Новосибирск 6.1 °C

Цветы воспитания

07.06.2007 00:00:00
Цветы воспитания
Время идет вперед, и глубинка, как называем мы дальние поселения области, теряет свое первоначальное понятие. Да, от центра городской цивилизации сотни километров. Но сегодня интернет есть в каждой школе. Национальный проект «Образование» дал мощный толчок развитию. И сельские школьники в настоящее время ничуть не уступают по уровню знаний городским сверстникам.



В Маслянинском районе 39 образовательных учреждений, в которых трудятся 615 педагогов; 49 из них — отличники народного образования, 7 человек имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 4 орденоносца и около 30 награждены грамотами Министерства образования России. Учителя и дети становятся лауреатами различных областных, всероссийских и международных конкурсов. Школа №3 четыре года подряд побеждает в конкурсах социально значимых проектов Новосибирской области. А школа №1 выиграла грант Министерства образования Российской Федерации в один миллион рублей. Трое педагогов района в рамках национального проекта «Образование» получили материальное поощрение и открыли школу педагогического мастерства.

Школы Маслянинского района, помимо разноплановых ярких достижений учеников и высокого уровня поставленной педагогами воспитательной работы, удивляют обустройством своих территорий. Уютные школьные дворы — это реализация малозатратных дизайнерских проектов, которые осуществляются силами школьников и педагогов. Не все красивое требует больших затрат — такова идея проводимого в районе конкурса «Уютная школа». «Такого цветущего рая нет нигде», — убеждена начальник районного управления образования Маргарита Владимировна Шабалина.

Школа здоровья
«Для чего вам столько цветов?» — пораженная масштабами радужного царства, спросила я директора школы № 5, отличника народного образования Лидию Степановну Буренок. Цветники вокруг школьного здания занимают 15 соток! «Дети должны расти в красоте», — ответила она.

Школа небольшая, всего 178 учеников. Образована в 1931 году как начальная. С 1964 стала восьмилетней. И только с вводом нового типового здания приобрела статус средней. В 2001 году состоялся первый выпуск одиннадцатиклассников. В прошлом году торжественно отметили 75-летний юбилей школы, на который съехались более 300 выпускников из всех уголков страны. Множество телеграмм прислали. Добрую память сохранили они на всю жизнь о школе. И школа, обеспечивая преемственность поколений и сохраняя традиции добра и любви, помнит их. На стендах — фотографии выпускных классов, начиная с 60-х годов.

Здоровью школьников уделяется пристальное внимание. Каждый последний день месяца проходит День здоровья. Звучит музыка, работает спортивный телевизионный канал. Подвижные игры на переменках, на улице. Совет старшеклассников ведет строгий учет курильщиков. Ребята и приглашенные медицинские работники проводят беседы.

А учебный день всегда начинается с пятиминутной зарядки для всех. Обязательны динамические паузы во время урока. На каждого ученика заведен «паспорт здоровья», в котором прослеживается динамика развития ребенка, его успехи в учебе и спорте; если болел, выясняют причины. Состояние здоровья учеников обсуждают на педсоветах. Школьная статистика показывает, что дети стали реже болеть — результат реализуемой программы по созданию здоровьесберегающей среды для ученика.

Звездочки «пятой»
Во вторую половину дня школа превращается в центр дополнительного образования. Работают 18 всевозможных кружков! Более 34% учеников занимаются в школьных спортивных секциях. И что примечательно, все занятия ведут сами педагоги, и для родителей дополнительное образование и занятость детей не стоит ни копейки. Как говорит директор, «мы понимаем, что не все семьи имеют возможность оплатить обучение ребенка в школе искусств или в спортивной секции, поэтому стараемся дать детям все, что в наших силах». Так, например, учитель истории вполне профессионально ведет секцию футбола, и школьная футбольная команда одна из лучших в районе. Десятиклассник Роман Сычов имеет первый взрослый разряд по бадминтону и занял первое место на всероссийских соревнованиях в своей возрастной категории. С 2000 года команда по баскетболу занимает первые места в районе. А ученик школы Юрий Захарченко дважды был признан лучшим нападающим в этом виде спорта.

Примечательный факт: из 26 преподавателей 10 человек — выпускники школы. Педагогический состав очень сильный. Многие педагоги — члены районных экспертно-квалификационных аттестационных комиссий. Как физик Андрей Адольфович Пашкевич — выпускник школы, закончивший НГУ. Ребята принимают участие во всех районных предметных олимпиадах. И побеждают. В 2006 году одиннадцатиклассник Павел Турчанинов занял первые места по физике и истории, а Марина Мохова завоевала первое место на областной олимпиаде школьников по математике и без экзаменов была зачислена на математический факультет НГПУ. Восьмиклассница Настя Илатовская и шестиклассница Вика Яковенко, единственные в районе, вошли в «золотую сотню» одаренных детей Новосибирской области, показав лучшие результаты в международных заочных конкурсах-играх школьников «Русский медвежонок» — по языкознанию и «Кенгуру» — по математике.

Дыхание истории
Достопримечательность школы — музей, имеющий статус краеведческого и являющийся большим подспорьем в нравственно-патриотическом воспитании учеников. Начало ему положил бывший директор школы Михаил Павлович Михалев. В экспозициях наглядно показаны история и уникальный животный и растительный мир Маслянинского района, его природные богатства.

Отдельный раздел посвящен выпускнику школы Герою России Николаю Ситникову, который погиб в московском Останкино в 1993 году. Ему было всего 19 лет. Десантник, служил в отряде «Витязь», обладатель крапового берета — признака высшей военной доблести. Юноша серьезно занимался спортом, был талантливым штангистом. В этом году в Маслянино открыли мемориальную доску, приезжали боевые друзья Николая. И даже спустя столько лет после трагических событий, они не могли сдержать слез, вспоминая своего мужественного друга.

В Маслянинском районе живет много потомков первых переселенцев, прибывших в богатый сибирский край в поисках лучшей доли век и более назад и осевших здесь навсегда. Культура и быт разных народностей России можно изучать по представленным экспонатам. Уголок деревенской избы. Макет русской печи. Старинные иконы. Прялка. Лапти и вышитые рубашки и рушники. Юбка, в которой бабушка венчалась в церкви. Длинная деревянная ложка, сплетенная из лозы, — доставать горячую картошку из чугуна. Вилы для метания сена.

В витринах экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, — земля с Курской дуги, образцы оружия, патроны, гильзы, каска. Противотанковая мина. Военная форма и фляжка. Награды и грамоты тех лет. Наволочка, которую в голодное лихолетье обменяли на хлеб. Кто такие пионеры, юные маслянинцы тоже могут узнать, побывав в школьном музее. Собран интересный материал по истории Маслянинского совхоза. Когда-то он славился на всю область. Завоеванные дипломы. Знамя коллектива коммунистического труда. Серебряная книга Почета — свидетельства ударного труда родителей сегодняшних школьников. Все эти трогательные вещи, реликвии, которые бережно хранились в семьях долгие годы, переданные в дар музею жителями села, дают ребятам возможность почувствовать дух времени, понять сложные периоды в истории страны.

Школьное притяжение
У школы отличное месторасположение. Пришкольный участок занимает 0,5 гектара. Все овощи для собственной столовой ребята выращивают сами. Да еще 0,7 гектара картофеля садят! Такое богатое раздолье не у каждой школы имеется даже в Маслянино, а уж перед городской — явное преимущество: с детства ребенок знает цену труду. К слову, урожая хватает и для совхозной столовой, а в школьной — обеды полноценны и дешевы.

Возвратимся к вопросу обилия цветов на школьном дворе. «Здесь много задач выполняется, — ответила Лидия Степановна. — Во-первых, детей должна окружать красота. И второе: дети должны расти в труде. Все сделано их руками. Поэтому наши цветы растут и цветут. Их никто не трогает до самой поздней осени. Ведь по большому счету, что такое школа? Это одно из мест, которое должно быть примером, образцом во многом, в том числе и эстетики, уюта. По-разному семьи живут. Есть очень бедные, пьющие. Ну где человеку остановить свой глаз? Поэтому мы делаем все, что можем. Без цветов нам никак нельзя! Видите, молоденький еще, но растет у нас свой кедрач. Был пустырь. Огородили, высадили кедры. Говорят, они медленно растут. Но пройдет время, и поднимется кедровый островок».

Пожалуй, нет ни одного дня, говорит директор, чтобы в школу кто-то из выпускников не приходил. И рассуждает, словно пытаясь понять, почему: «Может, чего-то особенного наша школа и не даст, все-таки сельская, каких-то возможностей нет. Но в чем наши дети не обижены — это теплом. Человеческим участием. Мы про каждого своего выпускника знаем абсолютно все. Ребята пишут нам письма, интересуются школьными делами. Мы стараемся дать детям то, что они по каким-то причинам недополучили в семье».

Притяжение родной школы... Приехал парень из армии в отпуск. Живет далеко, на конечной остановке. Но вышел у школы. Повидался с любимыми учителями. Как она живет, школа, без него? Потом только со своим рюкзачком за спиной отправился домой. Согласитесь, это дорогого стоит. Так что у сельской школы свои возможности и задачи. Школа на селе — центр тепла, уюта и красоты. Так что без цветов, я поняла, на самом деле никак не обойтись!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: