должен выразить благодарность администрации области и города, потому что делается очень много: и встречи с выпускниками, что пришли работать в школу, и различные конференции, и надбавки к заработной плате, и тот же «Учитель года»... Но субъект Федерации не может и не сможет всю эту сферу обеспечить полностью, просто не в силах. Должно быть понимание ее запросов и нужд на федеральном уровне.

Кроме того, профессиональное самочувствие учителя во многом зависит и от материальной базы школы. Был в советское время Главснабсбыт (как мы его называли — Учколлектор), который по нашим заявкам (по заявкам школ) укомплектовывал кабинеты химии, физики, географии, биологии... Потом наступил провал. Сейчас, правда, к подобной системе потихоньку возвращаемся. Но ведь в данный «промежуточный» период физику и химию «на пальцах» не объяснишь!..

И, конечно, беспокоит престиж учителя. При поступлении в вуз мы часто проводим социологические исследования. На начальном этапе приходят к нам, сознательно выбрав учительство как профессию, процентов 60 ребятишек. К выпуску цифра эта раза в два уменьшается. Таково действие социальных и материальных факторов!..

— Может быть, молодежь вообще в наше время чересчур прагматична?

— Не сказал бы. Ребята приходят хорошие. Часто меня спрашивают: чем отличается студент двадцатилетней давности от сегодняшнего?.. Да ничем! Сегодняшнее поколение, на мой взгляд, даже лучше. Они знают, чего хотят, и в этом их сила. И тот, кто хочет получить от вуза необходимые знания и навыки, прочие умения — он это делает.

А посмотрите, какой у нас студенческий клуб? Каждый день актовый зал гудит — там проводят очередное мероприятие! И к спорту отношение прекрасное: есть у нас и чемпионы, и мастера, и кандидаты в мастера — именно в вузе они поднимаются со ступеньки на ступеньку в своем развитии. Но главное — есть в сегодняшних студентах не меньше, чем у их предшественников, и энтузиазма, и желания профессионального, и личностного роста. Вот, например, прошла конференция по археологии, этнологии и палеоэкологии студентов и молодых ученых Сибири и Дальнего Востока. Пятьдесят лет археологическому кружку. Наш выпускник исторического факультета Вячеслав Молодин, вице-президент СО РАН, начинал с кружка здесь, стал академиком. И таких примеров много!

Так что, кто хочет, тот себя найдет. И современное поколение мне кажется даже более целеустремленным: у них раньше появляется цель определить свою судьбу. Это четко просматривается. Не у всех, но у значительной части студентов. Они знают, чего хотят! Год-два, и уже на третьем курсе ребята порою по 15—20 тысяч рублей зарабатывают в фирмах. Прагматичность это или нормальная личностная целеустремленность? Не все еще приоритеты определили мы для себя в новых рыночных условиях. Все мы этому процессу только учимся и попутно пытаемся осмыслять...

— И все-таки что в сердце и душе нашего учителя является константой, что осталось, на ваш взгляд, главным и неизменным, несмотря на последнее бурное пятнадцатилетие?

— А я вам скажу: закалка, как говорится, осталась. Вот просто для примера, навскидку. Посетите первую гимназию, 9-й лицей в Железнодорожном районе, 193-ю школу... Только посмотрев на этих учителей, вы поймете: эта манера держаться, речь, одежда, культура — они настоящие педагоги той — российской, советской, как угодно назовите, — выучки. Она остается и, хочется надеяться, в лучших проявлениях передается во многих школах как традиция.

А традицию эту крайне важно, на мой взгляд, поддерживать, каким-то образом по возможности в сфере образования сохранять. Потому что в современной школе наблюдается и другой процесс. Сегодня в школу (пусть пока немного) приходят люди, которые не получили педагогического образования. И как эта «прослойка» повлияет в дальнейшем на воспитание и обучение — сложный вопрос. Приходят специалисты, выпускники самых разных вузов, потому что школе надо занять ставку, вот она и идет на это. Я, может быть, преувеличиваю опасность этой тенденции, но это есть.

А в целом ядро, зерно, константа, как вы называете, в нашей школе, безусловно, сохранилась. Потому что всегда есть такие, постоянные в своей любви к детям, к своей профессии люди. Может, кто-то из них и не доедает, и не так, как хочет, может одеться, но дух нашего отечественного учительства жив. Это все-таки особая, близкая к исконному российскому подвижничеству категория.

— Петр Вольдемарович, вы без малого вот уже 20 лет ведете по курсу огромный педагогический корабль — НГПУ. Несмотря на то, что вам как ректору выпало работать в эпоху перемен, несмотря на то, что вуз и вы, как руководитель, открыты всем положительным нововведениям, корабль этот идет строго по курсу — готовит высокопрофессиональные педагогические кадры. Как вам далась эта стабильность?

— До 1993 года мы были педагогическим институтом. Потом стали университетом. Сегодня продолжаем готовить учителей по 27 специальностям (то есть все специальности, необходимые системе образования, вуз обеспечивает). И это очень важный профиль, главное наше направление. Но на сегодняшний день в вузе идет подготовка уже по 20 специальностям непедагогическим — университетским. Это гуманитарные направления. В целом конкурс для поступления в вуз — три человека.

Кстати, вторая часть нашей деятельности в основном небюджетная. И это позволяет поддерживать вуз — развивать его за счет небюджетных средств. Потому что за счет бюджета каждый год мы делаем, например, основательный плановый ремонт общежитий. Здания простояли почти 50 лет, и этот процесс требует больших дополнительных денег.

— А что тревожит вас как ректора?

— Беда заключается в том, что сегодня не только студент, как принято говорить, подрабатывает, но и преподаватель вынужден работать не на одном месте: что-то ведет в одном вузе, что-то в другом, в третьем — это сложно. И, как понимаете, не способствует качеству преподавания.

И еще одна беда. Сегодня приехать к нам — огромная проблема. Потому что пробки, а также дорожное покрытие на улице Вилюйской оставляет желать лучшего. Студенты и преподаватели опаздывают к любой паре.

Тревожит и проблема развития прилегающего к вузу микрорайона: сегодня у нас уже почти сорок тысяч жителей, а всего две школы. Дома сдаются как грибы. Но нет проекта. Было обращение ученого совета рассмотреть вопрос о строительстве школы. Что дальше будет? Пока нам не очень понятно. Так же нет в микрорайоне ни одного культурного центра: сдали один спортивный зал, и всё! Игровых заведений — сколько хотите, но ни Дома культуры, ничего. Это проблема — такая социокультурная изолированность микрорайона...

— Вуз, проблемы, от него неотъемлемые, научная и общественная деятельность... Где в течение двадцати лет вы, за все это впрямую отвечающий, черпаете силы, чтобы управлять всей этой махиной? Понимаю, та самая учительская закалка помогает, и все-таки?

— Помогает любовь к своей профессии, уважение к труду коллег... В основном это увлеченные люди. Пример: профессор, доктор исторических наук Татьяна Николаевна Троицкая. Пятьдесят лет руководит студенческим археологическим кружком. Она уже не может приезжать в университет, поэтому проводит археологические заседания дома. И студенты к ней с удовольствием приезжают — процесс идет! А вырастила Татьяна Николаевна в качестве самого первого научного руководителя одного академика, трех докторов наук, пару десятков кандидатов наук, четырех заслуженных учителей Российской Федерации. И все это сделал один человек!

Конечно, самые главные движители здесь и любовь к профессии, и любовь к студентам, и к делу в целом!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
  1. Ради чего вы готовы поставить прививку от коронавируса и получить QR код
  2. Ваш пол?


Новости
29.09.2021
Ежемесячная денежная выплата и единовременная денежная выплата положена некоторым категориям пенсионеров в октябре-2021. В Министерстве труда и социального развития Новосибирской области рассказали о мерах поддержки граждан пенсионного возраста.

30.09.2021 ДОМфото
Новосибирские дачники завершают сезон в срочном порядке. Последние фрукты и овощи на минувших выходных убирали из-под снега. В октябре погода, возможно, даст последний шанс подготовить участок к зиме и сделать все необходимое для будущих урожаев. VN.ru расспросил экспертов, как успешно завершить сезон и не беспокоиться до весны.


29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.