Новосибирск 4.7 °C

«Учительская закалка — величина постоянная»

18.05.2007 00:00:00



Ведь НГПУ — это не только «инкубатор» передовой педагогической науки, но и альма-матер нескольких поколений нашего учительства.

— Петр Вольдемарович, ваше мнение о национальном проекте «Образование»?

— Без сомнения, национальный проект — это первый реальный шаг государства, который будет способствовать развитию школьного образования. Посмотрите, 50 школ нашей области, получивших гранты, две сотни учителей — лауреатов президентского конкурса — это очень серьезная заявка на то, чтобы общество обратило внимание на школьное образование и положение учителя.

Наша учительская профессия при всей ее, казалось бы, «понятности», прозрачности извне на самом деле весьма сложна. Во-первых, должно быть личное желание молодого человека поступить сюда и получить педагогическое образование. Во-вторых, это умение и желание ежедневно и ежечасно общаться с детьми, с родителями, с общественностью... Это все ведь на плечах учителя! Третье, — это непрерывное, это вечное самообразование, потому что учитель всегда учится.

И основная составляющая учительского труда — работа в школе. Педагог не тот, что пришел, провел урок и ушел. Это день-деньской в школе. И заниматься учителю параллельно какой-то другой работой, ради того, чтобы жить и — замкнутый круг — ХОРОШО работать — нет такой возможности! Если человек начинает совмещать несколько видов деятельности — подрабатывать или выполнять учебную нагрузку в той же школе на полторы-две ставки — это уже не качественный труд... Словом, это такая профессия, которая должна быть обеспечена государством, местной властью, где-то, может, и родители способны помочь, но должна быть такая схема, чтобы человек мог в школе работать. Мог, хотел и не зависел ни от каких обстоятельств, чтобы имел возможность всего себя отдать детям.

Поэтому мне кажется, что национальный проект — это чрезвычайно важный государственный шаг. И главное здесь — чтобы учительство в целом было защищено. Речь не идет о «купании в роскоши», но чтобы учитель целиком отдавался профессии, необходимо создать ему условия, в том числе материальные: достойную зарплату, жилье...

Учителя — это фанаты. Учительский труд — это фанатизм. И я всегда поражаюсь тому, особенно после абсолютно «провальных» по отношению к педагогам 90-х гг., что многие дети из учительских семей поступают снова к нам, продолжают эту традицию.

— И все-таки как-то изменилось учительство, педагогическое сообщество за прошедшие 10—15 лет? А что, может быть, осталось, как константа, незыблемым?

— Хороший вопрос... Что изменилось? Знаете, участвую во всех мероприятиях, которые проводят город, область по оценке труда учителя. Такой яркой и выпуклой частью коллективного портрета наших педагогов является конкурс «Учитель года». В течение последних трех лет заметил: участники молодеют. Второе: обычно победителем «Учителя года» был естественник, в прошлом и в этом году лауреатами стали гуманитарии, больше стало участвовать учителей иностранного языка. И самое главное, это молодежь!

Ведь учительский корпус стареет. И такая диспропорция для движения школы, ее развития как организма, прямо скажем, не хороша.
И еще один момент, на который хотел бы обратить внимание: сегодня в школу из числа молодых приходят не самые талантливые наши выпускники. Я всегда, каждый год, в апреле встречаюсь с пятикурсниками. Обычный вопрос-просьба: если вы не устроитесь работать по специальности, приходите, весь ректорат, все деканы окажут вам всяческое содействие в трудоустройстве. Поверьте, пять лет ко мне никто не приходит! Причем при разговоре с ребятами они так мило улыбаются: зачем, мол, все это? А потом многие говорят: «Уважаемый ректор, я с удовольствием бы пришел в школу и посвятил свою жизнь учительскому труду, но работать за пять тысяч рублей мне моя человеческая гордость не позволяет. Я чувствую свою силу и я найду работу по своим знаниям и по своему образованию». И находят. Находят в разных сферах, и весьма успешно.

При всем при этом я должен выразить благодарность администрации области и города, потому что делается очень много: и встречи с выпускниками, что пришли работать в школу, и различные конференции, и надбавки к заработной плате, и тот же «Учитель года»... Но субъект Федерации не может и не сможет всю эту сферу обеспечить полностью, просто не в силах. Должно быть понимание ее запросов и нужд на федеральном уровне.

Кроме того, профессиональное самочувствие учителя во многом зависит и от материальной базы школы. Был в советское время Главснабсбыт (как мы его называли — Учколлектор), который по нашим заявкам (по заявкам школ) укомплектовывал кабинеты химии, физики, географии, биологии... Потом наступил провал. Сейчас, правда, к подобной системе потихоньку возвращаемся. Но ведь в данный «промежуточный» период физику и химию «на пальцах» не объяснишь!..

И, конечно, беспокоит престиж учителя. При поступлении в вуз мы часто проводим социологические исследования. На начальном этапе приходят к нам, сознательно выбрав учительство как профессию, процентов 60 ребятишек. К выпуску цифра эта раза в два уменьшается. Таково действие социальных и материальных факторов!..

— Может быть, молодежь вообще в наше время чересчур прагматична?

— Не сказал бы. Ребята приходят хорошие. Часто меня спрашивают: чем отличается студент двадцатилетней давности от сегодняшнего?.. Да ничем! Сегодняшнее поколение, на мой взгляд, даже лучше. Они знают, чего хотят, и в этом их сила. И тот, кто хочет получить от вуза необходимые знания и навыки, прочие умения — он это делает.

А посмотрите, какой у нас студенческий клуб? Каждый день актовый зал гудит — там проводят очередное мероприятие! И к спорту отношение прекрасное: есть у нас и чемпионы, и мастера, и кандидаты в мастера — именно в вузе они поднимаются со ступеньки на ступеньку в своем развитии. Но главное — есть в сегодняшних студентах не меньше, чем у их предшественников, и энтузиазма, и желания профессионального, и личностного роста. Вот, например, прошла конференция по археологии, этнологии и палеоэкологии студентов и молодых ученых Сибири и Дальнего Востока. Пятьдесят лет археологическому кружку. Наш выпускник исторического факультета Вячеслав Молодин, вице-президент СО РАН, начинал с кружка здесь, стал академиком. И таких примеров много!

Так что, кто хочет, тот себя найдет. И современное поколение мне кажется даже более целеустремленным: у них раньше появляется цель определить свою судьбу. Это четко просматривается. Не у всех, но у значительной части студентов. Они знают, чего хотят! Год-два, и уже на третьем курсе ребята порою по 15—20 тысяч рублей зарабатывают в фирмах. Прагматичность это или нормальная личностная целеустремленность? Не все еще приоритеты определили мы для себя в новых рыночных условиях. Все мы этому процессу только учимся и попутно пытаемся осмыслять...

— И все-таки что в сердце и душе нашего учителя является константой, что осталось, на ваш взгляд, главным и неизменным, несмотря на последнее бурное пятнадцатилетие?

— А я вам скажу: закалка, как говорится, осталась. Вот просто для примера, навскидку. Посетите первую гимназию, 9-й лицей в Железнодорожном районе, 193-ю школу... Только посмотрев на этих учителей, вы поймете: эта манера держаться, речь, одежда, культура — они настоящие педагоги той — российской, советской, как угодно назовите, — выучки. Она остается и, хочется надеяться, в лучших проявлениях передается во многих школах как традиция.

А традицию эту крайне важно, на мой взгляд, поддерживать, каким-то образом по возможности в сфере образования сохранять. Потому что в современной школе наблюдается и другой процесс. Сегодня в школу (пусть пока немного) приходят люди, которые не получили педагогического образования. И как эта «прослойка» повлияет в дальнейшем на воспитание и обучение — сложный вопрос. Приходят специалисты, выпускники самых разных вузов, потому что школе надо занять ставку, вот она и идет на это. Я, может быть, преувеличиваю опасность этой тенденции, но это есть.

А в целом ядро, зерно, константа, как вы называете, в нашей школе, безусловно, сохранилась. Потому что всегда есть такие, постоянные в своей любви к детям, к своей профессии люди. Может, кто-то из них и не доедает, и не так, как хочет, может одеться, но дух нашего отечественного учительства жив. Это все-таки особая, близкая к исконному российскому подвижничеству категория.

— Петр Вольдемарович, вы без малого вот уже 20 лет ведете по курсу огромный педагогический корабль — НГПУ. Несмотря на то, что вам как ректору выпало работать в эпоху перемен, несмотря на то, что вуз и вы, как руководитель, открыты всем положительным нововведениям, корабль этот идет строго по курсу — готовит высокопрофессиональные педагогические кадры. Как вам далась эта стабильность?

— До 1993 года мы были педагогическим институтом. Потом стали университетом. Сегодня продолжаем готовить учителей по 27 специальностям (то есть все специальности, необходимые системе образования, вуз обеспечивает). И это очень важный профиль, главное наше направление. Но на сегодняшний день в вузе идет подготовка уже по 20 специальностям непедагогическим — университетским. Это гуманитарные направления. В целом конкурс для поступления в вуз — три человека.

Кстати, вторая часть нашей деятельности в основном небюджетная. И это позволяет поддерживать вуз — развивать его за счет небюджетных средств. Потому что за счет бюджета каждый год мы делаем, например, основательный плановый ремонт общежитий. Здания простояли почти 50 лет, и этот процесс требует больших дополнительных денег.

— А что тревожит вас как ректора?

— Беда заключается в том, что сегодня не только студент, как принято говорить, подрабатывает, но и преподаватель вынужден работать не на одном месте: что-то ведет в одном вузе, что-то в другом, в третьем — это сложно. И, как понимаете, не способствует качеству преподавания.

И еще одна беда. Сегодня приехать к нам — огромная проблема. Потому что пробки, а также дорожное покрытие на улице Вилюйской оставляет желать лучшего. Студенты и преподаватели опаздывают к любой паре.

Тревожит и проблема развития прилегающего к вузу микрорайона: сегодня у нас уже почти сорок тысяч жителей, а всего две школы. Дома сдаются как грибы. Но нет проекта. Было обращение ученого совета рассмотреть вопрос о строительстве школы. Что дальше будет? Пока нам не очень понятно. Так же нет в микрорайоне ни одного культурного центра: сдали один спортивный зал, и всё! Игровых заведений — сколько хотите, но ни Дома культуры, ничего. Это проблема — такая социокультурная изолированность микрорайона...

— Вуз, проблемы, от него неотъемлемые, научная и общественная деятельность... Где в течение двадцати лет вы, за все это впрямую отвечающий, черпаете силы, чтобы управлять всей этой махиной? Понимаю, та самая учительская закалка помогает, и все-таки?

— Помогает любовь к своей профессии, уважение к труду коллег... В основном это увлеченные люди. Пример: профессор, доктор исторических наук Татьяна Николаевна Троицкая. Пятьдесят лет руководит студенческим археологическим кружком. Она уже не может приезжать в университет, поэтому проводит археологические заседания дома. И студенты к ней с удовольствием приезжают — процесс идет! А вырастила Татьяна Николаевна в качестве самого первого научного руководителя одного академика, трех докторов наук, пару десятков кандидатов наук, четырех заслуженных учителей Российской Федерации. И все это сделал один человек!

Конечно, самые главные движители здесь и любовь к профессии, и любовь к студентам, и к делу в целом!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: